Международный круглый стол
«Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
в контекстах современного дошкольного
образования.
Проблемы и перспективы международного
сотрудничества»
18 мая 2018 года в рамках VII
Международной научно-практической конференции
«Воспитание и обучение детей младшего возраста»
прошел Международный круглый стол «Культурно-историческая
теория Л.С.Выготского в контекстах современного
дошкольного образования. Проблемы и перспективы
международного сотрудничества». Главными темами
стало научно-культурное наследие выдающегося
профессора Московского университета Льва
Семеновича Выготского в контексте современных
исследований детства.
Модератор круглого стола директор
скандинавского Центра исследований обучения,
взаимодействия и опосредованной коммуникации в
современном обществе профессор Рогер Сальо
сформулировал перед аудиторией вопрос о том, как
следует понимать идею средства в контексте
цифровизации образовательного процесса.
Заведующий кафедрой психологии образования и
педагогики факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова
профессор Александр Веракса рассказал о
возможностях использования средства не только в
когнитивной, но и в моторной сфере развития детей.
Профессор университета Пуэрто-Рико Анна Ньевес
Роса рассказала об исследованиях, посвященных
тому, с какими сложностями сталкиваются
современные педагоги в контексте развития
саморегуляции дошкольников.
Президент Международного союза
психологических наук при ЮНЕСКО профессор
Сазасивэн Купер (ЮАР) отметил, что временной
контекст по сравнению с тем, когда работал Л.С.Выготский,
изменился, перейдя к эре информационно-коммуникационных
технологий. Он охарактеризовал современные
условия, как постоянную борьбу между
индивидуализмом и коллективным подходом и
отметил, что у нынешних ученых есть больше шансов
прийти к согласию по многим важным аспектам
дошкольного образования, чем в России 20-30-х годов
прошлого века. Профессор университета Осло
Франциско Понс отметил дополнение идей Ж.Пиаже и
Л.С.Выготского в логике способа получения
ребенком знаний – с помощью индивидуального
опыта или от значимого взрослого.
Руководитель психолого-педагогического Центра
экспертизы игр и игрушек профессор Елена
Смирнова обратила внимание собравшихся на
изменения, наблюдающиеся у детей с
возникновением ИКТ: ребенок, с одной стороны,
становится более независимым от родителей, а с
другой стороны, у него появляется зависимость от
технологий. Был поднят вопрос о возможности
переориентировать цифровые ресурсы так, чтобы
они могли компенсировать сворачивание ролевых
игр в жизни дошкольников. Программный специалист
ЮНЕСКО Йоши Кага отметила важность подхода Л.С.Выготского
к решению современных проблем и поделилась
опытом ЮНЕСКО в его использовании.
Руководитель Центра социологии образования
Института управления образованием РАО профессор
Владимир Собкин обратил внимание собравшихся на
важность развития личности с позиции Л.С.Выготского.
Заместитель директора Института системных
проектов МГПУ Игорь Шиян указал на необходимость
понимания и анализа детских текстов, в которых
проявляется видение ребенка. Выступающие
отметили важность создания взрослыми культурной
среды для развития ребенка. Профессор Николай
Веракса, подводя итоги круглого стола отметил:
«Пространство для развития ребенка должно быть,
но оно должно быть выстроено. Инициативность,
самостоятельность и ответственность остаются
тремя важными составляющими в дошкольном
воспитании. И мы, взрослые, отвечаем за то, куда мы
ведем детей. … Сегодня перед профессиональным
сообществом стоят поистине эпохальные задачи, но
я знаю, что нам хватит сил, и мы найдем
возможности, чтобы решить их».
Выступающие отметили важность организации
научных дискуссий и приняли решение о проведение
совместного симпозиума в рамках предстоящего
Европейского психологического конгресса в
Москве в 2019 году.