Психологи МГУ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Ромащук Александр Николаевич -
кандидат психологических наук, ассистент кафедры общей
психологии.
Родился в 1974 г. В 2005 году закончил
факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по
специальности «Общая психология. Преподавание
психологии». В 2009 году защитил кандидатскую
диссертацию на тему «Функциональный
подход в современной психологии» под
руководством В.В. Умрихина. С 2008 по 2011 гг.
работал на разных должностях в лаборатории
педагогической психологии факультета
психологии МГУ. С 2011 года ассистент кафедры общей
психологии
Область научных интересов
Разработка и применение функционального
анализа психических явлений – прежде всего из
сферы психологии мышления – с позиций
культурно-исторической психологии
Л.С. Выготского
Преподавательская деятельность
Лекционные курсы
- Функциональный подход в современной психологии
(спецкурс)
Семинарские занятия в рамках разделов
курса общей психологии
- «Введение в общую психологию».
- «Психология мышления и речи».
- «Психология мотивации и эмоций»
Темы курсовых для 1-2 курсов (обзор по
англоязычным источникам)
- Неклассическая причинность в современной
психологии:
- анализ использования в психологии
понятия «циркулярная причинность» (circular causality).
- исследования процесса решения комплексных
проблем, ориентированных на «циркулярную
причинность»
- Исследования в современной когнитивной
психологии функций метафоры в мышлении.
- Современные исследования взаимосвязей
«учебной» (learning orientation) и «целевой» (goalorientation)
ориентаций как формы взаимодействия учебной и
творческой деятельности.
- Культурно-исторический подход и современная
позитивная психология: сходство и различие в
понимании «позитивности» (well-being).
Темы курсовых и дипломов для старших курсов
- Неявные функции культурных практик мышления:
- противоречие, «идеальность»,
«циркулярная» и функциональная причинности как
средства мышления в психотерапии и
бизнес-практиках,
- «сократовская миссия» научного эксперимента,
- позитивные функции научной метафоры,
- позитивные функции формализма в процессе
овладения понятиями.
- Представленность разных типов творческих задач
в методиках диагностики интеллекта.
- Использование навыков решения классических
видов творческих задач при решении комплексных
проблем
- Разработка методики различения творческой и
учебной направленностей (leaning orientation).
- Влияние на процесс мышления разных типов
отношения к ошибкам.
- Культурно-исторический подход и позитивная
психология: варианты понимания
«позитивности».
- Культурные средства стабилизации уровня
отчуждения: позитивные функции межличностных
конфликтов.
Основные публикации
Статьи:
- Теория
деятельности А.Н.Леонтьева и проблема
преодоления двухфакторного подхода к
детерминации психики // Вестн. Моск.
ун-та Серия, 2013, № 2, с. 26-39
- Подтверждать,
опровергать или сопоставлять // Высшее
образование в России, 2011, с. 129-135
- Функциональный
подход как неявное основание становления
психологии XX века // Методология и
история психологии, 2010, том 5, № 3, с. 26-37
(в соавт. с Умрихин
В.В.)
- Эволюционизм в
понимании развития и его преодоление
Л.С.Выготским // Культурно-историческая
психология, 2008, № 2, с. 50-59
Тезисы конференций:
- Мышление как преобразование познаваемого
объекта в процессе решения комплексных проблем //
Идеи О.К.
Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные
проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения).
Материалы Всероссийской научной конференции (с
иностранным участием). Москва, 30 мая - 1 июня 2013,
серия ISBN 978-5-9217-0058-1, М.:
Московский государственный университет имени
М.В. Ломоносова, 2013, с. 431-433
- Неявные
основания диагностики учебной направленности в
контексте непрерывности образования // Новые
образовательные программы МГУ и школьное
образование: Материалы конференции учителей
школ и преподавателей МГУ. Москва, МГУ имени М.В.
Ломоносова, 10 декабря 2011 года, М.: Московский
государственный университет имени М.В.
Ломоносова, 2012, с. 176-178
- Сопоставительный
эксперимент как научно-учебное средство
проблематизации // Характеристика
средств и способов реализации проблемного
обучения в контексте модернизации российского
образования: Материалы VII Западно-Сибирской
Всероссийской научно-практической конференции
Нижневартовск, 10 ноября 2011 года, Нижневартовск,
2012, с. 170-172
- Использование в
обучении системы творческих задач разного типа
// XXVI Мерлинские
чтения: Психологические инновации в образовании:
материалы Всероссийской научной конференции,
посвященной 90-летию со дня образования ПГПИ-ПГПУ
(под ред. Б.А.Вяткина), Перьм, Перм. гос. пед. ун-т,
2011, с. 291-293
- Функции
противоречия, используемые в современной
бизнес-практике и в психологии // Мышление и
деятельность: Сб. материалов Второй
международной конференции памяти Э.В. Ильенкова
(Москва, 10-11 марта 2011г.), М.: Изд-во СГУ, 2011
- Функциональный
подход в современной психологии: единство
функции и развития // 25 лет
Московскому психологическому обществу:
Юбилейный сборник РПО: В 4-х томах, М.: МАКС Прес,
2011, том 1, с. 118-120
- Эскалационный
конфликт как средство «преодоления» отчуждения:
неявные основания сопоставления подходов // Карминские
чтения: материалы Всероссийской научной
конференции (СПб. 15-17 ноября 2011г.), СПб: ПГУПС, 2011,
с. 367-369
- Well-being as a specific
function: the concept of positivity in works by L.S. Vygotsky // Book of Abstracts 5th
European Conference on Positive Psychology 24.06.2010, Copenhagen, 2010,
p. 113-113
- Функции
противоречия как инструменты бизнес-практики
// Прикладная
психология как ресурс социально-экономического
развития России в условиях глобального кризиса:
материалы II межрегиональной научно-практической
конференции 11-13 ноября 2010 г, М.: Издательство
Московского университета Москва, 2010, том 3,
тезисы, с. 136-138
- Orientation in mind in
preschoolers: the theory of mind approach and the approach of Vygotsky // Romaschuk
A., Dudareva
V./ ISCAR 2008. Ecologies of
Diversities: The developmental and historical interarticulation of human mediational forms
/ Book of abstracts, paper abstracts, San Diego, 2008, p. 171-171
- Two interpretations of
positivity principle: positive psychology vs. Vygotsky's cultural-historical approach
// Romaschuk
A., Skvortsov
A./ ISCAR 2008. Ecologies of
Diversities: The developmental and historical interarticulation of human mediational forms
/ Book of abstracts, paper abstracts, San Diego, 2008, p. 270-270
- The functional analysis based on
Vygotsky’s approach: functions of egocentric thinking// 17th EECERA annual
conference "Exploring Vygotsky's ideas: crossing borders" Prague, Czech
Republic, 29th August - 1st September, 2007 Abstract book, 2007, с. 119-119
- Понятие
«функция» в функциональной психологии конца XIX –
начала XX веков // "История
отечественной и мировой психологической мысли:
постигая прошлое, понимая настоящее, предвидеть
будущее". Материалы Международной конференции
по истории психологии "IV Московские
встречи". Москва, 26-29 июня 2006 г, М.:
"Институт психологии РАН", 2006, с. 89-95 (в
соавт. с Котова
М.В., Сенющенков
С.П., Скворцов
А.А.)
|
Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.
Дизайн и поддержка сайта 1997-2023: Станислав Козловский
|