 |
Поляков Юрий Федорович
(1927-2002)
|
Родился 9 декабря 1927 в г. Москве, специалист в
области клинической психологии, закончил
отделение русского языка, логики и психологии
филологического факультета МГУ им. М.В.
Ломоносова (1951), доктор психологических наук (1968),
профессор (1969), заведующий кафедрой нейро- и
патопсихологии (с 1980 по 2001). Член научного
Совета "Психическое здоровье" Российской
Академии Медицинских Наук и Проблемной комиссии
"Медицинская психология" РАМН, президент
Ассоциации клинических психологов (с 1994). Умер в
2002 году.
Во время Великой Отечественной войны П. учился
в артиллерийской спецшколе, затем военном
училище, 14-летним подростком работал на танковом
заводе в г. Новосибирске. После окончания МГУ П. -
ученик профессора
Б.В.Зейгарник и сотрудник (ст. лаборант)
руководимой ею лаборатории патопсихологии в НИИ
Психиатрии МЗ РСФСР (1952-1954); затем он работал
практическим психологом в Психиатрической
больнице им. П.Б.Ганнушкина (1954-1956) и оказался,
таким образом, в числе пионеров практической
психологии в послевоенной Москве. В 1956-1959 гг. П. -
научный сотрудник, а затем зав. лабораторией
патопсихологии Института Судебной психиатрии
им. Сербского. С 1962 по 1990 гг. П. - заведовал
лабораторией патопсихологии Института
Психиатрии АМН СССР, позже преобразованной в
Центр Психического Здоровья РАМН. Здесь им была
развернута самая крупная в системе
здравоохранения страны психологическая служба:
в каждом клиническом отделении была введена
должность психолога. В настоящее время штат
психологов насчитывает 50 единиц.
Области научных исследований: клиническая
психология (общая патопсихология), медицинская
психология. Дипломная работа П. была выполнена
под руководством профессора С.Л.Рубинштейна и
касалась вопросов психологии мышления.
Последующая практическая деятельность в клинике
и кандидатская диссертация (руководитель
профессор Б.В.Зейгарник)
были связаны с исследованием патологии
познавательных процессов. Работа в Институте
судебной психиатрии позволила собрать
уникальный материал о формах патологии мышления
при различных психических заболеваниях.
Собранные материалы вошли в докторскую
диссертацию, выполненную на тему: "Патология
познавательной деятельности при шизофрении"
(1968). Изучены и структурированы психологические
синдромы при шизофрении и других формах
психических заболеваний.
Впервые в отечественной психологии П.
обращается к проблемам клинической психологии,
способствуя формированию этого нового
направления психологической науки. Клиническая
психология противопоставляется "медицинской
психологии", понимаемой как сумма
психологических знаний, необходимых самим
медицинским работникам, включая специальные
курсы в мединститутах и учебные пособия для
врачей (Поляков, 1984). Клиническая психология
рассматривается П. как междисциплинарная
область, связанная с клинической практикой,
физиологией, анатомией, биохимией,
психофармакологией, генетикой, педагогикой,
юриспруденцией и др. Клиническая психология
определяется П. как "область психологической
науки, изучающая частные и общие закономерности
изменений и восстановления психической
деятельности при разных патологических
состояниях и аномалиях развития, а также
закономерности влияния психических факторов на
укрепление здоровья, на возникновение и
преодоление болезней, на успешную реабилитацию,
социально-трудовую адаптацию" (Поляков, 1996. С.
4). Клиническая психология это и область
практической профессиональной деятельности
психологов в целях охраны и укрепления здоровья
населения, направленная на профилактику
заболеваний. В этой связи клиническая психология
вбирает опыт изучения и профилактики
психосоматических заболеваний, методы их
психодиагностики и психокоррекции,
психологической "терапии". Отдельный раздел
клинической психологии составляют различные
виды психологической экспертизы (в рамках
экспертизы врачебно-трудовой,
судебно-психолого-психиатрической,
военно-медицинской и др.). Участвуя в решении
научно-практических задач, клиническая
психология обладает мощным потенциалом в
решении также и фундаментальных
общепсихологических проблем. Так, в частности, на
общепсихологической основе рассматриваются
проблемы "психологии телесности", проблемы
психической "нормы", ее типологии, критерии
дифференциальной диагностики (включая методы
нейропсихологической диагностики) и пр.
Нейропсихология в целом также составляет раздел
клинической психологии.
П. выдвинул стратегическую программу
построения общей теории отклонений, изменений,
нарушений и восстановления психической
деятельности при разных видах патологии и
аномалиях развития, или программу своего рода
"общей патопсихологии" (Поляков, 1996).
П. внес значительный вклад в разработку
образовательных программ, стандартов
университетской подготовки психологов по новой
специальности: "клинической психологии"
(1997-1998); читает курсы лекций: "Клиническая
психология", "Медицинская психология",
"Методологические проблемы клинической
психологии", подготовил 32 кандидата и доктора
наук.
П. - автор свыше 100 научных работ, среди них
основные:
- Schizophrenie und Erkenntnistatigkeit. Stuttgart, 1972;
- Патология познавательной деятельности при
шизофрении. М., 1974;
- Здравоохранение и задачи психологии //
Психологический журнал. 1984, № 2;
- Патология психики и проблемы общей психологии //
Материалы 7-го Всесоюзного съезда Общества
психологов СССР. 1989;
- Патология психической деятельности при
шизофрении: мотивация, общение, познание. М., 1991
(Совместно с В.П.Критской, Т.К.Мелешко);
- Клиническая психология: состояние и проблемы //
Вестник Моск. ун.-та, Серия 14. Психология, 1996. № .2.
См. также: