Психологи МГУ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 |
Стефаненко Татьяна
Гавриловна
(24.11.1949 — 28.01.2018)
|
Стефаненко Татьяна Гавриловна —
заведующий кафедрой
социальной психологии факультета психологии
МГУ имени М.В.Ломоносова (2006-2017), доктор
психологических наук, профессор, заслуженный
профессор МГУ (2009).
Т.Г. Стефаненко окончила исторический
факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.
Специализировалась по кафедре этнографии, где
пробудился её интерес к возрождавшейся в то
время в СССР области знаний – этнопсихологии,
определивший весь её жизненный путь.
После окончания исторического факультета
пришла на работу на факультет психологии МГУ, с
которым больше уже не расставалась, пройдя путь
от переводчика по хоздоговору до зав. кафедрой
социальной психологии, профессора. В 1989 г.
защитила кандидатскую диссертацию
«Атрибутивные процессы в межгрупповых
отношениях» (научный руководитель Г.М. Андреева).
Тема докторской диссертации, защищенной в 1999 г.:
«Социальная психология этнической
идентичности». Учёная степень доктора
психологических наук присуждена в 2000 г., учёное
звание профессора присвоено в 2002 г.
Разработала концепцию этнической идентичности
с позиций социального конструкционизма —
рассмотрения её в качестве одного из ключевых
социальных конструктов, возникающих в процессе
субъективного отражения и активного построения
индивидом социальной реальности и являющихся
результатом переживания отношений Я и
этнической среды. Полученные результаты
представляют интерес для оптимизации отношений
между представителями разных культур,
этнических общностей, государств и создают
предпосылки для построения системы
мультикультурного образования. Являлась одним
из авторов программ тренинга развития
этнокультурной компетентности и формирования
практических навыков межкультурного
взаимодействия в российском полиэтническом
обществе.
Член Учёного совета факультета психологии и
трёх докторских диссертационных советов (в МГУ,
СПбГУ, ЮФУ).
В МГУ читала курс лекций по этнопсихологии,
спецкурс по психологии межгрупповых отношений.
Под её руководством защищено более 50 дипломных
работ, в том числе за последние годы:
- Двуязычие как фактор этнической идентичности;
- Установка на здоровье в культурах разного
уровня индивидуализма/коллективизма;
- Контекстность культуры и межэтнические
различия в процессах атрибуции;
- Уровень адаптации русских женщин на Кипре и их
представления о стереотипах местных жителей;
- Особенности этнической идентичности людей,
следующих традициям другой этнической группы;
- Взаимосвязь значимости этнической
идентичности и предубеждений по отношению к
этническим меньшинствам;
- Разработка и апробация тренинга
психологической адаптации японских студентов в
России;
- Восприятие справедливости российской
молодежью;
- Особенности социальной идентичности испанских
«детей войны»;
- Успешность адаптации русскоязычных эмигрантов
в Финляндии и их представления о русском
человеке;
- Влияние ценностных ориентаций на адаптацию
китайских студентов в России;
- Особенности стратегий совладания подростков с
ситуациями дискриминации по этническому
признаку;
- Факторы удовлетворенности супружескими
взаимоотношениями в российско-американских
браках;
- Дифференциация негативных этнических
установок как фактор уменьшения предубеждений;
- Взаимосвязь особенностей территориальной
идентичности иногородних и их предубежденности
к москвичам;
- Принятие индуизма как фактор трансформации
этнической идентичности;
- Социальные и когнитивные факторы развития
этнических предубеждений у младших школьников;
- Трансформация межкультурной компетентности в
процессе адаптации к инокультурному окружению;
- Трансформация ценностных ориентаций и образ
России у китайских студентов московских вузов;
- Особенности переживания одиночества
российскими студентами в процессе их адаптации к
инокультурному окружению;
- Ослабление этнической предубежденности
студентов в ситуации социальной напряженности;
- Представления об активном социальном
меньшинстве в современном российском обществе;
- Взаимосвязь особенностей этнической
идентичности и культурной памяти народа (на
примере воспоминаний армян о геноциде);
- Представления о государственной власти в
обыденном сознании россиян и в печатных СМИ;
- Трансформация образа России в процессе
адаптации китайских студентов;
- Факторы дискриминации при приеме на работу в
российских мегаполисах;
- Ценностные ориентации в семьях мигрантов как
фактор стратегии их адаптации;
- Кросс-культурный анализ социальных переживаний
вины и стыда;
- Ценностные ориентации как фактор формирования
социальных представлений о взаимодействии
народа и власти;
- Анализ стратегий выхода из конфликтов
китайских студентов с различным сроком
пребывания в России.
Являлась научным руководителем девяти
аспирантов, успешно защитивших диссертации по
темам:
- Развитие этнической идентичности детей и
подростков (О.Л. Романова)
- Язык как фактор этнической идентичности (Ж.Т.
Уталиева)
- Адаптация пожилых людей к современной
социальной ситуации (О.В. Краснова)
- Межкультурные различия представлений о
сексуальности у русских и финнов (О. В. Чернецкая)
- Этнические предубеждения и возможности юмора
для их преодоления (А.М. Арбитайло)
- Гендерные стереотипы в молодежных средствах
массовой коммуникации (Н.Г. Малышева)
- Развитие этнокультурной компетентности
подростка методом социально-психологического
тренинга (А.С. Купавская)
- Степень свободы выбора группы как фактор
возникновения этнических предубеждений (М.В.
Котова)
- Особенности культуры как фактор разрешения
межличностного конфликта (М.Г. Леонтьев)
Опубликовала более 100 научных трудов, в том
числе:
- Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н.
Методы этнопсихологического исследования. М.:
Изд-во МГУ, 1993.
- Введение в практическую социальную психологию:
Учебное пособие. М.: Смысл, 1996 (в соавторстве).
- Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая
социализация подростка М.: Московский
психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК,
2000.
- Трансформация идентификационных структур в
современной России. М.: МОНФ, 2001 (автор и научный
редактор).
- Социальная психология в современном мире:
Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002 (в
соавторстве).
- Лебедева Н.М., , Лунева О.В., Мартынова М.Ю.,
Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог: Тренинг
этнокультурной компетентности:
Учебно-методическое пособие. М: Издательство
РУДН, 2003.
- Лебедева Н.М., , Лунева О.В., Стефаненко Т.Г.
Тренинг этнической толерантности для
школьников: Учебное пособие. М.: Привет, 2004.
- Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В.
Межкультурный диалог в школе. Книга 1: теория и
методология. Книга 2: программа тренинга. М:
Издательство РУДН, 2004.
- Психология развития: Учебник. Издание 2-е,
перераб. и доп. М.: Академия, 2005 (в соавторстве).
- Социальные трансформации в России: теории,
практики, сравнительный анализ. М.: Флинта, МПСИ,
2005 (в соавторстве).
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум.
Издание 2-е, перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2013.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник. Издание
5-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2014.
См. также:
|
Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.
Дизайн и поддержка сайта 1997-2023: Станислав Козловский
|