Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Школа молодых учёных
«Междисциплинарные лонгитюдные исследования»

При финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 17-78-30028) 27-28 ноября 2017 года состоялась Школа молодых учёных «Междисциплинарные лонгитюдные исследования».

В работе двухдневной школы приняли участие 34 молодых ученых, аспирантов, студентов из таких ведущих научных учреждений и университетов России, как Психологический институт РАО, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики, Уральский федеральный университет, Московский технологический университет и др.

13 российских и зарубежных специалистов в области психологии, нейронауки, психогенетики, молекулярной генетики, педагогики и других научных дисциплин прочитали лекции и провели семинарские занятия, объединенные проблематикой междисциплинарного изучения факторов успешности в обучении.

В своей лекции академик РАО С.Б. Малых (МГУ имени М.В. Ломоносова, Психологический институт РАО, Москва) рассказал о наиболее значимых международных и российских междисциплинарных лонгитюдных исследованиях психического развития. В лекции было обсуждено значение результатов лонгитюдных исследований для повышения качества образования. Важность организации и проведения кросскультурных лонгитюдных исследовательских проектов, направленных на изучение психологических признаков, связанных с успешностью в обучении, подчеркнула в своем докладе член-корреспондент РАО Т.Н. Тихомирова (МГУ имени М.В. Ломоносова, Психологический институт РАО, Москва). Ею было представлен проект и протокол кросскультурного лонгитюдного исследования академической успешности, целью которого является понимание когнитивных и не-когнитивных предикторов индивидуальных различий в успешности обучения на всем протяжении школьного возраста. Лонгитюдное исследование творческого мышления представила профессор Е.И. Щебланова (Психологический институт РАО, Москва), отметив сложность организации лонгитюдных проектов в сфере творческого развития школьников.

Доктор Д. Гайсина из Университета Сассекса (Dr. D. Gaysina, University of Sussex, UK) представила результаты исследования связи детской психопатологии и академической успешности на протяжении жизни, выполненные в рамках масштабного британского лонгитюдного проекта «Британская когорта по рождению». С.П.Куликова (PhD in Neuroscience, постдок Высшей школы экономики) подробно остановилась на особенностях организации мультимодальных лонгитюдных исследований использованием методов нейровизуализации (магнитно-резонансной томографии) в изучении развития ребенка в раннем возрасте. Заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития С.Ю. Киселев (Уральский федеральный университет, Екатеринбург) рассказал о лонгитюдном проекте психического развития детей с рисками аутизма и СДВГ, продемонстрировав специфику организации длительных исследовательских программ с участием детей с ограниченными возможностями здоровья.

Результатам молекулярно-генетических исследований стресса в раннем онтогенезе была посвящена лекция профессора Е.И. Николаевой (РГПУ имени А.И. Герцена). Особое внимание было уделено эпигенетическим процессам, которые связаны с особенностями развития в раннем детстве, в том числе с отношениями в диаде «мать – ребёнок».

В лекции профессора Н.Б. Шумаковой (Психологический институт РАО, Москва), была представлена модель творческого междисциплинарного обучения в системе общего образования. Ею был представлены результаты лонгитюдного прослеживания развития детей в школе «Созвездие».

В ходе работы школы молодых ученых подробно обсуждались проблемы психодиагностического обеспечения междисциплинарных лонгитюдных исследований. Профессор А.Н. Гусев и А.А. Корнеев (МГУ имени М.В. Ломоносова) представили исследовательскую платформу «МГУ-Практика», на базе которой осуществляется сбор данных по множеству показателей нейропсихологического развития. Проблемам автоматизации междисциплинарных лонгитюдных исследованийбыло посвящено выступление «Автоматизированные методы сбора и анализа больших данных в психологических исследованиях» (профессор Е.В. Никульчев и Д.Ю. Ильин, Московский технологический университет). Методам диагностики моторного, эмоционального и когнитивного развития детей в младшем возрасте был посвящен мастер-класс З.С. Лазаускене (Уральский федеральный университет, Екатеринбург). В рамках мастер-класса слушатели подробно ознакомились с методс особенностями использования шкалы Н.Бэйли для диагностики развития ребенка. . В рамках специального семинара «Проблемы организации и проведения междисциплинарных исследований» были обсуждены основные проблемы, возникающие при организации междисциплинарных исследований. Член-корреспонденты РАО В.И. Моросанова (Психологический институт РАО, Москва) и А.Н. Веракса (МГУ имени М.В. Ломоносова) в своих выступлениях остановились на на проблеме учета регуляторных особенностей как предикторов успешности в школьном обучении. Все преподаватели школы молодых ученых единодушно отметили, что для решения важнейшей задачи образования – повышения эффективности обучения – необходимо объединять интеллектуальные и исследовательские ресурсы специалистов, работающих в различных научных сферах.


  Гайсина Д.

  Гусев А.Н.

  Ильин Д.Ю.

  Киселёв С.Ю.

  Корнеев А.А.

  Куликова С.П.

  Лазаускене З.С.

  Малых С.Б.

  Николаева Е.И.

  Никульчев Е.В.

 Тихомирова Т.Н.

  Шумакова Н.Б.

  Щебланова Е.И.

Фото: А. Веракса


См. также:

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2018: Станислав Козловский