Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

logo.jpg (16976 bytes)

Конференция-фестиваль
«Музыкальное движение: педагогика, психология, художественная практика»

К 100-летию музыкального движения

11-14 декабря 2014

Программа конференции

Конференция

Конференция будет посвящена различным практикам работы с личностью средствами искусства (в том числе в терапевтических и реабилитационных целях), проблемам эстетического воспитания, активным методам обучения, новым образовательным технологиям, а также вопросам психологии художественного творчества и семиотики искусства. Обозначенные темы составляют контекст практики музыкального движения, в свете столетия которой пройдет наша конференция.

* * *

Музыкальное движение является традицией, которая по праву может считаться культурным наследием и достоянием нашей страны.Это уникальное направление свободного импровизационного танца сумело пережить периоды гонений и показало свою жизнеспособность во времена духовных кризисов.

Музыкальное движение возникло в студии «Гептахор», которая вела свою деятельность в начале прошлого века в С.-Петербурге, потом Петрограде и Ленинграде. Годом основания студии считается 1914, закрыта государственная студия «Гептахор» была в 1934 году. Однако разработанная студией система движения и подход к обучению музыкально-двигательной импровизации, названные студией методом музыкального движения, не были утрачены и нашли свое широкое применение в области эстетического воспитания и развития детей в 40-50-ые годы прошлого века. Силами педагогов-энтузиастов под руководством Стефаниды Дмитриевны Рудневой создавался материал для занятий, разрабатывалась методика, печатались учебные пособия. Во времена оттепели ученицей С.Д. Рудневой Эммой Михайловной Фиш была открыта студия «Смотрите, музыка!», ставшая ярким явлением в истории 60-х. В это же время к работе над осмыслением метода музыкального движения были привлечены психологи. На факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова был организован семинар по музыкальному движению, который вела С.Д. Руднева, а ее ученики занимались с детьми в Доме культуры МГУ. Экспериментальные занятия с детьми велись и на площадках Института дошкольного воспитания. В 80-ые годы другая ученица С.Д.Рудневой Ольга Кондратьевна Попова в течение многих лет вела факультатив по музыкальному движению в Институте имени Гнесиных. Начиная с 90-х годов музыкальное движение выходит из «подполья», открываются студии и центры, в которых преподается музыкальное движение для детей и взрослых, в том числе для пожилых людей и детей с особенностями развития.

Интерес у специалистов к практике музыкального движения всегда был неизменен, как неизменна и та высокая оценка, которая ей давалась. Музыковеды, музыкальные педагоги, психологи, философы обращали внимание на целостный подход к человеку, свойственный практике музыкального движения, на полное слияние движения с музыкой, на удивительную органичность и неповторимость каждого участника, всех занимающихся.

Что же такое музыкальное движение? Педагогика будущего? Новая психологическая практика? Область художественного творчества, доступная непрофессионалам? Новое театральное искусство? Справедливо каждое из утверждений, по-своему отражающее один из ликов практики, одну из ее сторон. Но только в своем единстве они создают уникальный феномен «музыкального движения», занимающий свое место в отечественном и мировом культурном пространстве.

Музыкальное движение как метод эстетического воспитания стоит в одном ряду с такими системами, как ритмика Э. Жак-Далькроза, элементарное музицирование К. Орфа, система музыкального воспитания З. Кодаи и др.

В области обучения подход музыкального движения соотносим с принципами активных методов обучения, а также с теми идеями, которые развиваются в школе культурно-исторической психологии в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. Музыкальное движение расширяет горизонты культурно-исторической психологии, предлагая метод обучения музыкально-двигательной импровизации и организации эмоционального отклика на музыку, эмоционального восприятия музыки. По своей систематичности, продуманности и глубине оно далеко превосходит имеющиеся аналоги  в отечественной и мировой практике.

Наконец, как художественная практика нового типа музыкальное движение прямо смотрит в XXI век. Связи музыкального движения с поисками, которые велись в театральном искусстве в ХХ веке, можно хорошо проследить. Так же, как система К.С. Станиславского, оно направлено на создание психотехники театральной игры – в данном случае танцевального и пластического действа. Во главу угла музыкальное движение ставит «работу над собой», превращая ее в главный инструмент психотехники переживания. Так же, как в биомеханике Вс.Э. Мейерхольда, в музыкальном движении создается система выразительного движения, разрабатывается техника выразительного движения. Идеи музыкального движения близки театральному эксперименту Ежи Гротовского, его поиску нового сценического существования, требующего полноты личного присутствия актера «здесь-и-теперь». В современном художественном пространстве стала ярко себя проявлять тенденция к соединению усилий профессионалов и непрофессионалов, к коллективному творчеству. Музыкальное движение так же возникло как искусство, позволяющее каждому участвовать в художественном процессе.

