Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Cимпозиум «Современный дошкольник в цифровом образовательном пространстве: ресурсы и риски»

ifte_logo.png (32408 bytes)

Кафедра психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова 2 июня 2020 провела совместный симпозиум с представителями Института психологии и образования КФУ в рамках Международного форума по педагогическому образованию IFTE

В рамках симпозиума «Современный дошкольник в цифровом образовательном пространстве: ресурсы и риски» коллеги обсудили результаты совместных исследований, посвященные актуальным проблемам изменения социальной ситуации развития в дошкольном детстве.

В рамках симпозиума обсуждались проблемы, связанные с развитием ребенка дошкольного возраста в условиях цифровизации образования и оценки ресурсов цифровой среды, возможных рисков нарушений развития. Модераторами симпозиума выступили доцент ИПО КФУ Алла Твардовская и заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии образования Александр Веракса.

Младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Маргарита Гаврилова рассказала о взаимосвязи эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста и продолжительности просмотра видеоконтента.Результаты проведенного исследования свидетельствуют о значимо негативных последствиях длительного ежедневного просмотра видеоконтента для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Выявленные последствия выражаются в трудности понимания, объяснения, прогнозирования эмоций, а также в более высоком уровне общей тревожности этих детей по сравнению со сверстниками.

Доцент КФУ Алла Твардовская в своем докладе подняла вопросы особенности регуляторных функций современных дошкольников. Среди ключевых линий психического развития, формирующихся в этот период, и имеющих важное значение на последующих возрастных этапах, занимают регуляторные функции, подчеркнула спикер. Поэтому важно понимать, как в условиях современных цифровых трансформаций меняются состояния детей.

Выступление профессора, руководителя Научно-образовательного центра педагогических исследований Института психологии и образования КФУ Валерьяна Габдулхакова, несмотря на узко профессиональную тему выступления «Антропология подготовки педагогов к развитию когнитивной регуляции обучаемых по критерию межфразовой связи предложений»,вызвало у зрителей симпозиума много вопросов. Профессор подчеркнул, что педагоги часто не видят и не находят причин непонимания детьми текста высказывания или неправильного выражения мыслей. Наиболее заметно это выражается в неправильном оформлении межфразовой связи детьми и педагогами, что приводит к нарушению мышления. В своем исследовании он ответил на вопрос, какие компоненты при подготовке педагогов к развитию когнитивной регуляции необходимы.

Доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Дарья Кадурина рассказала о взаимосвязи развития компонентов регуляторных функций и игровой деятельности детей. Выступление вызвало целый ряд вопросов о роли игровой деятельности в цифровую эпоху и правомерности ее использования как основной технологии направленного развития детей.

Доцент Института психологии и образования КФУ Наталья Новик поделилась результатами анкетирования родителей на предмет взаимосвязи физического и психического развития детей. Результаты показали, что хотя родители высказывают обеспокоенность о физическом развитии детей, указывая на цифровые устройства как возможные факторы риска гармоничного развития, тем не менее подавляющее большинство родителей не считает целесообразным совместную деятельность в ребенком, направленную на его физическое развитие. Результаты исследований еще раз убедительно показывают необходимость осмысления изменения структуры современного детства, выработки методологии его изучения в цифровом контексте.

Запись заседания доступна по ссылке.

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2020: Станислав Козловский