Организационный психолог
(консультант по управлению,
оргконсультант).
Организационный и управленческий консалтинг
для России дело новое. Широкое распространение
он начал получать с началом реформ. Первые
аудиторско-консалтинговые группы (АКГ) появились
в России в начале 90-х годов, когда под выдаваемые
кредиты западные банки и инвесторы требовали со
своих российских партнеров под их бизнес-проекты
заключения аудиторских компаний, или чтобы
бизнес-план был разработан консалтинговой
фирмой. Так как своих консалтинговых фирм в
России к тому времени еще не было, то свободную
нишу быстро заняли известные в мире западные же
консалтинговые компании. Тогда же, в начале 90-х,
начали появляться первые российские
консалтинговые фирмы, консультантами в которых
становились, специалисты, успевшие получить опыт
работы в западных консалтинговых фирмах, либо
высококвалифицированные специалисты, вышедшие
из разваливающихся НИИ, КБ или отраслевых
отделов и министерств.
Таким образом, консультантами становились
специалисты самых разных профессий: экономисты и
юристы, психологи и социологи, бывшие инженеры и
директора, педагоги и врачи и т.д. До сегодняшнего
дня профессия «консультант по управлению»,
«организационный консультант», «консультант
руководителя» или «консультант по развитию
организаций» не описана ни в одном российском
классификаторе профессий или
тарифно-квалификационном справочнике. А,
поскольку, нет описания профессии, то нет и
требований, предъявляемых к образованию и
квалификации консультанта. С одной стороны это
хорошо, поскольку позволяет квалифицированному
специалисту работать на рынке консалтинга. С
другой стороны, это плохо, потому что в
консалтинг, помимо профессионалов, идет
множество дилетантов.
Все виды консультирования в организациях
делятся на три категории, это:
- Экспертное консультирование
– в этой
области работают, в основном, экономисты и юристы
– к помощи экспертных консультантов организации
прибегают, когда надо получить конкретную
рекомендацию, заключение или совет;
- Проектное
консультирование – в этой
категории работают специалисты самых разных
специальностей, но преобладают бывшие
руководители фирм (производств, проектов),
экономисты, инженеры – к помощи проектных
консультантов организации прибегают, когда
необходимо разработать конкретный проект под
бизнес-идею или осуществить и внедрить
бизнес-план;
- Процессное
консультирование –
специалисты, работающие в этой области
консультирования, также могут быть из разных
профессий, но преобладают здесь социологи,
психологи, педагоги. За помощью к процессным
консультантам, организации обращаются, когда
необходимо улучшить, эффективно организовать
или наладить бизнес-процессы в организации.
Под бизнес-процессами мы понимаем деятельность
по преобразованию ресурсов в продукты и услуги,
включая модели управления, координации, передачи
информации и принятия решений.
Организационный психолог работает в области
процессного консультирования. Более того,
консультировать организацию «по процессу» лучше
всего удается именно организационному
психологу, знающему теорию деятельности,
организационную психологию и психологию труда,
психологию управления и инженерную психологию.
Все эти знания можно в полном объеме получить на
факультете психологии МГУ, специализируясь по
профилю «психологии труда и организационной
психологии», а также «социальной психологии».
Цель деятельности организационного
психолога (консультанта по процессу) –
организация, способная успешно развиваться в
условиях динамичного (непрерывно меняющегося)
окружающего мира.
Объекты деятельности – организация,
персонал, управленческий состав, отдельные
подразделения или работники организации.
Продукты деятельности консультанта могут
быть самыми разнообразными, в зависимости от
характера деятельности. Психолог организует
процесс деятельности, его задача состоит в том,
чтобы этот процесс был результативным.
Входя в организацию, консультант проводит
организационную диагностику. Определяет
управленческие ошибки, проблемы и
организационные патологии. Осуществляя
организационную диагностику, психолог
использует методы самодиагностики,
диагностического интервью, анкетирования,
наблюдения, изучения документов. На стадии
диагностики очень важно отличать реальные
проблемы от «жалоб» и «назывных» проблем и уметь
переводить их в проблемы организационные.
Следующим шагом в работе психолога является
определение корневых и узловых проблем компании
и организация процесса по их устранению и
разрешению.
После того, как разрешены корневые и узловые
проблемы предприятия, организация «здорова», –
консультант организует процесс по развитию
организации. Это могут быть процессы:
Организация и постановка маркетинга на
предприятии.
Консалтинг по вопросам рекламы и PR.
Усиление привлекательности фирмы в глазах
клиентов.
Командообразование.
Корпоративная культура.
Согласование целей, целеобразование и
целеустроение.
Формализация отношений, определение функций
подразделений и сотрудников.
Мотивация и оценка персонала.
Управление персоналом.
Стратегическое планирование и управление.
Организация производства.
Реструктуризация
…и другие.
Суть внешнего процессного консультирования
заключается в том, что консультант-психолог
должен максимально раскрыть потенциал
участников процесса, научить их успешно
взаимодействовать друг с другом, наладить их
совместную деятельность. При этом сам
консультант должен как можно меньше участвовать
в обсуждении проектов и давать советы по
вырабатываемому продукту и высказывать свое
мнение по поводу его качеств и свойств. Это
условие необходимо соблюдать для того, чтобы у
консультанта была возможность безболезненно для
организации покинуть ее по окончании своей
работы. Если консультант уходит из организации, и
после его ухода процессы в организации
останавливаются или замедляются, то плох тот
психолог-консультант. Значит, он не
организовывал процесс, а руководил проектом, а
это совсем другая сфера консультирования,
впрочем, вполне приемлемая для внутреннего
консультанта.