Однако при всех перекличках и параллелях музыкальное движение остается уникальной и неповторимой практикой, имеющей свое собственное направление и линию развития. Специфика музыкального движения, определяемая как целостность подхода, проявляет себя буквально во всех аспектах практики. Но, возможно, самым удивительным и одновременно решающим моментом является то отношение к духовным, «классическим» ценностям, которое мы встречаем в музыкальном движении. Стремление к возвышению души человека через музыку составляет ее суть и смысл.

В конференции-фестивале предполагается раскрыть и показать возможности музыкального движения как метода эстетического воспитания, направленного на развитие личности, как метода обучения музыкально-двигательной импровизации, активизирующего эмоциональное восприятие музыки, как метода реабилитации и психологической коррекции. Особое внимание предполагается уделить теоретическим аспектам практики, ее философским и эстетическим основаниям, а также обсуждению художественного потенциала музыкального движения. Актуальность и включенность музыкального движения в мировой художественный процесс станет одной из главных тем конференции, что подразумевает междисциплинарный характер обсуждения.

Темы конференции

Мы предлагаем к обсуждению на конференции следующие темы:

  • Различные практики работы с личностью через движение (эвритмия, контактная импровизация, танец буто, восточные практики работы с телом и т.д.)
  • Специфика (эстетическая, психологическая) различных методов художественного воспитания;
  • Активные методы обучения и эстетического развития детей и взрослых; специфика работы с разными возрастными группами; проблемы педагогики музыкального движения;
  • Опыт применения активных (творческих) методов обучения (в том числе музыкального движения или методик, отталкивающихся от него) в практике обучения в учреждениях с разными задачами: в школе, детских центрах, дошкольных заведениях, специальных учреждениях и т.д.; применение таких методов в коррекционных и/или реабилитационных целях;
  • Различные направления свободного танца и методы музыкально-пластического развития (танцевально-двигательная терапия, музыкальное движение и др.) в сопоставлении друг с другом;
  • Психологические, психофизиологические, семиотические, культурологические, искусствоведческие  исследования различных танцевальных практик, в том числе практики музыкального движения;
  • Исследования в смежных областях: музыкальной психологии, психологии и философии искусства, анализе структуры эстетического переживания и психотехники художественного творчества, и др.;
  • Проблема выразительного движения и экспрессивного поведения в психологии, семиотике, лингвистике;
  • Специфика фото- и видеосъемки движения и танца;
  • Проблема зрительского восприятия музыкально-пластических постановок;
  • Эстетика музыкального движения: опыт художественной работы и постановок; специфика эстетической программы и творческого метода;
  • Музыкально-двигательная форма и музыкально-пластическое действо глазами художника, архитектора; с точки зрения музыковедческого анализа;
  • Сопоставление практики музыкального движения с театральным экспериментом в XX-XXIвв.;
  • Музыкальное движение как практика культурно-исторической психологии;
  • Исследования в области истории музыкального движения;
  • Музыкальное движение как способ развития личности, путь самопознания; свидетельства участников о личном опыте;
  • и др.

Организаторы конференции открыты для новых предложений, которые можно направлять по адресу conference.heptachor@gmail.com.

Требования к принимаемым заявкам

Указание ФИО автора, места работы (название организации и должность), контактного телефона и e-mail; изложение содержания сообщения объемом 1-2 страницы (шрифт 14, интервал 1,5).

На выступление каждого докладчика отводится 15 минут; в ходе доклада возможна демонстрация фотографий, прослушивание аудиозаписей, показ видеозаписей.

Заявки на участие в конференции принимаются до 1 октября и направляются по адресу conference.heptachor@gmail.com.

Место проведения конференции

Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Предполагаемые сроки проведения конференции-фестиваля: 11-14 декабря 2014 г.

Планируемые события и мероприятия

  • конференция (2 дня);
  • выставка фотографий «История музыкального движения»;
  • мастер-классы;
  • выступления коллективов и студий музыкального движения.

Организатор

Центр музыкально-пластического развития «Гептахор» имени С.Д. Рудневой (heptachor.ru).

Партнёры

  • Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова,
  • Федеральный институт развития образования,
  • Музыкальный факультет МПГУ,
  • ФГБУК Государственный Центральный Театральный музей им. А.А. Бахрушина,
  • ГБУ «Центральный государственный архив города Москвы», Центр хранения документов личных собраний Москвы.

См. также:

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский