Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Васильев Игорь Александрович

Васильев Игорь Александрович (р. 5 июня 1945, г. Москва) - профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор психологических наук.

Биография

  • 1970.06    - диплом с отличием, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
  • 1970-1972    - мл. научный сотрудник факультета психологии МГУ, кафедра общей психологии.(зав. кафедрой проф. А.Н.Леонтьев), лаборатория психологии мышления (зав. лабораторией проф. О.К.Тихомиров)
  • 1972-1977    - мл. научных сотрудник, Институт психологии АН СССР, лаборатория "Проблем автоматизации умственного труда" (зав. лабораторией проф. О.К.Тихомиров).
  • 1976.11    - защита кандидатской диссертации на тему: "Теоретическое и экспериментальное исследование интеллектуальных эмоций", Институт психологии АН СССР.
  • 1977-1989    - ассистент, факультет психологии МГУ им М.В.Ломоносова, кафедра общей психологии.
  • 1980-1981    - стипендиат DAAD (немецкая служба академических обменов) - 10 месяцев, Рурский университет, г. Бохум, ФРГ, институт психологии, кафедра общей психологии и психологии развития (зав. кафедрой проф. Х.Хекхаузен).
  • 1989-1999    - доцент, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кафедра общей психологии.
  • 1991.10-12    - приглашение в качестве гостя-исследователя в проектную группу когнитивной антропологии Общества Макса Планка (3 месяца, ФРГ). Приглашение служило цели подготовки и проведения совместного исследовательского проекта в области "решения сложных проблем", университет Бамберг, кафедра психологии II (зав. кафедрой проф. Д.Дернер).
  • 1993.10-12    - стипендиат DAAD (немецкая служба академических обменов (3 месяца), университет Оснабрюк, кафедра дифференциальной психологии и исследо-вания личности (зав. кафедрой проф. Ю.Куль), совместное исследование в области мотивационной регуляции мышления.
  • 1994.10-12    - стипендиат DFG (немецкое исследовательское общество, 3 месяца), университет Оснабрюк, кафедра дифференциальной психологии и исследования личности (зав. кафедрой проф. Ю.Куль), продолжение совместного исследования в области личностно обусловленных различий в мотивацион-ной и эмоциональной регуляции мышления при решении сложных проблем
  • 1998.11    - защита докторской диссертации на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова на тему: "Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности".
  • 1999.09    - профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Основные публикации

Монографии, главы в книгах:

  1. К анализу процессов целеобразования // Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. - С. 100-142 (в соавт. с В.А.Тереховым).
  2. История и современное состояние проблемы интеллектуальных эмоций и чувств // "Искусственный интеллект" и психология. - М.: Наука, 1976.- С. 133-175.
  3. Соотношение процессов целеобразования и интеллектуальных эмоций в ходе реше-ния мыслительных задач // Психологические механизмы целеобразования. - М.: Наука, 1977. - С. 68-95.
  4. Эмоции и мышление. - М.: Изд-во Московского университета, 1980. - С. 3-192 (в соавт. с В.Л.Поплужным, О.К.Тихомировым).
  5. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во Московского университета, 1991. - С. 3-144 (в соавт. с М.Ш.Магомед-Эминовым).
  6. Развитие деятельностного подхода в психологии мышления // Традиции и перспек-тивы деятельностного подхода в психологии (Школа А.Н.Леонтьева). - М. Смысл, 1999. С. 191-234 (в соавт. с О.К.Тихомировым, Ю.Д.Бабаевой, Н.Б.Березанской, А.Е.Войскунским).

Статьи:

  1. К вопросу о возникновении эмоций в структуре мыслительной деятельности // Пси-хология технического творчества (Материалы докладов симпозиума). - М. - С. 224-230.
  2. Исследование процессов целеобразования при решении мыслительных задач // Во-просы психологии. - 1975. - №1. - С. 12-21 (в соавт. с В.А.Тереховым).
  3. Психологический анализ некоторых условий возникновения интеллектуальных эмоций // Труды IV международной конференции по искусственному интеллекту. - М.: Изд-во АН СССР, 1975. - С. 211-216.
  4. Исследования соотношения познавательных и эмоциональных процессов в амери-канской психологии // Вопросы психологии. - 1976. - №2. - С. 172-182.
  5. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М.: Изд-во Московского университета, 1979. - С. 55-62.
  6. Анализ современной информационной концепции мышления // Вопросы психоло-гии. - 1983. - №5. - С. 147-154.
  7. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. // Актуальные проблемы современной психологии. - М.: Изд-во Московского университета, 1983. - С. 53-59.
  8. Влияние индивидуальных психологических различий на процесс решения проблем // Вопросы психологии. - 1985 - №1 - С. 140-148 ( в соавт. с Ю.Куль, ФРГ).
  9. An Information-processing perspectiveon motivation: Intrinsic task-involvement, problem-solving, and the complexity of action plans // In G.D'Ydewalle (Ed) Cognition, In-formation Processing, and Motivation. Amsterdam: North-Holland, 1985, 505-522 (в со-авт. с Ю.Куль, ФРГ).
  10. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестн. Моск. Ун-та, серия 14, психология, 1987, №2. - С. 20-30 (в соавт. с Р.Р.Бибрих).
  11. Эмоции в системе мыслительной деятельности // Эмоциональная регуляция учеб-ной деятельности. - М., 1988, АН СССР. - С.11-16.
  12. К вопросу о личностных детерминантах мыслительной деятельности // Вестн. Моск. Ун-та, серия 14, психология, 1989, №3. - С. 33-42 (в соавт. с Хусаиновой Н.Р.).
  13. Эмоциональная регуляция творческой деятельности. - Симферополь, 1991. - С. 16-20.
  14. Гуманитарная и естественно-научная парадигмы в современных исследованиях эмоций // Психологический журнал. - 1992, - №6. - С. 80-89.
  15. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психо-логический журнал. - 1998. - №4, С. 49-60.

Научная деятельность

  1. На факультете психологии МГУ - разработка исследовательского проекта "Индивидуально-психологические различия в мотивационной и эмоциональной регуляции мыслительной деятельности при решении сложных проблем". Начало - ноябрь 1999.
  2. В рамках международного сотрудничества - разработка исследовательского проек-та "Личностно обусловленные различия в мотивационной и эмоциональной регуля-ции мышления при решении сложных проблем". Совместно с немецкими коллегами - проф. др. Д.Дернер (университет Бамберг), проф. др. Ю.Куль (университет Оснабрюк).
  3. Доклад на Международной конференции по мотивации. Университет Leuven, Бель-гия. "Мотивационная и эмоциональная регуляция мышления" (на английском язы-ке). Май, 2000 г.

Научные интересы

  1. Компьютерное моделирование ситуаций для психологического эксперимента в об-ласти психологии мышления, мотивации и эмоциональной регуляции деятельности. Компьютерное моделирование сложных ситуаций, в частности, в области предпринимательства и менеджмента для исследования стратегического мышления пред-принимателей и менеджеров.
  2. Диагностика типа и уровня самоуправления человека в сложных ситуациях. Созда-ние и адаптация инструментов диагностики. В частности, адаптация к русской популяции батареи методов диагностики самоуправления, разработанной в лаборатории проф. Ю.Куля (Германия).
  3. Исследование мотивационной и эмоциональной регуляции мышления при взаимо-действии человека со сложными системами, представленными в форме компьютерных моделей.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский