Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Погожина Ирина Николаевна

Погожина Ирина Николаевна

pogozhina@mail.ru

Погожина Ирина Николаевна — профессор кафедры психологии образования и педагогики, доктор психологических наук. Учёное звание: доцент.

Окончила с отличием факультет психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в 1985 году по специальности «Психология». Квалификация: Психолог, преподаватель психологии. С 1985 по 1988 училась в аспирантуре факультета психологии МГУ по направлению «Педагогическая и возрастная психология». В 1988 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Манипуляции с объектом в составе внешней деятельности как условие познавательного развития дошкольников» под руководством доктора психологических наук, профессора И.И.Ильясова (специальность: 19.00.07 – Педагогическая и возрастная психология).   В 1998 получила ученое звание – доцент по кафедре педагогики и педагогической психологии. В 2016 году защитила докторскую диссертацию по теме «Детерминация формирования и развития познавательных структур в системе постнеклассической рациональности», научный консультант доктор психологических наук, профессор И.И.Ильясова (специальность: 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки)).

Занимаемые должности:

  • 1996 - настоящее время Доцент кафедры психологии образования и педагогики (до 2004 г. название кафедры - кафедра педагогики и педагогической психологии), факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.
  • 1993 – 1996 Старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.
  • 1988 – 1993 Ассистент кафедры педагогики и педагогической психологии, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.
  • 1986 – 1987 Младший научный сотрудник по хоз.договору как аспирантка, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

Область научных интересов

  • Детерминация формирования и развития познавательных структур в разных возрастах, построение детерминационных моделей; разработка методов диагностики и развития познавательных структур.
  • Коммуникативная компетентность субъекта в цифровой и аналоговой средах; диагностика и формирование обобщенных умений делового общения; психологическое давление и технологии противодействия ему.
  • Развития морального сознания личности; антикоррупционная компетентность; социально-психологические особенности принятия решений в ситуациях коррупционного риска; разработка обучающих технологий, направленных на формирование умения распознавать такие ситуации, развитие психологических характеристик, значимо связанных с принятием некоррупционных решений.

Преподавание

Лекционные курсы:

  • Проблемы диагностики, коррекции и формирования логического мышления на современном этапе развития технологий по созданию психологических тестов и методик – аспирантура, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; 36 ак.ч
  • Педагогическое мастерство - аспирантура, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; 24 ак.ч
  • Методика преподавания профильных дисциплин – аспирантура, экономический факультет Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, 16 ак.ч
  • Диагностика познавательного развития – специалитет, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; 72 ак.ч
  • Формирование и развитие познавательных процессов в разных возрастах - специалитет, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; 64 ак.ч
  • Искусство ведения диалога и дискуссий в профессиональной деятельности - специалитет, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; 64 ак.ч
  • Педагогическая психология (раздел Психология учения) - специалитет, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; 4 ак.ч
  • Методика преподавания психологии (семинары) - специалитет, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; 18 ак.ч
  • Преподавание психологии в системе высшего, общего и дополнительного образования – магистратура, отделение психологии, филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в г. Баку (Азербайджан); 32 ак.ч
  • Педагогика – бакалавриат, отделение психологии, филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в г. Баку (Азербайджан); 36 ак.ч
  • Технологии эффективной аргументации в деловом общении (тренинг) – программа дополнительного образования, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

Автор более 40 программ учебных курсов

Научные проекты

Является руководителем исследований:

  • декабрь 2019 – июль 2020 Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников как ключевого фактора повышения толерантности и профилактики негативных проявлений в среде обучающихся.
    Является исполнителем исследований:
  • 8 февраля 2018 - 24 декабря 2018 Взаимосвязь развития речи детей дошкольного возраста со становлением регуляторных функций и общением со взрослым: лонгитюдное исследование.
  • 4 сентября 2017 - 15 декабря 2020 Факторы успешности в обучении: лонгитюдное кросскультурное генетически информативное исследование
  • 1 января 2015 - 31 декабря 2020 Познавательное, эмоциональное и ценностно-моральное развитие в условиях современной образовательной среды: актуальное состояние и возможности целенаправленной коррекции на основе деятельностной теории учения.

