Рубинштейн Моисей Матвеевич
(1878-1953)
Рубинштейн Моисей Матвеевич (15.06. 1878, Москва –
03.04.1953, Москва). Психолог, педагог. Окончил фило
софское отделение Фрейбургского университета (Германия,
1905). Доктор педагогических наук.
Профессор историко-филологического факультета
(1918). В Московском университете читал лекции по
психологии и философии.
Организатор, первый ректор Восточно-Сибирского
университета (1918–1920).
Область научных интересов: философия, история
педагогики, педагогика, психология. Разрабатывал
проблемы возрастной и педагогической психологии,
исследовал особенности мышления, социально-правовые
представления, читательские интересы у детей.
Занимался вопросами общественного и семейного
воспитания, эстетического и полового воспитания,
проблемами содержания и методики обучения в
средней и высшей школе. Вопросы обучения и
воспитания связывал с общими философскими
определениями их целей, задач, принципов.
Центральной проблемой для него является человек,
а в человеке – его способность к творчеству. В
понятии цельной личности объединял черты
«человека как телесно и духовно индивидуально
развитой сильной жизнеспособной социальной
культурно-нравственной силы». При этом
исключительное внимание уделял направленности
личности. Еще в 1915 г. сформулировал принцип
единства в деятельности дошкольного, школьного и
внешкольных учреждений в союзе с семьей.
Существенным вкладом в педагогическую
психологию явились исследования юношеского
возраста. Из анализа психологических
особенностей личности и поведения периода
юности – таких, как стремление к
самостоятельности, желание самоопределения,
поиск смысла жизни, определение линии своего
поведения, желание иметь друга, получить
социальную поддержку и др.