 |
Залесский Георгий Евгеньевич
(11 апреля 1925 - 26 февраля 2006)
|
Родился 11.04.1925 г. в г. Москве, психолог. Окончил
заочное отделение исторического факультета МГУ
им. М.В. Ломоносова (1952) по специальности - история;
аспирантуру по психологии в НИИ общей и
педагогической психологии АПН РСФСР (1965). Преподавал
в МГУ с 1973 г.: доцент (1978-1985); ст.н.сотр. (1985-1993);
ведущий научный сотрудник (с 1993). Кандидат
психологических наук (1966); доктор
психологических наук (1991); звание профессор (с 1994)
по кафедре педагогической психологии и
педагогики. Скончался 26 февраля 2006.
З. после окончания 1-го Военно-Пехотного
Краснознаменного училища им. Верховного Совета
РСФСР участвовал в боевых операциях в качестве
командира стрелкового взвода, роты 973
Краснознаменного полка 270 стрелковой дивизии на
1-м Прибалтийском фронте (1942 - 1944). После лечения в
госпиталях сдал экстерном экзамен за среднюю
школу и в 1947 г. поступил в МГУ. З. награжден
Орденом Боевого Красного Знамени, медалями.
Области научных исследований: педагогическая
психология, психология воспитания. Тема
кандидатской диссертации: "Формирование
приемов умственной деятельности (в процессе
решения задач на оценку общественных
явлений)"; тема докторской диссертации:
“Психологические основы формирования
убеждений" (1991). На первом этапе научной
деятельности особое внимание уделял проблемам
формирования внутреннего мира личности
учащихся, а именно: исследовал место и функции
мировоззрения и убеждений в структуре личности,
условия их формирования; с 1993 г. - изучает
особенности становления и взаимодействия
стержневых для юношеского возраста образований
мировоззрения и Я-концепции. Результаты
исследования: в цикле работ первого направления
сформирован новый нетрадиционный
ценностно-дея-тельностный подход к исследованию
проблем становления и функционирования
собственного мировоззрения учащихся. С его
помощью получены данные о функциях и месте
мировоззрения и убеждений в структуре личности,
о характере их взаимодействия с другими ее
компонентами (мотивами, установками,
самооценками, притязаниями). Сформулированы
основы психодиагностики и коррекции уровней
сформированности мировоззрения, убеждений и
ценностных ориентаций учащихся; прослежена
возрастная динамика их развития. В цикле работ
второго направления получены данные о
статистически значимых изменениях (под влиянием
формирующегося мировоззрения) в ряде важнейших
характеристик самосознания личности
(са-моотношения, самооценки, интернальности);
удалось показать наличие тесной связи между
характером способа личной ориентировки учащихся
(ситуативным, конформным, мировоззренческим) и
особенностями построения Я-концепции.
З. преподавал курсы "Педагогики",
"Педагогической психологии" на
историческом и философском факультетах МГУ;
специальный курс для студентов факультета
психологии "Психология мировоззрения и
убеждений личности"; курс "Оценка и
коррекция мотивации учения". З. выступал с
докладами на Межд. конференциях (1970 г.- Тбилиси; 1972
г. - Берлин; 1980 - Лейпциг; 1987 - Благоевград; 1988 -
София).
Общее количество публикаций - 74, из них
основные: О формировании у школьников научного
отношения к общественным явлениям // Вопр.
психологии, 1966, № 3; Алгоритмический анализ
мышления спортсменов в игре // Вопр.
алгоритмизации и программирования обучения. М.,
1973; Психологические вопросы формирования
убеждений личности. М., 1982; Условия формирования
единства познавательных и мотивационных
компонентов в обучении // Актуальные проблемы
современной психологии. Материалы Межд. конф. М.,
1983; Психология мировоззрения и убеждений
учащихся. М., 1994.