Родился 29 августа 1941 г. в г. Слоним Гродненской
области Белоруссии, психолог, закончил факультет
психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1968), доктор
психологических наук (1989), профессор (1993),
заслуженный профессор МГУ (2003). Заведующий
кафедрой педагогики, психологии и методики
преподавания в высшей школе факультета
психологии МГУ (с 1988), член Научно-методического
Совета по психологии Комитета по высшей школе
Российской Федерации (с 1993 г.), заместитель
председателя Экспертного Совета фонда РФФИ (с
1997).
Области научных исследований: психология
восприятия, методологические и теоретические
вопросы психологии, педагогика и психология
высшего образования. Кандидатская диссертация
выполнена под руководством Ю.Д.Гиппенрейтер на
тему: “Уровни регуляции следящих движений глаз”
(1971). В исследовании процессов зрительного
восприятия С. предложил новый метод анализа
познавательной деятельности на основе
регистрации и анализа следящих (плавных)
движений разного типа. Обнаружил связь
выраженности этих движений в процессе съема и
переработки зрительной информации со степенью
напряженности зрительного или
интеллектуального внимания. Тема докторской
диссертации: “Принцип активности в построении и
функционировании психического образа” (1988). В
этом исследовании С. дано экспериментальное и
теоретическое обоснование представлений о
процессе построения образа восприятия на основе
перцептивных гипотез, генерируемых человеком
навстречу воздействующей на него стимуляции.
Выделены и описаны структура и функциональные
свойства “образа мира”, выступающего в роли
интегрального образования познавательной сферы
личности; открыто новое направление изучения
образа мира, понимаемого как система
познавательных гипотез разного уровня, включая
гипотезы, генерируемые “на языке” чувственных
модальностей (1983; 1985).
С. читает курсы лекций “Общая психология”,
“Методологические вопросы психологии”,
“Основы педагогики и психологии высшей школы” -
для аспирантов, “Творческое мышление и его
развитие в процессе обучения”, подготовил 3
кандидата наук. С. раскрываются современные
тенденции развития высшего образования, в
частности, смещение акцентов с
"деятельностно-центрированной" педагогики
на "личностно-центрированную",
рассматриваются методологические проблемы
психологии (1983), дается психологическое
обоснование основных закономерностей учебного
процесса в высшей школе (1995).
Общее число опубликованных работ - 50, основные
работы: Методологические вопросы психологии. (В
соавт. с В.П. Зинченко). 1983; Психология образа:
проблема активности психического отражения. 1985;
Педагогика и психология высшего образования: от
деятельности к личности. 1995.
См. также: