Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Школа молодых учёных
«Междисциплинарные исследования когнитивного развития»

25–26 июня 2018 года состоялась школа молодых учёных «Междисциплинарные исследования когнитивного развития».

В работе двухдневной Школы молодых ученых «Междисциплинарные исследования когнитивного развития», организованной факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 17-78-30028), приняли участие 37 молодых ученых, аспирантов и студентов. Научная молодежь представляла такие ведущие научные учреждения и университеты России, как Психологический институт РАО, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа экономики и др.

12 российских и зарубежных специалистов в области психологии, нейронауки, психогенетики, молекулярной генетики, педагогики и других научных дисциплин прочитали лекции и провели семинарские занятия, объединенные проблематикой междисциплинарного изучения когнитивного развития.

В своей лекции академик РАО С.Б. Малых (МГУ имени М.В. Ломоносова, Психологический институт РАО, Москва) представил ведущие международные проекты, на базе которых выполняются междисциплинарные исследования когнитивного развития, и отметил значение их результатов для понимания закономерностей психического развития человека. Важность организации и проведения кросскультурных лонгитюдных исследовательских проектов, направленных на изучение фундаментальной проблемы соотношения когнитивного функционирования и обучении, подчеркнула в своем докладе член-корреспондент РАО Т.Н. Тихомирова (МГУ имени М.В. Ломоносова, Психологический институт РАО, Москва). Ею было представлено лонгитюдное исследование академической успешности, целью которого является понимание когнитивных предикторов индивидуальных различий в успешности обучения на всем протяжении школьного возраста.

Лонгитюдное исследование творческого мышления школьников представила профессор Е.И. Щебланова (Психологический институт РАО, Москва), отметив сложность организации лонгитюдных проектов в сфере творческого развития школьников. На семинаре, который провела профессор Н.Б. Шумакова (Психологический институт РАО, Москва), большое внимание было уделено практической работы со школьниками: была представлена модель творческого междисциплинарного обучения в системе общего образования. В работе мастер-класса участвовали, в том числе, молодые педагоги и аспиранты педагогических университетов.

Лекция профессора Жорди Казанова (Prof Jordi Pena Casanova, Universitat Autonoma de Barcelona, Spain) была посвящена специфике функциональной организации мозга. Далее, в ходе семинара, профессор Казанова представил содержание, структуру и функциональное назначение теста Барселона – рабочая станция, спроектированного для использования в исследовательской и клинической практике. Методология МРТ исследований и результаты мультимодальных лонгитюдных МРТ исследований когнитивных функций были рассмотрены в лекции С.П. Куликовой (PhD in Neuroscience, Высшая школа экономики, Психологический институт РАО).

В ходе работы Школы участники были ознакомлены с молекулярно-генетическими методами исследования когнитивных функций и последними достижениями мировой науки в этой области. В частности, к этой проблематике была обращена лекция члена-корреспондента РАО Э.К. Хуснутдиновой (Институт биохимии и генетики УНЦ РАН, Россия).

Профессор А.В. Либин (Prof. Alexander V. Libin, Georgetown University, Department of Psychology, USA) посвятил свою лекцию проблематике управляющих функций как центрального компонента процесса принятия решений. А. Либина (Alena Libina, Georgetown University, Department of Psychology, USA) представила результаты применения технологий искусственного интеллекта в клинической практике.

В ходе дискуссии ведущие ученые (акад. РАО С.Б. Малых, чл.-корр. РАО Т.Н. Тихомирова, чл.-корр. РАО Э.К. Хуснутдинова, чл.-корр. РАО В.И. Моросанова, проф. Е.И. Николаева, проф. Е.В. Никульчев), представители научной молодежи и молодые специалисты, работающие в общеобразовательных учреждениях, обсудили проблемы организации и проведения междисциплинарных исследований когнитивного развития современного школьника. В ходе дискуссии были также затронуты проблемы научно-организационного обеспечения междисциплинарных лонгитюдных исследований в сфере образования. Все преподаватели Школы молодых ученых единодушно отметили, что для понимания закономерностей когнитивного развития необходимо объединять интеллектуальные и исследовательские ресурсы специалистов, работающих в различных научных сферах.

Программа школы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2019: Станислав Козловский