Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Ромащук Александр Николаевич

Ромащук Александр Николаевич

Romaschuk Alexander

 ofitsran@mail.ru

Ромащук Александр Николаевич - кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей психологии.

Родился в 1974 г. В 2005 году закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Общая психология. Преподавание психологии». В 2009 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Функциональный подход в современной психологии» под руководством В.В. Умрихина. С 2008 по 2011 гг. работал на разных должностях в лаборатории педагогической психологии факультета психологии МГУ. С 2011 года ассистент кафедры общей психологии

Область научных интересов

Разработка и применение функционального анализа психических явлений – прежде всего из сферы психологии мышления – с  позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского

Преподавательская деятельность

Лекционные курсы

  • Функциональный подход в современной психологии (спецкурс)

Семинарские занятия в рамках разделов курса общей психологии

  • «Введение в общую психологию».
  • «Психология мышления и речи».
  • «Психология мотивации и эмоций»

Темы курсовых для 1-2 курсов (обзор по англоязычным источникам)

  1. Неклассическая причинность в современной психологии:
    • анализ использования в психологии понятия «циркулярная причинность» (circular causality).
    • исследования процесса решения комплексных проблем, ориентированных на «циркулярную причинность»
  2. Исследования в современной когнитивной психологии функций метафоры в мышлении.
  3. Современные исследования взаимосвязей «учебной» (learning orientation) и «целевой» (goalorientation) ориентаций как формы взаимодействия учебной и творческой деятельности.
  4. Культурно-исторический подход и современная позитивная психология: сходство и различие в понимании  «позитивности» (well-being).

Темы курсовых и дипломов для старших курсов

  1. Неявные функции культурных практик мышления:
    • противоречие, «идеальность», «циркулярная» и функциональная причинности как средства мышления в психотерапии и бизнес-практиках,
    • «сократовская миссия» научного эксперимента,
    • позитивные функции научной метафоры,
    • позитивные функции формализма в процессе овладения понятиями.
  2. Представленность разных типов творческих задач в методиках диагностики интеллекта.
  3. Использование навыков решения классических видов творческих задач при решении комплексных проблем
  4. Разработка методики различения творческой и учебной направленностей (leaning orientation).
  5. Влияние на процесс мышления разных типов отношения к ошибкам.
  6. Культурно-исторический подход и позитивная психология: варианты понимания  «позитивности».
  7. Культурные средства стабилизации уровня отчуждения: позитивные функции межличностных конфликтов.

Основные публикации

Статьи:

  1. Теория деятельности А.Н.Леонтьева и проблема преодоления двухфакторного подхода к детерминации психики // Вестн. Моск. ун-та Серия, 2013, № 2, с. 26-39
  2. Подтверждать, опровергать или сопоставлять // Высшее образование в России, 2011, с. 129-135
  3. Функциональный подход как неявное основание становления психологии XX века //  Методология и история психологии, 2010, том 5, № 3, с. 26-37 (в соавт. с Умрихин В.В.)
  4. Эволюционизм в понимании развития и его преодоление Л.С.Выготским //  Культурно-историческая психология, 2008, № 2, с. 50-59

Тезисы конференций:

  1. Мышление как преобразование познаваемого объекта в процессе решения комплексных проблем //  Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения). Материалы Всероссийской научной конференции (с иностранным участием). Москва, 30 мая - 1 июня 2013, серия ISBN 978-5-9217-0058-1, М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013, с. 431-433
  2. Неявные основания диагностики учебной направленности в контексте непрерывности образования // Новые образовательные программы МГУ и школьное образование: Материалы конференции учителей школ и преподавателей МГУ. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 10 декабря 2011 года, М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2012, с. 176-178
  3. Сопоставительный эксперимент как научно-учебное средство проблематизации // Характеристика средств и способов реализации проблемного обучения в контексте модернизации российского образования: Материалы VII Западно-Сибирской Всероссийской научно-практической конференции Нижневартовск, 10 ноября 2011 года, Нижневартовск, 2012, с. 170-172
  4. Использование в обучении системы творческих задач разного типа //  XXVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня образования ПГПИ-ПГПУ (под ред. Б.А.Вяткина), Перьм, Перм. гос. пед. ун-т, 2011, с. 291-293
  5. Функции противоречия, используемые в современной бизнес-практике и в психологии //  Мышление и деятельность: Сб. материалов Второй международной конференции памяти Э.В. Ильенкова (Москва, 10-11 марта 2011г.), М.:  Изд-во СГУ, 2011
  6. Функциональный подход в современной психологии: единство функции и развития // 25 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: В 4-х томах, М.: МАКС Прес, 2011, том 1, с. 118-120
  7. Эскалационный конфликт как средство «преодоления» отчуждения: неявные основания сопоставления подходов // Карминские чтения: материалы Всероссийской научной конференции (СПб. 15-17 ноября 2011г.), СПб: ПГУПС, 2011, с. 367-369
  8. Well-being as a specific function: the concept of positivity in works by L.S. Vygotsky // Book of Abstracts 5th European Conference on Positive Psychology 24.06.2010, Copenhagen, 2010, p. 113-113
  9. Функции противоречия как инструменты бизнес-практики // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях глобального кризиса: материалы II межрегиональной научно-практической конференции 11-13 ноября 2010 г, М.: Издательство Московского университета Москва, 2010, том 3, тезисы, с. 136-138
  10. Orientation in mind in preschoolers: the theory of mind approach and the approach of Vygotsky // Romaschuk A.Dudareva V./ ISCAR 2008. Ecologies of Diversities: The developmental and historical interarticulation of human mediational forms / Book of abstracts, paper abstracts, San Diego, 2008, p. 171-171
  11. Two interpretations of positivity principle: positive psychology vs. Vygotsky's cultural-historical approach // Romaschuk A.Skvortsov A./ ISCAR 2008. Ecologies of Diversities: The developmental and historical interarticulation of human mediational forms / Book of abstracts, paper abstracts, San Diego, 2008, p. 270-270
  12. The functional analysis based on Vygotsky’s approach: functions of egocentric thinking// 17th EECERA annual conference "Exploring Vygotsky's ideas: crossing borders" Prague, Czech Republic, 29th August - 1st September, 2007 Abstract book, 2007, с. 119-119
  13. Понятие «функция» в функциональной психологии конца XIX – начала XX веков // "История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимая настоящее, предвидеть будущее". Материалы Международной конференции по истории психологии "IV Московские встречи". Москва, 26-29 июня 2006 г, М.: "Институт психологии РАН", 2006, с. 89-95 (в соавт. с  Котова М.В.Сенющенков С.П.Скворцов А.А.)

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский