Наука в помощь сфере дошкольного
образования
22 августа 2023 года в Москве прошёл четвёртый
Всероссийский форум работников дошкольного
образования «Ориентиры детства». Он собрал более
12 000 педагогических работников системы
дошкольного образования, специалистов органов
управления образованием, преподавателей и
студентов педагогических вузов и колледжей,
родительскую общественность.
Открывая Форум, председатель Оргкомитета
доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой ЮНЕСКО по образованию и
развитию детей младшего возраста, ректор
Международной педагогической академии
дошкольного образования (МПАДО) главный редактор
журнала «Современное дошкольное образование» Николай
Веракса высказал пожелание: «Наша задача –
приложить максимум усилий для того, чтобы
создать такие условия, чтобы дети стали
счастливыми, творческими, сильными, смелыми,
чтобы они любили свою семью, приняли на себя
ответственность за судьбу страны».
В обращении к участникам Форума заместитель
министра просвещения РФ Татьяна Васильева
подчеркнула значимость мероприятия: «Это
масштабное событие и дискуссионная площадка, где
ведущие эксперты и педагоги могут поделиться
опытом».
В свое приветствии академик РАО, декан
факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова,
директор ФНЦ Психологических и
междисциплинарных исследований Юрий
Зинченко подчеркнул роль отечественной науки
в развитии системы образования во всем мире и
необходимость масштабных исследований детства
для дальнейшего совершенствования системы
образования.
На четвертых «Ориентирах детства» впервые
был представлен фокус-регион, Чеченская
Республика, в которой отмечается высокий рост
качества образования и обновление
инфраструктуры детских садов. Глава Чеченской
Республики Герой России Рамзан Кадыров
направил свое обращение к участникам Форума
«Ориентиры детства», которое зачитала
руководитель делегации заместитель директора
Департамента дошкольного образования мэрии г.
Грозного Бирлант Садуева.
Форум войдет в историю и еще одним
знаменательным событием. Сенатор РФ Елена
Писарева в своем выступлении сообщила о том,
что осенью 2023 года планируется создать в составе
Экспертного совета при Комитете Совета
Федерации по науке, образованию и культуре
секцию по дошкольному образованию.
Приветствуя это решение, президент Ассоциации
развития качества дошкольного образования
Эльфия Дорофеева назвала его очень важным и
своевременным для принятия верных
государственных решений: «Необходимо, чтобы
обязательно учитывалось независимое мнение
экспертов, мнение педагогов, работающих «на
земле».
Заместитель директора Департамента
государственной политики и управления в сфере
общего образования Минпросвещения России Наталья
Костюк рассказала о самых важных вопросах,
волнующих специалистов-дошкольников, и о
связанных с ними ближайших образовательных
событиях. Форум «Ориентиры детства», заметила
Наталья Костюк, стал своеобразной подготовкой к
конференции. Спикер также сообщила, что идет
серьезная работа над Концепцией развития
дошкольного образования до 2030 года, ее цель -
создание условий для доступного качественного
дошкольного образования.
С большим вниманием аудитория слушала
выступление советника руководителя Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки Натальи
Алтыниковой о работе над сокращением
документооборота в сфере дошкольного
образования. Спикер сообщила, что уже с марта 2024
года будут выпущены сокращенные перечни
документации, мониторингов, ГИС, запросов для
детских садов, школ, СПО и вузов, что существенно
облегчит работу педагогов-воспитателей.
Не менее актуальной теме новых профстандартов
посвятила свой доклад председатель Экспертного
совета при Комитете Госдумы по науке и высшему
образованию Любовь Духанина. В скором
времени будут внедрены профессиональные
стандарты «Старший воспитатель», «Методист»,
«Педагог-дефектолог», «Наставник».
Тематический блок «Наука – дошкольному
образованию» открыло выступление академика РАО,
заведующего кафедрой психологии образования и
педагогики факультета психологии МГУ; первого
заместителя директора, заведующего лабораторией
психологии детства и цифровой социализации ФНЦ
Психологических и междисциплинарных
исследований, доктора психологических наук Александра
Вераксы, который поделился результатами
последних исследований развития ребенка в
рамках Всероссийского проекта исследований
детства «Растем вместе», уделив особое внимание
ключевым факторам, влияющим на развитие речи
ребенка.
В своем выступлении директор Института
психологии и образования Казанского
федерального университета, доктор исторических
наук, профессор Айдар Калиммулин подчеркнул
значимость системы подготовки кадров педагогов
и необходимость ее развития, поделился опытом и
рассказал о технологиях подготовки педагогов.
Проректор по научной работе Международной
педагогической академии дошкольного
образования (МПАДО), сотрудник кафедры ЮНЕСКО,
кандидат исторических наук Ирина Комарова
отметила, в свою очередь, важность вовлечения
педагогов в современную науку, в том числе
необходимость изучать данные науки о развитии
ребенка в дошкольном возрасте.
Форум прошел при поддержке Министерства
просвещения Российской Федерации, профильных
комитетов Совета Федерации, Государственной
Думы РФ, Общероссийского профсоюза образования,
Союза женщин России, Российского общества
«Знание», других государственных и общественных
организаций.
А. Веракса |
Дискуссия |
Л. Духанина |
А. Калиммулин |
Н. Костюк |
Е. Писарева |
|