Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Солдатова Галина Владимировна

Солдатова Галина Владимировна

Должность: Профессор, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Руководитель специализации «Психология переговоров и разрешение конфликтов» и магистратуры «Психология переговоров».

Звания:

  • Академик РАО (2021)
  • Член-корреспондент РАО (2010)
  • Профессор (2009)

Степень:

  • Доктор психологических наук (с 2001)
  • Кандидат психологических наук (с 1985)

Достижения и награды:

  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (2010)
  • Удостоена благодарности Министра связи и массовых коммуникаций РФ (2010) Награждена за многолетний плодотворный труд в сфере образования медалью К.Д. Ушинского (2011)
    Лауреат медали РАО имени Л.С. Выготского (2016)
  • Лауреат медали Г.И. Челпанова (I степени) (2017)
  • Лауреат конкурса «Золотая Психея» (2019)
  • Благодарственное письмо от президента (2020)
  • Благодарность от первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ (2020)
    Была руководителем свыше 20 научно-исследовательских проектов и практических программ (УВКБ ООН, Фонд МакАртуров, Федеральные целевые программы Министерства образования, Национальный фонд подготовки кадров, РГНФ, РФФИ, РНФ, Благотворительная организация «United Way», Национальный фонд подготовки кадров и др.)
  • Руководитель российской команды международного проекта EU KIDS Online.

Темы диссертаций:

  • 2001 г. - Докторская диссертация по специальности 19.00.05: «Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности»
  • 1985 г. - Кандидатская диссертация по специальности 19.00.05: «Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений»

Научные интересы:

Психология межэтнических отношений, психология межкультурных коммуникаций, психология идентичности, конфликта и межэтнической напряженности, психология миграций, психология ксенофобии, психология толерантности, психология переговоров, психология цифровой социализации, исследование психологических аспектов влияния интернета на развитие личности и общества.

Руководитель научной темы кафедры психологии личности «Историко-эволюционный анализ психологии современности в условиях неопределенности, сложности и разнообразия»

Преподаваемые курсы:

Лекции: «Психология межэтнической напряженности», «Психология межкультурных коммуникаций», «Основы психологии переговоров», «Теория и практика ведения переговоров», «Культурно-историческая психология конфликта».

Спецпрактикумы «Методы групповой психологической работы», «Методы изучения и диагностики психологической устойчивости личности», «Базовые навыки ведения переговоров», «Межкультурная компетентность личности».

Полный список учебных курсов доступен в системе Истина: http://istina.msu.ru/profile/Soldatova_Galina/#courses

Основные публикации:

  1. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998.
  2. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Щепина А.И., Лютая Т.А. Разные, но равные. Большие психологические игры. — Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, 2004. — 333 с.
  3. Солдатова Г.У., Макарчук А.В., Шайгерова Л.А., Лютая Т.А.Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – Издательский дом «Московия», 2009. – 310 с.
  4. Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И. Гостимская О.С. Пойманные одной сетью. Социально-психологический анализ представлений детей и подростков об интернете. – М.: Фонд развития интернет, 2011. – 176 с.
  5. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU KIDS ONLINE II в России. М., 2012. http://detionline.com/assets/files/helpline/Final_Report_05-29-11.pdf
  6. Солдатова Г., Нестик Т., Рассказова Е., Зотова Е. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. - Фонд Развития Интернет, Москва, 2013. – 144 с.
  7. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций // Психологические исследования (электронный журнал). — 2015. — Т. 8, № 40. — С. 10.
  8. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели передачи опыта между поколениями при освоении и использовании Интернета // Вопросы психологии. — 2015. — № 2. — С. 56–66.
  9. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Цифровой разрыв и межпоколенческие отношения родителей и детей // Психологический журнал. — 2016. — Т. 37, № 5. — С. 44–54.
  10. Солдатова Г.У., Приезжева А.А., Олькина О.И., Шляпников В.Н.Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете: учеб.-метод. пособие для работников системы общего образования (Изд. 2. доп. и испр.). – Москва: Генезис, 2017. – 224 с.
  11. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. — Смысл Москва, 2017. — 375 с.
  12. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. — 2018. — Т. 9, № 3. — С. 71–80.
  13. Солдатова Г. У., Вишнева А. Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. — 2019. — Т. 27, № 3. — С. 97–118.
  14. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. — 2020. — Т. 16, № 4. — С. 87–97.
  15. Солдатова Г.У., Чигарькова С. В., Дренева А. А., Кошевая А. Г. Эффект Юлия Цезаря: типы медиамногозадачности у детей и подростков // Вопросы психологии. — 2020. — Т. 66, № 4. — С. 54–69.

Полный список публикаций доступен в системе Истина: http://istina.msu.ru/profile/Soldatova_Galina/#articles

Примерные темы курсовых и дипломных работ:

Психология переговоров

  • Виды и функции переговоров (1 курс)
  • Основные характеристики переговорного процесса (1 курс)
  • История психологии переговоров (2-4 курсы)
  • Тактики и стратегии успешных переговоров (3-4 курс)
  • Особенности ведения переговоров в разных культурах (2 курс)
  • Психологические аспекты международных переговоров (3 курс)
  • Эмоциональный интеллект как факторы успешности переговоров (3-4 курсы)
  • Психологические особенности переговоров в экстремальных ситуациях (3-4 курсы)
  • Личность успешного переговорщика (3-4 курсы)
  • Психологические особенности виртуальных переговоров (3-4 курсы)

Психология межкультурных коммуникаций, этнопсихология

  • Культурная адаптация мигрантов (1-4 курсы)
  • Этнические стереотипы: функции и механизмы (1-4 курсы)
  • Этнокультурная идентичности личности (2-4 курсы)
  • Психологические механизмы ксенофобии (2-4 курсы)
  • Стили разрешения конфликтов в ситуации межкультурных переговоров (3-4 курсы).
  • Культурный интеллект как фактор успешности межкультурного взаимодействия (2-4 курсы)

Психология интернета

  • Психологические особенности общения в социальных сетях (1 курс)
  • Влияние интернета на когнитивное и личностное развитие детей и подростков (1-4 курсы)
  • Психологические последствия кибербуллинга (1-4 курсы)
  • Особенности формирования идентичности личности у пользователей социальных сетей (2-4 курсы)
  • Психологические особенности интернет-пользователя (2-4 курсы)
  • Особенности цифровой социализации детей и взрослых (2-4 курсы)

Руководство дипломными работами:

  • 2017 — Дацюк Т.А. Взаимосвязь личностных черт и мотивационной направленности у педагогов дошкольного и школьного уровней образования
  • 2017 — Восколович А.С. Психологический анализ невербального компонента переговорного процесса в Интернете
  • 2018 — Ветлинская М.В. Личностные предикторы формирования образа медиатора у студентов и практикующих специалистов
  • 2018 — Клинков В.В. Психологический анализ представлений о переговорном стиле своей и другой этнокультурной группы
  • 2020 — Кошевая А.Г. Особенности медиамногозадачности у пользователей интернета с разной цифровой активностью
  • 2021 — Булич М.О. Особенности поведения и способов совладания заложников в ситуации во время и после теракта
  • 2021 — Гаджиева Н.Я. Сравнительный анализ этнических стереотипов русских и азербайджанцев друг о друге (на примере исследования молодежи)
  • 2021 — Калинина К.Р. Психологический анализ ролевой структуры кибербуллинга и киберсталкинга
  • 2021 — Клишевич А.С. Психологические особенности феномена риска при различных стратегиях игрового диадного взаимодействия в дополненной реальности
  • 2021 — Меньшикова Я.С. Личностные и ситуационные детерминанты поведения переговорщиков в экстремальных ситуациях
  • 2021 — Якубова П.В. Особенности личностных характеристик подростков и взрослых с разным отношением к цифровым технологиям

Полный список дипломных работ доступен в системе Истина: http://istina.msu.ru/profile/Soldatova_Galina/#diplomas

Руководство диссертациями:

  • 2002 г. - Шайгерова Л.А., «Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции», (специальность 19.00.01.)
  • 2005 г. - Багери М., «Социокультурная динамика психического здоровья личности в ситуации преднамеренной и вынужденной миграции», (специальность 19.00.01.)
  • 2007 г. - Пантелеев А.Б., «Психолого-педагогические технологии адаптации детей и подростков из семей мигрантов в системе образования», (специальность 19.00.07.)
  • 2007 г. - Жиганов Б.А., «О роли социальной компетентности личности в повышении эффективности управленческих кадров в системе образования», (специальность 19.00.01.)
  • 2010 г. - Евдокименко Александр Сергеевич, «Диагностика мотивационного профиля личности в переговорной ситуации», (специальность 19.00.01.)
  • 2011 г. - Низиенко Е.Л., «Условия и факторы формирования установок личности на восприятие инновационных изменений в организациях», (специальность 19.00.07.)
  • 2012 г. - Воробьева К.А., «Генезис агрессивных установок личности подростков из полных и неполных семей», (специальность 19.00.01.)
  • 2021 г. – Чигарькова С.В. «Личностные предикторы формирования межкультурной компетентности», (специальность 19.00.01.)
  • 2021 г. – Гасимов А.Ф. «Индивидуальные характеристики личности как факторы прогнозирования хода переговорного процесса», (специальность 19.00.01.)

Контактные данные: soldatova.galina@gmail.com

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2022: Станислав Козловский