Семинар «Безопасность цифрового
детства: новые риски и цифровая культура».
1 февраля 2017 года на факультете психологии МГУ
имени М.В. Ломоносова состоялся семинар
«Безопасность цифрового детства: новые риски и
цифровая культура».
Семинар прошел в рамках 10-ой недели безопасного
Рунета. Неделя безопасного Рунета является
российской частью международных мероприятий
Международного Дня безопасного Интернета (Safer
Internet Day), координируемых Европейской сетью
Центров безопасного Интернета Insafe и проходящих
более чем в 130 странах мира.
Организаторы мероприятия: факультет
психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, Фонд
Развития Интернет и Региональный общественный
центр интернет-технологий (РОЦИТ).
В семинаре приняло участие более 200 человек –
научных сотрудников и преподавателей высшей
школы, работников образования Москвы и
Московской области, молодых ученых, практикующих
психологов.
На семинаре были представлены доклады,
посвященные последним научным исследования
влияния инфокоммуникационных технологий на
развитие детей и подростков, а также выступления
по прикладным аспектам развития безопасного
использования цифровых технологий от
специалистов IT-отрасли.
Семинар открыла Солдатова Г.В., докт. пс. наук,
член-корр РАО, профессор факультета психологии
МГУ имени М.В.Ломоносова, ведущая семинара.
Холмогорова А.Б., докт. пс. н., зав. лабораторией
клинической психологии и психотерапии ФМИЦПН им.
В.П. Сербского, декан факультета консультативной
и клинической психологии МГППУ. В своем докладе,
подготовленном совместно с коллегами Евлашкиной
Н.М., Авакян Т.В., Клименковой Е.Н. и Малюковой Д.А.,
она рассказала об основных подходах к
исследованию социального познания и
психического здоровья детей и молодежи в
условиях информационного общества.
Ениколопов С.Н., канд. пс. н., вед. научный
сотрудник факультета психологии МГУ,
руководитель отдела медицинской психологии
научного Центра психического здоровья РАМН,
представил слушателям доклад «Кибербуллинг и
киберсталкинг: риски и профилактика», в котором
затронул методологические и теоретические
вопросы агрессивного поведения в Интернете.
Гафурова А.Х., заместитель начальника
управления по защите прав субъектов
персональных данных Роскомнадзора, рассказала
об опыте информационно-разъяснительной работы
ведомства с несовершеннолетними по защите их
персональных данных, включая результаты по
апробации пособия «Практическая психология
безопасности: управление персональными данными
в интернете» (Солдатова Г.У., Приезжева А.А.,
Олькина О.И. Шляпников В.Н., М.: Генезис, 2017) в
детском лагере «Артек».
Жилавская И.В., канд. фил. наук, заведующая
кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной
грамотности и медиаобразования граждан МПГУ,
выступила с докладом «Медиабезопасность и
информационная гигиена», в котором рассказала об
основах формирования критического мышления у
юных пользователей. Предложение докладчика о
разработке нескольких образовательных моделей
по обучению детей и подростков навыкам работы с
информацией в рамках предмета ОБЖ, получило
позитивный отклик и нашло поддержку у педагогов.
Дозорцева Е.Г., докт. пс. наук, руководитель
лаборатории психологии детского и подросткового
возраста ФМИЦПН им. В.П. Сербского, в своем
выступлении рассказала об интернете как одном из
факторов, который рассматривается в процессе
экспертизы совершенных суицидов у подростков, а
также о новых проблемах в данной области.
Внимание слушателей привлекли этические аспекты
проблемы, в частности, должен ли психолог
сообщать родителям либо в органы полиции об
интересе ребенка к деятельности суицидальных
групп. Было высказано предложение о специальном
рассмотрении данной темы в последующих
семинарах.
Солдатова Галина Владимировна, докт. пс. наук,
член-корр РАО, профессор факультета психологии
МГУ имени М.В.Ломоносова, представила доклад
«Интернет и подростковый суицид: место в
структуре рисков и возможности мониторинга
контента», подготовленный вместе с коллегами
Журиной М.А. и Олькиной О.И. В своем докладе она
рассказала об эволюции и новых формах
онлайн-рисков (кибербуллицид, рекрутинг в
закрытые сообщества и др.) и подробно
остановилась на методах исследований
негативного суицидального контента и анализе
деятельности закрытых «групп смерти» в
социальных сетях.
После перерыва состоялась вторая часть
семинара, в которой были представлены следующие
выступления:
Парфентьев Урван Урванович, канд. полит. наук,
координатор центра безопасного интернета РОЦИТ
представил доклад «Новые горизонты применения
цифровых технологий для детской безопасности», в
котором были рассмотрены вопросы, связанные с
киберунижением, троллингом и поиском пропавших
детей.
Хломов Кирилл Даниилович, канд. пс. наук,
старший научный сотрудник лаборатории
когнитивных исследований ИОН РАНХИГС, на
примерах из собственной практической
деятельности рассказал о наиболее типичных
ситуациях рискованного поведения московских
подростков в интернете и их последствиях для
реальной жизни ребенка. С точки зрения
докладчика, наибольший интерес представляет
процесс «переключения» ребенка с виртуальной
среды на реальную, и наоборот (в первую очередь –
в ситуациях буллинга и кибербуллинга), и
исследование факторов, определяющих безопасное
протекание данного процесса.
Тимофеев Дмитрий Сергеевич, канд. пс. наук,
старший преподаватель АНО «Доверие», представил
доклад «Интернет, родители, дети, учителя:
воспитание или контроль», в котором рассказал о
внутрисемейных отношениях как важном факторе,
определяющем успешность интеграции ребенка в
современную социальную ситуацию развития в
цифровом мире.
Аракчеева Наталья Александровна, руководитель
проектов «Неделя безопасного Рунета в РГДБ» и
«Вебландия» и Чудинова В.П., канд. пед. н., главный
научный сотрудник РГДБ, представили доклад «Роль
детских библиотекарей в развитии цифровой
культуры детей и подростков», в котором
рассказали о вкладе библиотек в создание
безопасной и интересной цифровой среды.
Олькина О.И., психолог-исследователь Фонда
Развития Интернет, научн. сотр. ГБОУ ВО АСОУ,
выступила с докладом «Защита персональных
данных подростков в процессе
онлайн-коммуникации», подготовленном в
соавторстве с Солдатовой Г.В. В нем были
представлены психологические аспекты проблемы
приватности, обоснована необходимость обучения
подростков навыкам управления личной
информацией в сети. По запросу слушателей
докладчица пояснила феномен «случайного
попутчика» в интернете, который заключается в
том, что ребенку зачастую гораздо проще
поговорить «по душам» с далеким виртуальным
другом, а не с реальным знакомым или родителем.
Клименкова Е.Н., аспирантка кафедры клинической
психологии и психотерапии МГППУ, выступила с
докладом «Способы коммуникации и способность к
эмпатии в подростковом и юношеском возрастах»,
подготовленном в соавторстве со своим научным
руководителем Холмогоровой А.Б., в котором
показала взаимосвязь уровня социальной
тревожности и эмпатии с предпочитаемыми формами
онлайн и оффлайн коммуникации.
В завершении мероприятия Ярмина А.Н.,
аспирантка факультета психологии МГУ имени М.В.
Ломоносова, психолог-исследователь Фонда
Развития Интернет, представила доклад «Буллинг и
кибербуллинг: агрессоры, жертвы и хамелеоны», в
котором рассказала об основных психологических
особенностях школьниках - участниках ситуаций
буллинга в школьной среде.