Тринадцатый круглый стол
заведующих кафедрами социальной психологии
и кафедрами, ведущими подготовку по
социально-психологическим дисциплинам, вузов
Москвы и Московского региона
«Общение преподавателя и
студента: психологические проблемы и
современные тенденции»
18 ноября 2014 года
В Тринадцатом круглом столе, проходившем
на базе факультета психологии МГУ имени
М.В.Ломоносова и организованном кафедрой
социальной психологии этого факультета,
приняли участие:
- 9 зав. кафедрами социальной психологии и
кафедрами, ведущими подготовку по
социально-психологическим дисциплинам,
- 4 зам. зав. кафедрами социальной психологии
и кафедрами, ведущими подготовку по
социально-психологическим дисциплинам, вузов
Москвы и Московского региона,
- а также преподаватели и научные сотрудники
кафедры социальной психологии факультета
психологии МГУ.
Ведущие:
- Т.Г.Стефаненко,
зав. кафедрой социальной психологии факультета
психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, докт. психол.
наук, профессор.
- Т.Ю.Базаров,
профессор кафедры социальной психологии
факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова,
научный руководитель Института практической
психологии НИУ ВШЭ, докт. психол. наук, профессор.
- О.В.Соловьева, доцент кафедры социальной
психологии факультета психологии МГУ имени
М.В.Ломоносова, канд. психол. наук.
Тринадцатый круглый стол был тематически
связан с прошедшей Международной
конференцией «Психология общения и доверия:
методология, теория и практика» и был
приурочен ко дню рождения Л.А.Петровской
(13.11.1937 - 19.03.2006), профессора кафедры социальной
психологии факультета психологии МГУ имени
М.В.Ломоносова, академика РАО, уделявшей большое
внимание разработке проблематики
педагогического общения. Лариса Андреевна
утверждала субъект-субъектный и диалогический
подходы к педагогическому общению,
необходимость личностного самораскрытия
учителя в общении с учеником и преподавателя в
общении со студентом, на протяжении многих лет
читала спецкурс «Психология педагогического
общения» на факультете психологии МГУ.
За прошедшие годы реальность общения
преподавателя и студента сильно изменилась и
назрела необходимость провести
социально-психологический анализ ситуации
взаимодействия преподавателя и студента в
контексте новых экономических и социокультурных
реалий, в частности, реалий рынка
образовательных услуг и новых коммуникационных
технологий.
Темы выступлений на круглом столе:
- Возможные трансформации субъект-субъектного
взаимодействия в современной ситуации
образования.
Е.П. Белинская, докт. психол. наук, профессор
кафедры социальной психологии факультета
психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.
- Доверие как условие референтных отношений
преподавателя и студента.
О.Б. Крушельницкая, канд. психол. наук, зав.
кафедрой теоретических основ социальной
психологии факультета социальной психологии
МГППУ.
- Восприятие преподавателями и студентами
конфликтов между ними.
Е.О. Голынчик, канд. психол. наук, ст.н.с. кафедры
социальной психологии факультета психологии МГУ
имени М.В.Ломоносова.
- Опыт качественного анализа взаимоотношений
научного руководителя и студента.
Е.С. Кутковая, аспирантка кафедры социальной
психологии факультета психологии МГУ имени
М.В.Ломоносова.
- Дистанционное обучение: проблемы
опосредованного общения.
Т.Ю. Базаров, профессор кафедры социальной
психологии факультета психологии МГУ имени
М.В.Ломоносова, научный руководитель
Института практической психологии НИУ ВШЭ, докт.
психол. наук, профессор
Выступившие проанализировали проблемы и
обозначили вызовы, стоящие перед системой
университетского образования в современных
условиях. Это, в частности, снижение значимости
общего предмета деятельности
преподавателей и студентов (в виде научного
исследования), переживание преподавателями
утраты своей субъектности на фоне повышения
субъектности у студентов; проблема обучения на
моделях (например, через анализ кейсов будущей
профессиональной деятельности); проблема
выстраивания содержания и форм университетского
образования в условиях безграничного
бесплатного образовательного ресурса,
размещенного в сети интернет на различных
образовательных платформах (Е.П.Белинская);
проблема доверия, референтности и искренности в
отношениях преподавателя и студента (О.Б.Крушельницкая);
проблема выстраивания виртуальной коммуникации
со студентами в гуманитарной сфере, проблема
изоморфности форм коммуникации в образовании
формам коммуникации в будущей профессиональной
деятельности студентов; проблема развития
университета как демократического социального
института, опирающегося на процедуры с обратной
связью и партнерские отношения (Т.Ю.Базаров).
В выступлениях на основе результатов
эмпирических исследований были
проанализированы возможные противоречия между
преподавателями и студентами и зоны
потенциальной конфликтности в их отношениях,
атрибуция ими ответственности за возникающие в
этих отношениях проблемы, недооценка ими
конструктивной функции конфликта (Е.О.Голынчик);
особенности позиционирования участников
взаимодействия «научный руководитель - студент»
и противоречия, возникающие в этой диаде (свобода
- чувство безопасности, неформальный контакт -
контроль, самостоятельность - зависимость), а
также возможность использования теории
позиционирования как инструмента коррекции
отношений между научным руководителем и
студентом (Е.С.Кутковая).
Участники круглого стола обсудили проблемы,
поднятые в выступлениях коллег,
проблематизировали понимание системы
образования как сферы услуг, социологическую
метафору современного университета «как
супермаркета знаний», рассмотрение знаний как
информации, восприятие образовательных
институтов сквозь призму «брэндов»,
преобладание внимания к средствам обучения по
сравнению с принципами и ценностями образования.
Выступления и их обсуждение способствовали
углублению понимания участниками круглого стола
как ситуации в системе университетского
образования в нашей стране, так и проблем и
современных тенденций в общении преподавателя и
студента. Все это, безусловно, стимулировало
личную рефлексию участников круглого стола как
преподавателей и организаторов ситуации
обучения, способствовало их осознанному
самопозиционированию в отношениях со студентами
в изменяющихся условиях, дало участникам
материал для осмысления стратегий развития
вузовских кафедр социальной психологии, а также
задало перспективы дальнейших исследований в
социальной психологии как науке.
Текст: О.В.Соловьева
Фотоотчёт
Т.Ю.Базаров, Т.Г.Стефаненко,
О.В.Соловьева |
Н.П.Грищенко |
Т.Ю.Базаров |
|
С.А.Липатов |
О.Т.Мельникова, Д.А.Хорошилов |
Т.Ю.Базаров, Т.Г.Стефаненко |
Т.Г.Стефаненко, О.В.Соловьева |
Е.О.Голынчик |
Т.Ю.Базаров |
|
О.В.Соловьева |
Е.П.Белинская |
Е.Д.Короткина (Тверь) |
О.Е.Хухлаев |
Е.О.Голынчик |
О.С.Павлова, Ю.В.Суховершина,
Е.Б.Пучкова, Е.Д.Короткина |
Ю.В.Суховершина, Е.Б.Пучкова |
Ю.В.Суховершина, Е.Б.Пучкова |
С.А.Липатов, Н.Н.Толстых |
Е.П.Белинская, О.Е.Хухлаев |
Е.В.Жатько |
О.Б.Крушельницкая |
С.М.Матяш, Н.П.Грищенко |
Е.В.Зырянова, С.А.Липатов |
Е.О.Голынчик |
Е.О.Голынчик |
Е.О.Голынчик |
Е.С.Кутковая |
Н.П.Грищенко |
Е.С.Кутковая |
С.А.Липатов |
Е.П.Белинская |
Т.Ю.Базаров |
Т.Ю.Базаров |
Т.Ю.Базаров |
Фото: Валерия
Лянгузова
См. также:
|
Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.
Дизайн и поддержка сайта 1997-2021: Станислав Козловский
|