Третья научно-практическая
конференция «Цифровое детство: социализация и
безопасность»
5 февраля 2019 года на факультете психологии МГУ
имени М. В. Ломоносова состоялась Третья
ежегодная научно-практическая конференция
«Цифровое детство: социализация и безопасность».
Конференция прошла в рамках недели безопасного
Интернета, являющейся российской частью
мероприятий Международного Дня безопасного
интернета (Safer Internet Day). День безопасного
Интернета – ключевая международная дата,
посвященная проблеме безопасности детей и
взрослых в сети Интернет и формированию этичной
и безопасной онлайн-среды. Она была учреждена по
инициативе Европейской комиссии в 2004 году — в
рамках проекта «Безопасные границы ЕС» и
отмечается в первый вторник февраля. Цель
праздника – объединение государственных,
общественных и частных профессиональных усилий
для повышения уровня знаний о безопасном и
ответственном использовании Интернет
технологий. C 5 по 14 февраля 2019 года в России
проходит 12-я Неделя безопасного Рунета, которая
посвящена теме безопасного и позитивного
использования цифровых технологий.
Организаторами конференции выступили
факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова,
Фонд Развития Интернет, Региональный
общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ),
Центр мониторинга рисков и социально-психологической
помощи Академии социального управления.
Слушателями конференции стали педагоги-психологи,
учителя, социальные педагоги, а также другие
работники сферы образования, интересующиеся
темой безопасности детей в инфо-коммуникационной
среде. Всего в конференции приняли участие свыше
150 человек.
С приветственными словами выступили Александр
Григорьевич Асмолов, академик РАО, доктор
психологических наук, профессор, заведующий
кафедрой психологии личности факультета
психологии МГУ имени М. В. Ломоносова; Марина
Анатольевна Самойлова, представитель
министерства образования Московской области,
заместитель заведующего отдела профилактики
асоциальных явлений управления дополнительного
образования и воспитания детей, Марина; Галина
Владимировна Солдатова, член-корреспондент РАО,
доктор психологических наук, профессор кафедры
психологии личности факультета психологии МГУ
имени М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития
Интернет.
Асмолов А. Г. в приветственном слове обратил
внимание на то, что каждый из нас уже является
«человеком достроенным», поскольку технологии
сопровождают нас всю жизнь с раннего возраста и
рядом с нами 24-часа в сутки. Спикер отметил, что
девайсы меняют наше сознание и всю реальность
вокруг нас, а 21 век можно назвать сетевым
столетием, поскольку мир погружён в социальные
онлайн-сети непрерывно, став цифровой
реальностью. Александр Григорьевич подчеркнул,
что «каждый ребёнок сам себе Гугл и Яндекс», а
образование давно вышло за пределы школы.
Главная задача науки сейчас – это понять, как
сетевое пространство меняет картину мира, кто
такой цифровой человек и каков его цифровой
разум.
Солдатова Г. В. в приветственном слове
рассказала о традициях недели безопасного
интернета, которая служит цели обсуждение
проведённых исследований и дальнейших путей
развития в данной области. Стремительные
изменения мира и непрерывное развитие
технологий подразумевают необходимость такого
же постоянного совершенствования методов
исследований и процесса научного познания.
Галина Владимировна также подчеркнула, что важно
не только изучать, но и делиться полученными
научными данными с психологами, педагогами и
родителями, которые могут строить свою работу с
детьми и подростками на их основе.
В начале конференции участники прошли
интерактивный блиц-опрос и ответили на ряд
вопросов от спикеров по теме их выступлений.
Полученные результаты спикеры использовали для
обсуждения актуального мнения аудитории о
представленных в докладах проблемах.
С докладом «Особенности и риски цифровой
социализации» выступила Солдатова Г. В.,
представив первые результаты пилотажного этапа
всероссийского исследования, проведенного в
рамках проекта Российского научного фонда
«Цифровая социализация в культурно-исторической
перспективе: внутрипоколенческий и
межпоколенческий анализ». Цель популяционного
исследования – изучение особенностей цифровой
социализации у представителей разных поколений.
В выступлении рассматривался феномен цифрового
детства, особенности цифровой социализации
детей и подростков в разных контекстах их жизни,
возможности и способы конвергенции онлайн-миров
детей и их родителей.
Собкин Владимир Самуилович, академик РАО,
доктор психологических наук, профессор кафедры
психологии личности факультета психологии МГУ
имени М.В. Ломоносова, руководитель Центра
социологии образования РАО, выступил с докладом
«К вопросу о подростковой агрессии в социальных
сетях (по материалам социологического опроса)». В
докладе представлены результаты исследования,
основной задачей которого было изучение проблем
и опасностей, с которыми подростки сталкиваются
в онлайн-пространстве и их восприятие этих
опасностей. В выступлении было уделено внимание
проблеме допустимого и недопустимого поведении
в социальных сетях, особенностей понимания
этических норм в интернете подростками и детьми.
С докладом «Насилие по отношению к детям в
интернет-среде» выступила Дозорцева Елена
Георгиевна, доктор психологических наук,
профессор, руководитель лаборатории психологии
детского и подросткового возраста «ФМИЦПН им. В.
П. Сербского» Минздрава России. Елена Георгиева
рассказала о разных видах агрессии в интернет-среде,
особенно остановившись на феномене онлайн-груминга.
В выступлении были представлены этапы онлайн-груминга,
применяемые манипулятивные техники воздействия
и доминирования над несовершеннолетними,
основные типы реакций на действия онлайн-грумера
со стороны ребёнка, даны рекомендации для
родителей и педагогов по профилактике среди
детей и подростков.
Во второй части конференции было представлено
еще несколько докладов. Теславская Оксана
Игоревна, научный сотрудник Центра мониторинга
рисков и социально-психологической помощи АСОУ,
выступила с докладом «Дети и подростки в
виртуальной игровой среде: что необходимо знать
взрослым?». Ртищева Мария Анатольевна, научный
сотрудник центра мониторинга рисков и социально-психологической
помощи АСОУ, психолог-исследователь Фонд
Развития Интернет, выступила с докладом
«Эволюция онлайн-рисков. Опыт работы Линии
помощи «Дети онлайн». Чигарькова Светлана
Вячеславна, младший научный сотрудник кафедры
психологии личности факультета психологии МГУ
имени М. В. Ломоносова, представила доклад
«Социальный онлайн-капитал подростков:
ограничения и перспективы».
В завершении конференции прошел ряд мастер-классов,
в рамках которых обсуждались практические
вопросы профилактики и совладания с онлайн-рисками,
представлены методические пособия Фонда
Развития Интернет для работников образования.
Чигарькова С. В. провела мастер-класс «Основы
кибербезопасности для учеников 5-6 классов»,
представив рабочие тетради и тренажеры для
школьников, разработанные для повышения уровня
цифровой компетентности и выпущенные в 2018 году в
соавторстве с Солдатовой Г. У., и Пермяковой И. Д. в
издательстве «Русское слово».
Теславская О. И. и Темежникова О. Б., ведущий
психолог Центра мониторинга риской и социально-психологической
помощи АСОУ, провели мастер-класс «Персональные
данные: защита и управление».
Ртищева М.А. и Илюхина С. Н., психолог-исследователь
Фонда Развития Интернет, психолог Центра
мониторинга рисков и социально-психологической
помощи АСОУ, провели мастер-класс
«Коммуникационные риски: профилактика и
совладание».
Также в рамках мастер-классов слушателям была
предоставлена возможность обсудить случаи из
собственной практики, задать интересующие
вопросы, возникающие в ходе работы, и получить
ответ от ведущих и коллег.