 |
Самоненко Юрий Анатольевич
|
Самоненко Юрий Анатольевич родился в г.
Москве. Окончил Московский инженерно –
физический институт (1968 г.) и факультет
психологии МГУ имени Ломоносова (1978 г.). До 1982 г.
работал в НИИ ядерной физики МГУ. Имеет 37
публикаций по космофизической проблематике.
Кандидат физико-математических наук. С 1982 г.
работает на факультете психологии МГУ. В
настоящее время занимает должность профессора
кафедры психологии труда и инженерной
психологии. С 1991 по 2000 гг. работал в должности зам.
декана факультета психологии МГУ по
административным вопросам.
Доктор психологических наук, профессор. Тема
докторской диссертации «Функции, содержание,
дидактические условия формирования научных
методологических знаний у школьников»
специальность: 19.00.01 (2002 г.). Член Диссертационного
совета Д 501.001.11 по защите докторских и
кандидатских диссертаций при МГУ по
специальности 13.00.01 - педагогические науки). Член
Российского психологического общества (2002 г.),
Межрегиональной эргономической ассоциации (с 2014
г.). Руководитель научно-образовательной
программы «Малая академия МГУ имени М.В.Ломоносова».
Член детской комиссии профкома МГУ.
Научные интересы
Области научных интересов: общая педагогика,
педагогическая психология, школьная педагогика,
профессиональная педагогика, психология
воздействия, разработка моделей обучения,
нацеленного на формирование у учащихся главной
компетентности, необходимой современному
специалисту – умения учиться самостоятельно на
протяжении всей жизни.
Педагогическая деятельность
Является автором читаемых им общих курсов: на
отделении повышения квалификации МГУ -
«Психолого-педагогические основы
проектирования учебного процесса»; на
факультете педагогического образования МГУ -
«Психологические и педагогические основы
преподавательской деятельности», «Методы
воспитания и приемы педагогического
воздействия»; на факультете психологии МГУ -
спецкурсов «Экономика труда и проблемы
индустриальной психологии», «Психология и
педагогика в кадровой службе», «Трудовое право в
работе практического психолога», «Психология
безопасности эргатических систем» (совместно с О.Г.
Носковой), «Психологические основы
профессионального обучения»; в рамках программы
«МГУ – школе» – курс «Как мы познаем мир и самих
себя».
Под его руководством подготовлено 5 дипломных
работ и 1 кандидатская диссертация.
Публикации
Автор более 60 публикаций по психологии, среди
них основные:
- Дополнительное образование школьников:
диагностика личностных достижений (в
соавторстве с Алиевой Э.Ф. Жильцовой О.А. и др.). М.:
ФИРО, 2015;
- Психология труда, инженерная психология и
эргономика: учебник для академического
бакалавриата / под ред. Е.А. Климова, О.Г. Носковой,
Г.Н. Солнцевой. М.: Юрайт, 2015 (в составе коллектива
авторов);
- Мотивация к техническому творчеству детей и
подростков / под редакцией А.Г. Асмолова. М.: ФИРО,
2015;
- Учителю физики о развивающем образовании. М.:
Бином-лаборатория 2011. Эргатические основы общей
психологии // Вестник Тверского государственного
университета. Серия Педагогика и психология. № 4.
С. 45-52;
- Эргатическая модель учебной деятельности //
Библиотека «МГУ-школе» Электронная библиотека
изданий программы «МГУ-школе», 2014;
- Полисубъектная модель учебной деятельности как
основа формирования педагогического мышления
школьников (в соавторстве с Жильцовой О.А. и
Самоненко И.Ю.) // Вопросы психологии. 2012. № 5. С. 81-92;
- Психологические условия формирования
внутреннего диалога у школьников (в соавторстве
с Жильцовой О.А., и Самоненко И.Ю.) // Национальный
психологический журнал. 2012. Т. 8. № 2. С. 26-31.