Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Собкин Владимир Самуилович

Собкин Владимир Самуилович

Профессор кафедры психологии личности, доктор психологических наук, академикРАО, директор Института социологии образования РАО, Заслуженный деятель науки РФ.

В1972 годуокончил факультет психологииМГУ им. М.В.Ломоносова. В 1982 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Психологический анализ уровней литературного развития старшеклассников». Результаты диссертационного исследования послужили базой для последующих мониторинговых социологических опросов школьников, которые были проведены под его руководством в 1990—2000-е гг. В 1997 году — докторскую диссертацию «Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте», где были обобщены результаты проведенных им исследований по изучению типов социокультурного развития учащихся общеобразовательных школ, ПТУ и подростков с дефектами в развитии.

С 1974 по 1990 год работал в НИИ Художественного воспитания АПН СССР сначала в должности младшего, а с 1986 года — старшего научного сотрудника в лаборатории социологических исследований. В 1988—1990 гг. параллельно с работой в НИИ ХВ АПН СССР являлся заместителем руководителя ВНИКа «Школа» при Госкомитете по науке и образованию СССР, где руководил лабораторией педагогической социологии. В 1991 году назначен на должность заместителя директора Центра педагогических инноваций АПН СССР.С 1990 по 1992 год советник министра образования РФ, руководитель социологической службы Министерства и член коллегии Министерства образования РФ. В 1993 году назначен на должность директора Центра социологии образованияРоссийской академии образования.Центр в 2008 году в связи с реорганизацией структурыРАОбыл переименован в Институт социологии образования, директором которого В. С. Собкин является по сей день. Стоял у истоков создания и более 10 лет возглавлял Психологический факультет образовательного учреждения Высшая гуманитарная школа им. Ш.Дубнова.

В.С. Собкин является руководителем и автором целого ряда уникальных научно-исследовательских проектов, выполненных в рамках Федеральных целевых программ: «Развитие образования в России», «Дети России», «Дети Чернобыля», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 гг.)», «Информатизация системы образования». По заказу ЮНЕСКО под руководством В.С. Собкина подготовлен аналитический доклад о девиантных проявлениях в подростковой субкультуре «Подросток 90-х: движение в зону риска». По заказам целого ряда министерств и ведомств (Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования города Москвы, Региональные органы управления образованием Красноярского, Ставропольского краев, Республики Карелия, Омской области и др.) коллективом под руководством В.С. Собкина выполнено большое число научно-прикладных исследований, результаты которых были использованы при разработке региональных программ развития образования.

Под научным руководством Собкина В.С. защищены 12 кандидатских диссертаций.

Удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», октябрь 2008г., награжден: Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, апрель 2004 г., Медалью «В память 850-летия Москвы», октябрь 1997 г. Кроме того, награжден: Нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ», 2002 г., Премией Президента РФ в области образования за 2001 г., Почетной грамотой Минобразования России, апрель 2000 г., Медалью им. К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук», июнь 1998 г., Золотой медалью Российской академии образования «За достижения в науке», ноябрь 2007 г., Медалью Российской академии образования им. В.В. Давыдова, 2014 г.

Научные интересы

  • социология образования;
  • детская, возрастная и педагогическая психология;
  • психология искусства.

Публикации

Автор более 560 научных трудов, которые опубликованы как в России, так и за рубежом. За последние годы опубликованы следующие монографии: «Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе» (1992) — издано в США, «Динамика художественных предпочтений старшеклассников» (1992), «Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва-Амстердам» (1994), «Старшеклассник в мире политики» (1997), «Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи» (1997) — издано в США, «Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации» (1998), «Российский подросток 90-х: движение в зону риска» (1998), «Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации» (2000), «Подросток: виртуальность и социальная реальность» (2001) — издано в США, «Социология семейного воспитания: дошкольный возраст» (2002), «Проблемы толерантности в подростковой субкультуре» (2003), «Возрастные особенности формирования толерантности» (2003), «Толерантность в подростковой и молодёжной среде» (2004), «Подросток: виртуальность и социальная реальность» (2004), «Подросток: нормы, риски, девиации» (2005), «Социология образования: Беседы, технологии, методы» (2006), «Социология дошкольного воспитания» (2006), «Социокультурные трансформации подростковой субкультуры» (2006), «Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы» (2007), «Отношение учителей к Единому Государственному Экзамену (по материалам социологического исследования)» (2009), «Фильм „Чучело“ глазами современных школьников» (2010), "Социология дошкольного детства" (2013) и др.

Три монографии В.С. Собкина переведены на английский язык и изданы зарубежом: A Sociocultural Analysis of Educational Situation in the Megalopolis (1996); The Adolescent with a Hearing Disability: Value Orientations, Life Plans, Social Relations (1998); The Adolescent: Virtual and Social Reality (2004).

В.С. Собкин является научным редактором сборников статей «Труды по социологии образования» (всего издано 29 выпусков). Член редакционного совета журналов «Вопросы психологии», «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Наука- образованию» и ряда других специализированных изданий.

Темы курсовых и дипломных работ

  • Психологические особенности восприятия киноискусства (1 курс)
  • Психологические особенности восприятия театрального искусства (1 курс)
  • Психологические особенности восприятия художественной литературы (1 курс)
  • Психологические проблемы литературных способностей (2 курс)
  • Психологические проблемы актерских способностей (2 курс)
  • Художественные интересы подростков (2 курс)
  • Психологические механизмы идентификации с персонажами художественных произведений (3 курс)
  • Психологические проблемы идеалов в подростковом и юношеском возрасте (3 курс)
  • Психологические особенности восприятия мультфильма на разных этапах социализации (4 курс)
  • Экспериментальное исследование восприятия художественной литературы (4 курс)
  • Исследование механизмов смыслообразования при восприятии художественных произведений (4 курс)
  • Социокультурные особенности политической социализации в подростковом возрасте
  • Психологические механизмы идентификации с персонажами фильма
  • Психологические механизмы восприятия юмора
  • Структура и динамика ценностных ориентаций в подростковом возрасте
  • Социокультурные механизмы влияния информационно компьютерных технологий на подростковую  и молодежную субкультуру
  • Социокультурные факторы, определяющие трансформацию  жизненных планов  при переходе от подростничества к юности
  • Гендерные и возрастные  особенности проявления толерантности в межконфессиональном и межнациональном взаимодействии
  • Социально-психологические факторы, влияющие на девиантные проявления в подростковой субкультуре
  • Влияние социокультурных факторов на формирование стилей сексуального поведения
  • Социокультурные механизмы формирования идеалов в подростковом и юношеском возрасте.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский