Школа молодых учёных
«Междисциплинарные лонгитюдные исследования»
При финансовой поддержке Российского научного
фонда (проект № 17-78-30028) 27-28 ноября 2017 года
состоялась Школа молодых учёных
«Междисциплинарные лонгитюдные исследования».
В работе двухдневной школы приняли участие 34
молодых ученых, аспирантов, студентов из таких
ведущих научных учреждений и университетов
России, как Психологический институт РАО,
Московский государственный университет им. М.В.
Ломоносова, Высшая школа экономики, Уральский
федеральный университет, Московский
технологический университет и др.
13 российских и зарубежных специалистов в
области психологии, нейронауки, психогенетики,
молекулярной генетики, педагогики и других
научных дисциплин прочитали лекции и провели
семинарские занятия, объединенные проблематикой
междисциплинарного изучения факторов
успешности в обучении.
В своей лекции академик РАО С.Б. Малых (МГУ имени
М.В. Ломоносова, Психологический институт РАО,
Москва) рассказал о наиболее значимых
международных и российских междисциплинарных
лонгитюдных исследованиях психического
развития. В лекции было обсуждено значение
результатов лонгитюдных исследований для
повышения качества образования. Важность
организации и проведения кросскультурных
лонгитюдных исследовательских проектов,
направленных на изучение психологических
признаков, связанных с успешностью в обучении,
подчеркнула в своем докладе член-корреспондент
РАО Т.Н. Тихомирова (МГУ имени М.В. Ломоносова,
Психологический институт РАО, Москва). Ею было
представлен проект и протокол кросскультурного
лонгитюдного исследования академической
успешности, целью которого является понимание
когнитивных и не-когнитивных предикторов
индивидуальных различий в успешности обучения
на всем протяжении школьного возраста.
Лонгитюдное исследование творческого мышления
представила профессор Е.И. Щебланова
(Психологический институт РАО, Москва), отметив
сложность организации лонгитюдных проектов в
сфере творческого развития школьников.
Доктор Д. Гайсина из Университета Сассекса (Dr. D.
Gaysina, University of Sussex, UK) представила результаты
исследования связи детской психопатологии и
академической успешности на протяжении жизни,
выполненные в рамках масштабного британского
лонгитюдного проекта «Британская когорта по
рождению». С.П.Куликова (PhD in Neuroscience, постдок
Высшей школы экономики) подробно остановилась на
особенностях организации мультимодальных
лонгитюдных исследований использованием
методов нейровизуализации (магнитно-резонансной
томографии) в изучении развития ребенка в раннем
возрасте. Заведующий лабораторией мозга и
нейрокогнитивного развития С.Ю. Киселев
(Уральский федеральный университет,
Екатеринбург) рассказал о лонгитюдном проекте
психического развития детей с рисками аутизма и
СДВГ, продемонстрировав специфику организации
длительных исследовательских программ с
участием детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Результатам молекулярно-генетических
исследований стресса в раннем онтогенезе была
посвящена лекция профессора Е.И. Николаевой (РГПУ
имени А.И. Герцена). Особое внимание было уделено
эпигенетическим процессам, которые связаны с
особенностями развития в раннем детстве, в том
числе с отношениями в диаде «мать – ребёнок».
В лекции профессора Н.Б. Шумаковой
(Психологический институт РАО, Москва), была
представлена модель творческого
междисциплинарного обучения в системе общего
образования. Ею был представлены результаты
лонгитюдного прослеживания развития детей в
школе «Созвездие».
В ходе работы школы молодых ученых подробно
обсуждались проблемы психодиагностического
обеспечения междисциплинарных лонгитюдных
исследований. Профессор А.Н. Гусев и А.А. Корнеев
(МГУ имени М.В. Ломоносова) представили
исследовательскую платформу «МГУ-Практика», на
базе которой осуществляется сбор данных по
множеству показателей нейропсихологического
развития. Проблемам автоматизации
междисциплинарных лонгитюдных исследованийбыло
посвящено выступление «Автоматизированные
методы сбора и анализа больших данных в
психологических исследованиях» (профессор Е.В.
Никульчев и Д.Ю. Ильин, Московский
технологический университет). Методам
диагностики моторного, эмоционального и
когнитивного развития детей в младшем возрасте
был посвящен мастер-класс З.С. Лазаускене
(Уральский федеральный университет,
Екатеринбург). В рамках мастер-класса слушатели
подробно ознакомились с методс особенностями
использования шкалы Н.Бэйли для диагностики
развития ребенка. . В рамках специального
семинара «Проблемы организации и проведения
междисциплинарных исследований» были обсуждены
основные проблемы, возникающие при организации
междисциплинарных исследований.
Член-корреспонденты РАО В.И. Моросанова
(Психологический институт РАО, Москва) и А.Н.
Веракса (МГУ имени М.В. Ломоносова) в своих
выступлениях остановились на на проблеме учета
регуляторных особенностей как предикторов
успешности в школьном обучении. Все
преподаватели школы молодых ученых единодушно
отметили, что для решения важнейшей задачи
образования – повышения эффективности обучения
– необходимо объединять интеллектуальные и
исследовательские ресурсы специалистов,
работающих в различных научных сферах.
Гайсина Д. |
Гусев А.Н. |
Ильин Д.Ю. |
Киселёв С.Ю. |
Корнеев А.А. |
Куликова С.П. |
Лазаускене З.С. |
Малых С.Б. |
Николаева Е.И. |
Никульчев Е.В. |
Тихомирова Т.Н. |
Шумакова Н.Б. |
Щебланова Е.И. |
Фото: А. Веракса
См. также: