 |
Знаков Виктор Владимирович
|
Знаков Виктор Владимирович (21.08.1950, Каунас).
Психолог. Окончил факультет психологии ЛГУ (1974).
Квалификация: психолог. Кандидат
психологических наук (1978). Доктор
психологических наук (1996).
Профессор кафедры общей психологии
психологического факультета (1997). В Московском
университете читает спецкурс «Психология
понимания»
Первый зам. директора Института психологии РАН
(2000). Член Экспертного совета по педагогике и
психологии ВАК РФ (1999–2002). Член редколлегий
журнала «Человек» и «Психологического журнала»
РАН.
Лауреат премии им. С.Л. Рубинштейна (Президиум
РАН, 1999).
Область научных интересов: психология
понимания, мышления, личности. Теоретически и
экспериментально обосновал существование
психологии понимания как самостоятельного
направления общепсихологических исследований.
На больших выборках испытуемых (участниках войны
в Афганистане, агрессивных подростках, субъектах
с выраженными проявлениями манипулятивного
поведения и макиавеллизма личности) осуществил
развернутый анализ понимания как процесса и
результата мышления человека; выявил четыре
основных условия возникновения понимания и
четыре формы его проявления в сознании;
экспериментально доказал, что психологические
механизмы понимания непосредственно связаны с
определенными чертами личности, особенностями
нравственного сознания и мировоззрения
субъекта. Провел первое в мировой
психологической науке систематическое
исследование, посвященное анализу русских и
западных культурно-исторических и
научно-психологических традиций в понимании
истины и правды. Теоретически и экспериментально
обосновал положение о том, что истина является
логико-гносеологической категорией, а правда –
психологической. Изучил внутренние и внешние
условия, которые способствуют процессу
превращения в сознании человека
гносеологической истины в психологическую
правду. Проанализировал моральные,
психологические, социальные аспекты
формирования различных типов понимания правды и
функционирования истинных и неистинных
сообщений в ситуациях общении людей. Провел
теоретико-экспериментальное исследование
русских и западных традиций в понимании лжи: ее
рассмотрения с субъективно-нравственной точки
зрения (ложь как нравственное или аморальное
деяние лгущего субъекта, искажающего истину) и с
морально-правовой (ложь – нарушение прав
обманываемого человека).
Тема кандидатской диссертации: «Мнемические
компоненты целеобразования в мыслительной
деятельности». Тема докторской диссертации:
«Психология понимания в познании и общении».
Опубликовал около 100 научных работ.