Организацию можно рассматривать как систему.
Тогда подразделения, отделы и персонал
организации мы рассматриваем как части этой
системы (совокупность подсистем). Организация, в
свою очередь, является частью (подсистемой)
другой, большей системы или надсистемы (например,
рынка).
В зависимости от уровня своей квалификации
организационный консультант-психолог работает
на подсистемном, системном или надсистемном
уровнях.
Если молодой специалист-психолог хочет стать
квалифицированным и высокооплачиваемым
консультантом, он должен начинать свою трудовую
деятельности с подсистемного уровня. Он должен
изучать и организовывать процессы, происходящие
внутри организации. На этом этапе
консультант-психолог может выступать и в
качестве эксперта, например, при разработке
профессиограмм и должностных инструкций,
составлении психограмм и «психологических
портретов» успешных специалистов, при подборе
персонала и планировании карьеры сотрудников
организации, в оценке оборудования рабочих мест,
освещенности, режима труда и т.д.
Кроме того, он может выступать и в роли
проектного консультанта, например, при
формировании корпоративной культуры, участвуя в
разработке кодекса фирмы, в разработке и
осуществлении проектов, направленных на
мотивацию персонала, повышение качества работы.
В качестве консультанта по процессу начинающий
консультант-психолог может выступать при
формализации производственных отношений, в
профилактике и разрешении конфликтов, проводя
различные тренинги, собрания трудового
коллектива.
Заработная плата внутреннего консультанта
колеблется в зависимости от региона,
квалификации консультанта, размера
компании-работодателя.
Освоив на практике методы работы в качестве
внутреннего консультанта, изучив
бизнес-процессы изнутри, психолог может
переходить к работе с руководителями и
организациями на системном уровне – перейти в
разряд внешнего консультирования. В этом случае,
психологу необходимо помнить о том, что
требования руководителей к внешним
консультантам гораздо выше (существенно выше и
заработки внешнего консультанта), чем к своим
сотрудникам. Любой промах консультанта будет
расценен как провал, руководитель организации
разорвет договор, а к консультанту, в случае
повторения таких ошибок и на других
предприятиях, может пристать ярлык «дилетанта».
Чтобы избежать таких неудач, психологу
рекомендуется поработать на трех-пяти
предприятиях в разных отраслях, не менее года в
каждой компании, в качестве внутреннего
консультанта. Главную роль в определении размера
гонорара консультанта играет квалификация и
известность консультанта. Размеры организации
практически не влияют на определение стоимости
услуг.
На освоение системного уровня консультанту
необходимо 5-10 лет напряженной работы. За это
время он должен успеть проконсультировать
десятки организаций, проанализировать их
деятельность и вывести закономерности их
функционирования и развития. Только после этого
консультант может предлагать свои услуги в
надсистемном уровне – регулировать рынок или
развивать отрасль. Спрос на этот вид консалтинга,
в России, только появился. Например, в
«Ассоциации консультантов по управлению и
организационному развитию» (АКУОР) за 2001 год с
консультантами было заключено не более десяти
контрактов на такие виды консультирования.
Студенту, решившему стать консультантом по
управлению и организационному развитию,
необходимо во время обучения на факультете
психологии МГУ обращать особое внимание на
теоретическую подготовку, осваивать методы и
приемы работы практических психологов, учиться
самому создавать новые практические методики
работы.
От руководителей организаций довольно часто
можно слышать, произносимые с усмешкой,
скептические слова: «Это все в теории так…, но на
практике все по-другому». Теоретику,
действительно, на это нечего ответить, он не в
состоянии применить на практике свою теорию
(если теория не адекватна жизненным задачам).
Организационный психолог-консультант практик,
уверенно отвечает: «Нет ничего практичнее
работоспособной теории», и подписывает контракт!
Хорошая теория не устаревает, устаревают методы
работы с теорией. Окружающий мир динамично
меняется, вместе с ним должны меняться
теоретические концепции и методы работы
психолога в организации. Создавайте свои
работоспособные теории и методики, и они, вполне
возможно, будут конкурентоспособны на рынке
управленческого консалтинга.
Рекомендуемая литература:
Базаров Т.Ю. Управление персоналом
развивающейся организации. – М.: ИПК ГС, 1996.
Джуэлл Л. Индустриально-организационная
психология. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
Занковский А.Н. Организационная психология.
Учебное пособие для вузов. М.: Флинта, МПСИ, 2000.
Кабаченко Т.С. Психология управления. Учебное
пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
Психология менеджмента. Учебник /Под ред.
С.Г.Никифорова. – СПб.: СПАбГУ, 2000.
Лютенс Ф. Организационное поведение. Перев. с
англ. 7-го изд.- М.: ИНФРА-М, 1999.
Управление персоналом. Учебник для вузов / Под
ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л.Еремина. – М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 1998.
Автор текста - П.В. Сурков (Жогов),
выпускник факультета психологии МГУ,
организационный психолог-консультант, член
Правления Ассоциации консультантов по
управлению и организационному развитию (АКУОР).