Программа научной конференции
«Психология перед вызовом будущего»
23 ноября 2006 года
(Москва, ул. Моховая, д. 11, к. 5, факультет
психологии)
09.00 – 10.00 – Регистрация участников
10.00 – 11.00 – Торжественное открытие научной
конференции (ауд. 310)
11.00 – 14.00 – Секционные заседания
(ауд. 301, 303, 310, 401, 403, 409, 411)
Секция 1:
Фундаментальные вопросы психологии: история и
современность (ауд. 310).
Научные руководители: А.Г. Асмолов,
Б.С. Братусь, В.Ф. Петренко
- Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии:
современные исследования
- Аллахвердов В.М. Как принимается решение об
осознании
- Брудный А.А. Методологические проблемы
исследования понимания
- Василюк Ф.Е. Семиотика и психотехника эмпатии
- Александров Ю.И. Культурно-историческая
психофизиология
- Березанская Н.Б. Креативность в
инновационной культуре
- Васильев И.А. Мышление как специфическая
деятельность личности
- Гордеева Т.О. Атрибутивный стиль личности и
субъективное благополучие: современные
отечественные исследования проблемы
- Зеленкова Т.В. Интегративные тенденции в
науке и современная психология
Секция 2:
Клиническая психология и нейронауки:
перспективы развития (ауд. 303).
Научные руководители: Т.В. Ахутина,
А.Ш. Тхостов, А.М. Черноризов
- Шихуэй Хань Влияние внимания и осведомленности
о реальности событий на мозговые корреляты
сопереживания боли
- Ермаков П.Н., Воробьева Е.В.
Психофизиологические предикторы актуализации
мотивации достижений при регистрации ССП у
близнецов
- Ахутина Т.В. Нейропсихология и школа
- Тхостов А.Ш. Актуальные задачи современной
клинической психологии
- Соколова Е.Т. Культурно-историческая
традиция исследования самоидентичности
- Воробьева Е.В., Бондаренко В.В. Исследование
межполушарной асимметрии спектральной мощности
ЭЭГ у близнецов
- Данилова Н.Н. Гамма-осцилляторы в управлении
когнитивными процессами
- Аракелов Г.Г. Психология и здоровье
- Москвин В.А., Москвина Н.В.
Психофизиологические предикторы развития
аддиктивных форм поведения
- Первичко Е.И., Загорец Т.Л. Особенности
эмоционального и телесного опыта детей с
ожоговой травмой
Секция 3:
Социальная психология в XXI веке (ауд. 409)
Научный руководитель: Т.Г. Стефаненко
- Цветкова Л.А. Перспективные направления
развития социальной психологии.
- Андреева Г.М. Социальная психология в
пространстве современной науки и культуры.
- Юревич А.В. Социальная «ниша» психологии в
современном российском обществе.
- Стефаненко Т.Г. Культура как матрица
социальной психологии в 21 веке.
- Ясинская-Лахти Инга Интеграция
иммигрантов в Хельсинки. Лонгитюдное
исследование 1997 – 2004 годов.
- Болотова А.К. Управление временем как компонент
коммуникативной компетентности.
- Куницына В.Н. Личностные свойства
толерантности.
- Лабунская В.Д. Конструирование внешнего
облика как проблема социальной психологии.
Секция 4:
Состояние и перспективы развития прикладной
психологии (ауд. 401)
Научные руководители: А.Б. Леонова,
Ю.К. Стрелков
- Зараковский Г.М. Психологические составляющие
качества жизни современной России
- Бодров В.А. Соотношение категорий
«удовлетворенность работой» и
«профессиональная пригодность субъекта труда
- Стрелков Ю.К. Пространство, время, личность,
профессиональная пригодность
- Леонова А.Б. Комплексная методология изучения
стресса в прикладных исследованиях: от
диагностики к профилактике и коррекции
- Моросанова В.И. Психология саморегуляции как
теоретическая и методологическая основа
прикладных исследований
- Прохоров А.О. Теоретические и прикладные
аспекты изучения психических состояний
- Беспалов Б.И., Леонов С.В. Взаимосвязь
воспоизведения временных и пространственных
интервалов
- Блинникова И.В., Капица М.С., Величковский Б.Б.
Когнитивные стратегии выполнения
компьютеризованной деятельности в условиях
вынужденных прерываний
- Багрий М.А., Качина А.А. Особенности формирования
синдромов стресса в разных видах
профессиональной деятельности
- Капран В.И. Бессознательные компоненты в
структуре рекламы
Секция 5:
Психология семьи и детства (ауд. 403)
Научные руководители: М.С. Егорова,
А.И. Подольский
- Подольский А.И. Вступительное слово
- Карабанова О.А. Психология развития перед
вызовом 21 века
- Бурменская Г.В. Система привязанности ребенка к
матери как основание типологии психического
развития
- Егорова М.С., Зырянова Н.М.,
Паршикова О.В., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д.
Подростки в изменяющемся обществе
- Фролов Ю.И. Представления о структурных
компонентах психологического возраста
- Гребенникова Н.В., Бакрадзе Н.И.
Особенности жизненных перспектив личности
воспитанников детского дома
- Чурбанова С.М. К вопросу о
возрастно-психологическом своеобразии
одаренных детей и подростков
Секция 6:
Теория и практика психологии образования (ауд. 301)
Научный руководитель: С.Д. Смирнов
- Талызина Н.Ф. Сущность деятельностного подхода
в психологии
- Цукерман Г.А. Интерпсихическое есть!
- Степанова М.А. Теория П.Я. Гальперина и
практическая психология образования
- Григоренко Е.Л. Инновационные подходы к
образованию в американской высшей школе
- Смирнов С.Д. Коммуникативная компетентность
преподавателя вуза
- Ильясов И.И. Соотношение эмпирического и
теоретического знаний в развивающем обучении
- Габай Т.В. Деятельностный подход: «единицы»
анализа при исследовании
психолого-педагогических проблем
Секция 7:
Психология безопасности (ауд. 411)
Научные руководители: Ю.П. Зинченко,
М.Ш. Магомед-Эминов
- Зинченко Ю.П., Шилко Р.С. Методологические
проблемы психологии безопасности
- Матвеева Л.В. К вопросу о безопасности человека
в современном информационном пространстве
- Пономарёва П.В. Формы сопротивления негативному
воздействию среды как важнейшее условие
формирования личностной безопасности
- Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Психологические
технологии вовлечения в террористическую
деятельность
- Болотова А.К., Кузёма О.В. Временные перспективы
личности в кризисных ситуациях
- Магомед-Эминов М.Ш. Психологический феномен
безопасности
- Магомед-Эминова О.И. Формирование
фундаментального переживания безопасности
- Войскунский А.Е. Современные проблемы
психологии компьютерной безопасности
- Аникеева Т.Я. Мотивация творческих работников
ТВ в коммуникации в системе информационной
безопасности
- Мочалова Ю.В. Диалог автора и зрителя как
средство обеспечения психологической
безопасности человека в телекоммуникации
14.00 – 15.00 – Культурная программа,
организованная студентами и преподавателями
(ауд. 411)
15.00 – 17.00 – Секционные заседания – продолжение
(ауд. 301, 303, 310, 401, 403, 409)
Секция 1: Фундаментальные вопросы психологии:
история и современность (продолжение) (ауд. 310)
Научные руководители: А.Г. Асмолов,
Б.С. Братусь, В.Ф. Петренко
- Зинченко В.П. Метаметафора: опыт анимации
метафор смысла
- Знаков В.В. От мышления и понимания к
понимающему себя бытию
- Козлов В.В. Интергративный подход в психологии
- Корнилова Т.В. Принятие решений как основной
путь реализации человеком своего
интеллектуально-личностного потенциала
- Кричевец А.Н. Научная психология и ценностные
установки психолога
- Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Биологизаторские
тенденции в преподавании зоопсихологии и
сравнительной психологии сегодня и их причины
- Митина О.В. Математическая психология как
отрасль психологического знания
- Петренко В.Ф. Судьба как категория
неклассической психологии
- Поляков А.М. От знака к символу – перспективы
изучения идеальных форм культуры
- Фаликман М.В. Проблемы и сценарии
междисциплинарного взаимодействия в
современных исследованиях познания
Секция 3:
Социальная психология в XXI веке (продолжение) (ауд.
409).
Научный руководитель: Т.Г. Стефаненко
- Жуков Ю. М. Событийная ткань коммуникативного
пространства.
- Бовина И. Б. Социальная психология здоровья
- Фоломеева Т. В. Социальная психология
потребительского поведения
- Мельникова О. Т. Потребление как фактор
социальной идентичности
- Соловьева О. В. Социальная психология
судебного процесса: новые перспективы
- Кокурина И. Г. О содержании смыслообразующей
функции мотивации совместной деятельности
- Липатов С. А. Социальная идентичность в
организационном контексте
- Журавлев А. В., Павлова Е. Н. Перспективы
использования игровых методов
социально-психологического воздействия
Секция 5:
Психология семьи и детства (продолжение) (ауд.
403)
Научные руководители: М.С. Егорова,
А.И. Подольский
- Абраменкова В.В. Эволюция семьи в аспекте
социальной психологии детства (Дети-пророки
будущего России: метафора или реальность?)
- Лидерс А.Г. Современная отечественная семейная
психология: эскиз истории, предмет и метод
- Шапиро А.З. Современная семейная психология и
понятие «позитивно-психологический потенциал
семьи»
- Захарова Е.И. Родительство как ресурс
личностного развития в зрелости
- Макушина О. П. Зависимое поведение как реакция
на неопределенность семьи и общества
- Подольский А.И. Заключительное слово
Секция 6:
Теория и практика психологии образования
(продолжение) (ауд. 301)
Научный руководитель: С.Д. Смирнов
- Айдарова Л.И. От идеи Ш типа учения – к
личностно-ориентированному образованию
- Бурменская Г.В., Евдокимова Л.В. Становление
комбинаторных понятий и общее умственное
развитие школьников
- Попов Л.М. Зона интеллектуально-деятельностного
развития субъекта
- Божович Е.Д. Структура и динамика развития
позиции субъекта учения»
- Фукин А.И. Ценностные ориентации студентов -
будущих предпринимателей
- Поддьяков А.Н. Содействие и противодействие
творческой и интеллектуальной деятельности как
системные факторы социальной детерминации
- Семенов И.Н., Бершацкий Г.Н.
Психолого-педагогическое изучение и развитие
рефлексивно-интуитивных компонентов
творческого мышления в Московском университете
Круглый стол
Психология в Московском университете:
традиции, проблемы и перспективы развития
научных школ (ауд. 303)
Ведущие: А.Н. Ждан, Е.Е. Соколова
Вопросы для обсуждения:
- Психологические школы Московского
университета в контексте современных
методологических дискуссий (В. Е. Клочко,
П.А. Мясоед, Л.Ф. Обухова, А.Г. Чеснокова,
А.В. Юревич)
- Значение школы Г.И.Челпанова для развития
психологии в Московском университете. (В.В. Умрихин)
- Б.М.Теплов и школа дифференциальной психологии
в Московском университете (К 110-летию со дня
рождения) (М.С. Егорова)
- К.А. Абульханова-Славская. Воспоминания о
годах учения в университете (1951-1956) и о
С.Л.Рубинштейне.
- Л.С. Выготский и психологические школы
Московского университета (К 110-летию со дня
рождения) (А.Г. Асмолов, М. Гусельцева,
Е.Ю. Завершнева, Е.Е. Кравцова,
Б.Г. Мещеряков, П. Тульвисте, А.З. Шапиро)
- Психологическая теория деятельности и школа
А.Н. Леонтьева в Московском университете (В.А. Иванников,
Е.Е. Соколова).
- Психология труда в Московском университете:
Ю.В. Котелова, К.К. Платонов,
С.Г. Геллерштейн и преемственность с
Московской школой психотехников (О.Г. Носкова).
- Выступление гостя Круглого стола профессора
Казахского университета, выпускницы
Петербургского университета, историка
Петербургской психологической школы Н.А. Логиновой
«О научной школе Петербургского
университета».
- Научные школы ИП РАН (В.А. Кольцова).
Презентация книги выпускника и преподавателя
Московского университета, директора
Психологического института РАО (1983-1990), автора
концепции творческой одаренности А.М.Матюшкина
(1927-2004) «Что такое одаренность: выявление и
развитие одаренных детей». Книгу представляют:
А.А.Матюшкина, Е.И. Щебланова, Ю.Д.Бабаева
Круглый стол
«Психологическое образование в 21 веке» (ауд.
401)
Вопросы для обсуждения:
- Академическая психология и практическая
деятельность: возможность интеграции в
образовательном процессе.
- Обучение психологии и вхождение России в состав
Болонской конвенции: проблемы и перспективы.
- Отечественный и зарубежный опыт
психологического образования и отечественная
школа.
- Современные технологии на службе у
психологического образования.
- Чему учить? Переосмысление классического
тезиса Л.С. Выготского в образовании: «Существует
много психологий, но не существует единой
психологии».
Экспертами выступят:
доц. И.А. Володарская, доц. Т.О. Гордеева, проф.
А.Н. Гусев, проф. Т.В. Корнилова, доц. Н.К. Корсакова,
проф. С.Д. Смирнов, ст.н.с. К.Г. Сурнов.
Организаторы круглого стола: Малясова
Елена (председатель НСО ф-та психологии МГУ),
Плужников Илья (ответственный секретарь НСО ф-та
психологии МГУ).
17.00 – 19.00 – Встреча выпускников факультета
психологии (102 ауд., кафедры).