Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Круглый стол
«Искусство навигации в цифровом мире:
психолого-педагогические технологии формирования цифровой компетентности».

4 марта 2014 года состоялся круглый стол «Искусство навигации в цифровом мире: психолого-педагогические технологии формирования цифровой компетентности».

ФГАУ «ФИРО» и Фонд Развития Интернет провели круглый стол «Искусство навигации в цифровом мире: психолого-педагогические технологии формирования цифровой компетентности», посвящённый результатам внедрения в 2013 году методического пособия «Интернет: возможности, компетенции, безопасность».

Современные дети активно осваивают новые цифровые технологии: 89% российских подростков ежедневно пользуются Интернетом. В среднем дети проводят в Сети 3-5 часа в будние дни и еще больше в выходные. В то же время уровень цифровой компетентности российских подростков и их родителей составляет примерно треть от максимально возможного. Большинство родителей недостаточно осведомлены о проблемах, с которыми их дети сталкиваются в Интернете, и далеко не всегда могут им помочь. В этих условиях значительная доля ответственности за обеспечение информационной безопасности детей и подростков ложится на плечи работников образовательных организаций: учителей, классных руководителей, педагогов-психологов.

С целью повышения цифровой компетентности учителей и подростков сотрудниками Фонда Развития Интернет при поддержке компании Google Россия было разработано пособие «Интернет: возможности, компетенции, ответственность». Книга рекомендована ФГАУ Федеральным институтом развития образования в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного профессионального образования. С целью внедрения пособия в учебно-воспитательную работу российских образовательных организаций в 2013 году на базе Федерального института развития образования было обучено более 450 учителей из пяти регионов Российской Федерации (Москвы, Московской области, Новосибирской области, Республики Татарстан, Ульяновской области). Главная задача обучения состояла в подготовке тьюторов из числа педагогов, активно вовлечённых в процессы информатизации образования, готовых повышать цифровую компетентность своих учеников и коллег, тем самым содействуя внедрению инновационных образовательных технологий в учебный и воспитательный процесс. Материалы пособия «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» были рекомендованы к использованию в системе общего образования Министерством образования и науки РФ.

«В школьной практике учитель все более превращается из ментора в навигатора. У нового поколения детей будут серьезнейшие вопросы к школе, будут нарастать различного рода риски, поэтому необходимо эти вопросы так или иначе осмыслять. При всей очевидности необходимости введения в систему образования информационных и коммуникационных технологий при решении этой проблемы нас подстерегает немало подводных камней. Один из этих камней – рассогласование между процессами оснащения школы компьютерами и процессами приобщения учителей к культуре информационного общества. Уже не раз обсуждалась такая социальная драма школьного образования как драма отставания учителя от ученика в процессе овладения навыками общения, прежде всего навыками общения в Интернете», — отмечает директор Федерального института развития образования, Александр Асмолов.

«Результаты внедрения программы «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» позволяют говорить о её эффективности. Как отмечают наши слушатели, знания, полученные на семинарах, важны и полезны, ориентированы на практику и готовы к использованию в учебном процессе. Педагоги, школьные психологи, библиотекари, прошедшие обучение по нашей программе, уже сегодня делятся полученными знаниями со своими коллегами, являясь проводниками идей цифровой компетентности и информационной безопасности детства в российской школе», — отмечает директор Фонда Развития Интернет, Галина Солдатова.

В рамках круглого стола обсуждались следующие вопросы:

  • Информационная безопасность детей и подростков в инновационной образовательной среде: кто за неё в ответе?
  • Кто и как должен обучать российских школьников ответственному и безопасному использованию Интернета?
  • Цифровая компетентность педагога – условие информатизации образования и информационной безопасности школьников?
  • Цифровое поколение: групповой портрет (результаты «Первого всероссийского исследования цифровой компетентности подростков и их родителей», 2013);
  • Технологии формирования цифровой компетентности школьников и учителей в действии (результаты внедрения методического пособия «Интернет: возможности, компетенции, безопасность»).

В круглом столе приняли участие представители органов государственной власти, ведущих научных и образовательных организаций, представители IT-индустрии, педагоги средних общеобразовательных школ Москвы и Московской области, а также представители СМИ.



    Солдатова Г.В., Асмолов А.Г.

  Серегина Е.И.

  Карякина К.А.

  Солдатова Г.В., Асмолов А.Г.

  Бунчук Виктория

 

 

  Зобков П.С.

  Анисимова Г.В.

  Драгунихин М.Н.

  Уваров А.Ю.

  Зинченко Ю.П,

 

 

  Шляпников В.Н.

 

  Солдатова Г.В.

  Собкин В.С.

Текст взят с сайта: http://www.firo.ru/?p=12089
Фото: Ольга Ваханцева

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский