Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития»

10 июня 2009 г.

Краткое содержание докладов

Научный симпозиум с иностранным участием "Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития" прошел в рамках одноименного совместного проекта факультета психологии МГУ,  Фонда Развития Интернет и Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации». Научный руководитель проекта – А.Е. Войскунский (факультет психологии МГУ). Для участия приглашены академические специалисты, зарекомендовавшие себя исследованиями в области Интернет-зависимости. Программа симпозиума имеется на сайте. Заявленной целью симпозиума было обсуждение таких проблем, как формирование и стадиальное развитие феноменологии Интернет-зависимости у детей, подростков и взрослых; правомерность отнесения соответствующих феноменов к разряду психологических зависимостей; выявление соответствующей феноменологии и рекомендации по терапии.

Об Интернет-зависимости, или Интернет-аддикции заговорили 15 лет тому назад (а о зависимости от компьютеров – более 20 лет тому назад). Одни специалисты по психическому здоровью до сих пор отказываются признать новый вид зависимости, который не успели еще зафиксировать в официальных справочниках. Другие – их обычно именуют «киберпсихологами» – выделяют признаки Интернет-зависимости, оказывают помощь клиентам-аддиктам, ведут консультативную и профилактическую работу. Наиболее аддиктогенными сервисами Интернета считаются онлайновые игры и другие развлечения (скачивание музыки, видео- и кинофильмов и т.п.), все формы общения (социальные сети, блоги, обмен мгновенными сообщениями, форумы, электронная почта и др.), азартные игры (электронные казино, биржи и брокерские конторы, тотализаторы), сексуальные приложения (обмен любовными посланиями, поиск обнаженных моделей – в том числе несовершеннолетних, оплачиваемое или добровольное раздевание перед видеокамерой в реальном времени, электронное сводничество – гетеро- или гомосексуальное), приобретение товаров и услуг (аукционы, электронный шопинг), компульсивный поиск на сайтах сведений по какой-то теме и т.д.

Приветствия участникам симпозиума и краткое изложение своих взглядов прислали видные специалисты из США и Великобритании: все это было переведено на русский язык и представлено вниманию докладчиков и слушателей в виде постеров. Остановимся сначала вкратце на точках зрения, высказанных иностранными коллегами (их доклады в переводе на русский язык размещены здесь же на сайте). Проведшая первые в мире исследования в данной области, автор переведенной на 6 языков книги «Пойманные в сеть» К. Янг (США) остановилась на изменениях в поведении современных пользователей Интернета и тех, кто участвовал в ее исследованиях 10-15 лет назад, и поведала о причинах своего интереса к данной проблеме. Пионер киберпсихологических исследований Дж. Сулер (США) отметил, что проблематика Интернет-зависимости развивалась от мало кем признаваемой и потому не вполне серьезной научной проблемы к быстрому осознанию ее значимости. Он призвал активнее заниматься оказанием психологической помощи всем тем, кто уже сегодня проявляет признаки Интернет-зависимости; теоретические выводы могут быть построены на пути обобщения клинических данных. В отличие от него, другой пионер исследований и консультативной работы в этой области Дж. Грохол (США) отказывается квалифицировать Интернет-зависимость в качестве самостоятельного вида зависимости: отсутствуют ее четкие критерии, проведенные к настоящему времени исследования методически и методологически несовершенны, а фиксируя внимание – и свое, и общественности – на отдельных проблемных случаях, специалисты закрывают глаза на реальные преимущества (в том числе психологические), которые приносит Интернет. С. Стерн (США) также полагает, что применение Интернета обогащает людей, к тому же Интернет – не более чем посредник, и упоминание его в психологической диагностике Стерн считает излишним.

Не отрицая существенных недостатков имеющихся исследований, М. Гриффитс (Великобритания) напоминает о высказанных им за последние 10 лет теоретико-методологических предложениях. Так, среди признаваемых рядом специалистов поведенческих зависимостей он различает «технологические» (связанные со взаимодействием между человеком и машиной) зависимости, которые в полной мере включают следующие ключевые компоненты: «сверхценность»; модификация настроения; увеличение толерантности; симптомы отмены; конфликт с окружающими и с самим собой; рецидив. Лишь немногие аддикты, по его мнению, демонстрируют зависимость от собственно Интернета, т.е. от тех сервисов, для которых нет аналогов вне Интернета (напр, чаты); для большинства же Интернет – не более чем орудие, зависимость же имеет традиционный характер (от азартных или ролевых игр, сексуальная и др.). Дж. Морэйхан-Мартин (США) останавливается на терминологии, различая Интернет-аддикцию (Internet addiction), зависимость от Интернета (Internet dependency), излишнее применение Интернета (Internet abuse), а также компульсивное (compulsive), патологическое (pathological), проблематичное (problematic), разрушительное применение Интернета (disturbed Internet use). Она отмечает не решенные до сих пор вопросы, например, о коморбидности: не может ли Интернет-зависимость сопутствовать другим, более традиционным заболеваниям, и «маскировать» их? Если так – стоит ли искать способы терапии зависимости, или же специалистам по психическому здоровью следует уделять первостепенное внимание выявлению основного заболевания? Она призывает к организации лонгитюдных исследований с репрезентативными выборками. В последние годы, как справедливо отмечает Морэйхан-Мартин, появились основания полагать, что проявления Интернет-зависимости связаны с социокультурными факторами – данный аспект проблемы также требует изучения. В этом ей вторит М. Фенишел (США), который, кроме того, подробно анализирует возможные сходства и различия между традиционными зависимостями и Интернет-зависимостью.

Упомянутые зарубежные специалисты полагают, что если можно говорить об Интернет-зависимости, то она характерна для весьма небольшого числа пользователей Интернета; тем самым они не подтверждают часто встречающиеся в прессе мнения, согласно которым подобный вид зависимости характерен для многих миллионов пользователей.

Симпозиум открыл декан факультета психологии МГУ Ю.П. Зинченко. Он отметил значимость психологических исследований применения Интернета для общества, кратко остановился на характеристике раннего этапа изучения Интернет Интернет-зависимости и раскрыл перспективы таких исследований на современном этапе, подчеркнул их связь с проблематикой психологической и компьютерной безопасности. Директор Департамента Министерства связи и массовых коммуникаций РФ О.В. Чутов сообщил о министерской политике поддержки инициатив общественных организаций – в том числе педагогических – по обеспечению защиты Интернет-пространства от нелегального, противоправного и негативного контента. Среди угроз, которые несет распространение новых технологий, докладчик отметил Интернет-зависимость; организацию посвященного данной проблеме симпозиума он счел полезной и своевременной. Г.В. Солдатова (ф-т психологии МГУ) сообщила предварительные итоги массового исследования российских школьников, согласно которым Интернет превратился в основной информационный источник для детей, однако по мере взросления подростки осознают, что Интернет вместе с тем представляет собой серьезный источник угроз и опасностей для них. В рамках ее доклада председатель правления Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) М.М. Твердынин продемонстрировал предназначенный для родителей видеоролик об опасностях Интернета.

А.Е. Войскунский (МГУ) остановился на методологических вопросах Интернет-зависимости в понимании зарубежных авторов. Проанализировав основные методы измерения Интернет-зависимости, он отметил их главные недостатки, универсальные компоненты в их структуре, представил Интернет-зависимость как континуум состояний. Далее он рассмотрел ряд методов терапии аддиктов и сообщил о критическом отношении со стороны Американской медицинской ассоциации к перспективе официального признания Интернет-зависимости. В докладе о психопатологии девиантного поведения в Интернете В.Д. Менделевич (Казань) проанализировал Интернет-зависимость в ряду других зависимостей, аддикций (включая аддиктивные девиации и расстройства), девиаций поведения (была приведена их классификация). Он поставил вопрос о коморбидности зависимостей и обсудил специфику применения Интернета психически больными людьми. К.С. Лисецкий (Самара) различает "растворенность" в Интернете (недооценка времени в Интернете, переоценка значимости и объема произведенного с его помощью продукта, в Я-концепции сформирована подструктура "Я превосходящий") и "нерастворенность" (переоценка времени в Интернете, адекватная оценка значимости и объема произведенного посредством Интернета продукта). Он поделился также способами оказания помощи детям, проявляющим зависимость от игровых применений Интернета. С.Н. Ениколопов (Москва) раскрыл связь между применением Интернета и проявлениями агрессивных и враждебных действий, в том числе в контексте Интернет-зависимости. Были проанализированы проблемы кибертерроризма, киберпреследования и кибербуллинга (под которым понимается оскорбительное поведение вплоть до травли посредством Интернета). В докладе подробно обсуждались вопросы легитимизации агрессивного поведения и аутоагрессии в Интернет-среде.

Специфику стратегий совладания у склонных к Интернет-зависимости игроков рассмотрела Е.П. Белинская (Москва): различаются стратегии копинга в данной и в контрольной группе, а также в подгруппе склонных к Интернет-зависимости игроков, для кого затруднительны ситуации, связанные с игрой (они предпочитают конструктивные стратегии совладания), и в подгруппе тех, для кого "трудны" ситуации реальной жизнедеятельности (они выбирают неконструктивные стратегии). Ю.М. Кузнецова и Н.В. Чудова (Москва) сопоставили Интернет-зависимость с длительностью применения Интернета и с психологическими особенностями пользователей, включая идентичность, личностное развитие, различие между образами Я и Другого, эмоциональную сферу, самосознание и др. В.А. Лоскутова (Москва), сопоставив Интернет-зависимость с нехимическими аддиктивными расстройствами и с традиционными зависимостями, отметила коморбидные Интернет-зависимости состояния. Она представила результаты исследования Интернет-зависимых пациентов, сообщила об опыте их психотерапевтической и психофармакологической терапии. М.С. Радионова и Т.С. Спиркина (Москва) выявили, что склонные к Интернет-зависимости люди социально и эмоционально дезадаптированы, фрустрированы, используют неадекватные копинг-стратегии. Разработанный авторами тренинг профилактики Интернет-зависимости направлен на коррекцию стратегий совладания, формирование самоконтроля и повышение личностных ресурсов. Доклад Р.Ф. Теперик (Москва) посвящен нарушениям общения при Интернет-зависимости. Они проявляются в виде нарушения эмоционального компонента общения, снижения способности улавливать эмоциональное состояние партнера и снижения способности распознавать невербальные аспекты коммуникации. Выявлены такие особенности эмоциональной сферы Интернет-зависимых, как трудности аффективной регуляции, повышенный уровень алекситимии. В семьях подростков, характеризующихся патологической зависимостью от компьютерных игр, выявлена специфика семейных коммуникаций: матери проявляют черты либо гипер-, либо гипопротекции, для отношений с отцом характерна эмоциональная дистанция, наблюдаются феномены созависимости и патологические поведенческие паттерны. Для В.Л. Малыгина, Н.С. Хомерики и Е.А.Смирновой (Москва) факторы риска формирования Интернет-зависимости связаны со следующими личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Авторы отметили важность терапии семейных отношений для профилактики Интернет-зависимости.

По результатам состоявшейся дискуссии была высказана рекомендация провести в будущем году второй симпозиум, причем в расширенном составе, т.е. с приглашением специалистов в других областях гуманитарного знания, занимающихся исследованиями поведения человека, опосредствованного компьютерами и Интернетом. Участниками было высказано предложение о создании Национального Комитета по нехимическим аддикциям (включая Интернет-зависимость) со следующими задачами: участие в разработке законодательных актов, препятствующих эпидемической модели распространения данных патологических форм поведения, создание и развитие профилактических программ, координация исследовательских программ в данной области.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский