VII научно-практическая конференция
«Цифровые практики подростков и молодёжи: в
поисках устойчивости и сотрудничества»
16 февраля 2023 года состоялась Седьмая
научно-практическая конференция «Цифровые
практики подростков и молодёжи: в поисках
устойчивости и сотрудничества».
Конференция организована факультетом
психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при
поддержке целого ряда партнёров: Министерства
образования Московской области,
Психологического института РАО, Школы
антропологии будущего РАНХиГС, Центра
мониторинга рисков и социально–психологической
помощи Академии Социального Управления, Фонда
Развития Интернет.
Цель мероприятия – обсуждение теоретических и
прикладных аспектов цифровой социализации,
связанных с развитием цифровой культуры,
распространением позитивных цифровых практик
сотрудничества, повышением цифровой
компетентности и формированием цифрового
гражданства у подростков, молодежи и взрослых.
Конференция прошла в очном формате в
Психологическом институте РАО и собрала более 100
слушателей. Гостями мероприятия выступили
психологи, педагоги, работники образования
Москвы и Московской области, и все
интересующиеся вопросами влияния цифровых
трансформаций на детей, подростков и молодёжь.
Конференцию открыла Галина Владимировна
Солдатова, академик РАО, профессор кафедры
психологии личности факультета психологии МГУ
имени М.В. Ломоносова, рассказав о Неделе
Безопасного Рунета – серии просветительских
мероприятий по теме безопасного использования
Интернета и цифровых технологий, приуроченных к
Международному Дню безопасного Интернета.
Факультет психологии ежегодно участвует в этих
мероприятия, организовывая и проводя
научно-практическую конференцию.
С приветственным словом в онлайн-формате
выступил Зинченко Юрий Петрович, академик РАО,
декан факультета психологии МГУ имени М.В.
Ломоносова, директор Психологического института
РАО.
На конференции были представлены доклады,
посвященные цифровым практикам подростков и
молодёжи.
Галина Солдатова выступила с первым докладом, в
котором рассказала про позитивные
онлайн-практики, которые выступают
инструментами формирования цифровой культуры.
В рамках доклада слушатели познакомились с
данными исследований таких практик среди
подростков и молодежи, проведенных в 2019, 2021 и 2022
годах с общей выборкой более 3 тысяч
респондентов. В докладе были представлены
примеры позитивных флешмобов и челленджей,
цифрового активизма и блогинга, затронуты
практики цифрового волонтерства,
онлайн-благотворительности и краудсорсинга,
раскрытые более подробно в выступлениях других
спикеров. Результаты исследований показывают,
что как минимум треть подростков и молодежи
активно участвует в позитивных онлайн-практиках.
В завершении выступления спикер представила
учебные и методические пособия, подготовленные
под руководством Галины Владимировны
коллективом авторов. Пособия знакомят читателей
с методами профилактики деструктивного и
аутодеструктивного онлайн-поведениями и
способами формирования позитивной цифровой
культуры сотрудничества и взаимопомощи в
молодежной среде (пособия доступны по ссылке detionline.com/research/publish/ychebnie-posobiya).
Александр Асмолов, академик РАО, заведующий
кафедрой психологии личности факультета
психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор
Школы антропологии будущего РАНХиГС, опираясь на
историко-эволюционный подход, проанализировал
социальные сети как генеративное пространство,
которое можно рассматривать как потенциальный
источник взаимопомощи, понимания и доверия.
Докладчик подчеркнул, что взаимопомощь является
драйвером эволюции человека. В этом контексте
пространства социальных сетей могут
представлять ресурс вариативности и
преадаптации в эпоху нарастающей
неопределенности и цивилизационных кризисов.
Сергей Молчанов, доцент кафедры возрастной
психологии факультета психологии МГУ имени М.В.
Ломоносова, подробнее рассказал про цифровое
волонтерство в молодежной среде, а именно про
различные аспекты внешней и внутренней
мотивации молодежи к участию в данной
онлайн-практике. На основе эмпирических
исследований наиболее значимыми формами
мотивации участия в цифровом волонтерстве у
подростков и молодежи стали реализация
гуманистических и альтруистических ценностей,
волонтерство как источник компетенций и
возможность расширения социальных контактов и
связей.
Наталья Игнатенко, PR-директор одной из
крупнейших в России краудфандинговых платформ –
Planeta.ru, выступила с докладом «Краудфандинг для
подростков: функции, нюансы, примеры». В
выступлении были обозначены критерии успеха
краудфандинга и приведены примеры успешных
проектов, организованных подростками. В
интерактивном формате спикер, представив на
слайде три проекта, предложила слушателям
предположить, какой из них оказался успешным и
собрал необходимые средства. Аудитория активно
откликнулась на игровой формат и справилась с
поставленной задачей.
Андрей Федоров, руководитель волонтерского
центра Университета «Синергия», поделился
опытом организации волонтерских проектов.
Спикер рассказал о создании игровых форматов для
вовлечения подростков в волонтерскую
деятельность. Подростки выполняют задания,
присылаемые в социальных сетях куратором,
подростком-волонтером, и направленные на
позитивную деятельность. Сначала это могут быть
простые задания – поделиться в социальных сетях
постом про свое хорошее дело, по мере игры
задания усложняются вплоть до организации
мероприятия, например, благотворительного сбора
в своей школе.
Дарья Чуренкова, руководитель
благотворительных программ Благотворительного
фонда «Синдром любви», рассказала про онлайн- и
офлайн-инструменты благотворительности на
примере работы фонда. Благотворительный фонд
занимается поддержкой людей с синдромом Дауна.
Спикер рассказала о разных форматах участия
подростков в работе фонда: от участия в команде
поддержки на соревнованиях с участием солнечных
детей до организации благотворительных ярмарок
в их пользу.
С заключительным докладом выступил Урван
Парфентьев, кандидат политических наук,
координатор Центра безопасного Интернета РОЦИТ.
В своем выступлении спикер рассказал о том, как
трансформировались основные контентные угрозы в
2022 году. Основной тренд этого года – переход в
пространство мессенджеров контентных рисков,
которые сложно отследить.
Выступающими были заданы вопросы к аудитории в
интерактивном формате по теме их выступлений с
целью получения мнения аудитории о ряде проблем
и получения обратной связи.
Во второй части конференции слушателям была
предоставлена возможность принять участие в
мастер-классе по теме кибербезопасности
Илюхиной Светланы, психолога Фонда Развития
Интернет, младшего научного сотрудника Центра
мониторинга рисков и социально-психологической
помощи АСОУ. В рамках мастер-класса были
предложены методы по контролю информационной
перегрузки, рождаемой изобилием онлайн-контента,
и даны инструменты развития критического
мышления у себя и детей как основы жизни в
информационном обществе.
Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.