Заседание секции «Культурно-исторический
подход в исследовании детства»
16 ноября 2022 года в рамках Международного
конгресса Л.С. Выготский и А. Р. Лурия: культурно-историческая
психология и вопросы цифровизации в социальных
практиках (Новосибирск) состоялось заседание
секции «Культурно-исторический подход в
исследовании детства: результаты лонгитюдного
всероссийского исследования "Растем вместе"».
Руководителем секции выступил Александр
Николаевич Веракса, академик РАО, доктор
психологических наук, профессор, заведующий
кафедрой психологии образования и педагогики
МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель директора
Психологического института РАО.
Исследователи выступили с докладами о
результатах исследований в рамках
всероссийского проекта «Растем вместе», в
котором принимают участие дети дошкольного и
школьного возрастов, а также их родители и
педагоги.
Исследователи МГУ имени М.В. Ломоносова
Гаврилова М. Н., кандидат психологических наук и
Сухих В.Л. изложили в докладе особенности
культурно-исторического подхода к построению
типологии игрушек для детей дошкольного
возраста, а также поделились планом предстоящего
эксперимента. Бухаленкова Д. А., кандидат
психологических наук в совместном докладе с
Чичининой Е.А. (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва)
осветила проблему особенностей развития
регуляторных функций у дошкольников с разным
опытом использования цифровых устройств. Доктор
психологических наук, профессор Веракса Н.Е. и
Айрапетян З.В. (МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва)
поделились результатами трехлетнего
лонгитюдного исследования когнитивного
развития у детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Чичинина Е.А. (МГУ имени М.В.
Ломоносова, Москва) в совместном докладе с
Баяновой Л.Ф., доктором психологических наук (Психологический
институт РАО) рассказали о связи регуляторных
функций с посещением дополнительных занятий в
дошкольном возрасте. Интерес вызвало
исследование Якуповой В.А., кандидата
психологических наук, (МГУ имени М.В. Ломоносова,
Москва) о связи когнитивной гибкости и рисков
пренатальной депрессии.
Докладчики уделили внимание и проблематикам
школьного возраста. Сиднева А.Н., кандидат
психологических наук (МГУ имени М.В. Ломоносова) и
Асланова М.С. (МГУ имени М.В. Ломоносова;
Сеченовский университет, Москва) поделились
результатами сравнительного исследования, в
котором были получены данные об особенностях
развития математических способностей младших
школьников, обучающихся по разным
образовательным программам. Руднова Н.А.,
кандидат психологических наук (Психологический
институт РАО) рассказала в докладе о связи
академической мотивации и психологическом
благополучии подростков в школе. Корниенко Д.С.,
доктор психологических наук, (Психологический
институт РАО, Москва) и Семенов Ю.И., руководитель
научного образовательного центра «Академия наук
Республики Саха (Якутия)», (г. Якутск) поделились
результатами масштабного исследования об
участии родителей в цифровизации подростков на
материале Республики Саха (Якутия).
Подводя итоги работы секции, руководитель и
исследователи выразили благодарность,
принимавшим в участие в проекте «Растем вместе»
психологам, педагогам и родителям, без усилий
которых невозможно было бы увидеть столь богатую
картину развития ребенка дома, в детском саду и в
школе.