Публикации

Всего опубликовано более 90 работ. В том числе:

Статьи в журналах (Scopus, WoS, ВАК):

  • Погожина И.Н., Пшеничнюк Д.В. Психологические условия формирования у студентов когнитивного компонента антикоррупционной компетенции // Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 24-36.
  • Погожина И.Н., Сергеева М.В., Егорова В.А. Цифровая компетентность и детство – уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований) // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 4. С. 8–20.
  • Pogozhina I.N. Specific features of the relationships between operational structures within preschoolers’ systems of thought // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11, no. 3. P. 183–194.
  • Pogozhina I.N. Cognitive component of legal awareness in learners / I.N.Pogozhina, M.V.Sergeeva, D.V.Pshenichnyuk // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. Vol. 33. P. 79–85.
  • Pogozhina I. The support of individual educational trajectories / I.Pogozhina, M.Simonyan, M.Agasaryan // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. Vol. 33. P. 86–93.
  • Pogozhina I.N. Peculiarities of the apprehension of economic offences by learners / D.V.Pshenichnyuk, I.N.Pogozhina, M.V.Sergeeva // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. Vol. 33. P. 102–108.
  • Погожина И.Н. Деятельностный подход к формированию психолого-педагогической компетенции преподавателя / И.Н.Погожина, Т.А.Подольская // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2018. № 4. С. 16–31.
  • Погожина И.Н. Проблема сопровождения индивидуальных траекторий обучения в эпоху цифрового детства / И.Н.Погожина, М.С.Симонян, М.Б.Агасарян // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 2. С. 40–55.
  • Погожина И. Н. Особенности связи операциональных структур в системе логического мышления дошкольника // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 192–193.
  • Pogozhina I. Comparative study of the degree of relationship between logical thinking operational structures development levels in Russian and Chinese preschoolers // Procedia - social and behavioral sciences. 2016. No. 233C. P. 492–497.
  • Погожина И.Н. Модели взаимосвязи обучения и развития психики в культурно-историческом и деятельностном подходах // Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание (Psyedu.ru). 2016. Т. 8. № 3. С. 16–31.
  • Погожина И.Н. Взаимосвязь уровней развития логико-математических и пространственных операций у старших дошкольников [Электронный ресурс] / И.Н. Погожина, В.А.Кислова // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 49. С. 11. URL: http://psystudy.ru.
  • Погожина И.Н. Детерминация развития структур логического мышления сквозь призму постнеклассической парадигмы // Национальный психологический журнал. 2015. № 4(20). С. 13-22.
  • Погожина И.Н. Детерминация развития познавательных структур: постнеклассическая теоретическая модель // Национальный психологический журнал. 2015. № 3(19). С. 35-44.
  • Погожина И.Н. Исследование характера взаимосвязей между уровнями развития операциональных структур системы логического мышления при переходе от дооперационального к конкретно-операциональному этапу развития [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 44. С. 8. URL: http://psystudy.ru.
  • Погожина И.Н. Внутренние закономерности функционирования системы логических операций у российских и китайских дошкольников: кросскультурный анализ // Национальный психологический журнал. 2015. № 1(17). С. 70-78.
  • Pogozhina I. Development of the logical operations in preschool children // Procedia, social and behavioral sciences. 2014. Vol. 146. P. 290–295.
  • Погожина И.Н. Анализ феномена психологического давления во внутрисемейных отношениях как основа типологии семейных конфликтов / А.И.Подольский, И.Н.Погожина // Образование личности. 2014. № 1. С. 90–98.
  • Погожина И.Н. Направления модернизации образовательных программ для подготовки специалистов в области ядерной безопасности / Н.И.Гераскин, А.А.Краснобородько, Э.Ф.Крючков, Т.А.Пискурева, И.Н.Погожина // Ядерная физика и инжиниринг. 2014. Т. 5. № 1. С. 1–4.

Монография:

  • Погожина И. Н. Формирование и развитие познавательных структур: детерминанты и механизмы. Постнеклассическая модель. Монография. М.: НИЯУ МИФИ, 2016. 552 с.

Методическое пособие:

  • Погожина И. Н., Подольский А. И. Как предотвращать ситуации психологического и эмоционального давления в семье и справляться с ними: Методическое пособие для клиентов службы психологической поддержки населения г. Москвы. Москва, 2011. 39 с.

Награды

  • 2018 Победитель Конкурса работ, способствующих решению задач Программы развития Московского университета в номинации "Выдающиеся лекционные курсы". Награда за новизну, фундаментальность, значение для развития высшего образования уникального лекционного курса Московского университета, отражающего фундаментальность научного подхода и оказывающего влияние не только на развитие образования в МГУ, но и на формирование высшего образования в мире.

Доклады на конференциях

  • 2019 Как понять друг друга: искусство договариваться в поликультурном обществе (Пленарный) / Погожина И.Н. / Международная научно-практическая конференция по вопросам преподавания русского языка и литературы в Греции в рамках проведения «перекрёстного» Года русского языка и литературы России и Греции (27-29 мая 2019 г., Афины, Греция), Афины, Греция, 27-29 мая 2019
  • 2019 Девиантное поведение: почему хорошие люди совершают плохие поступки (Пленарный) / Погожина И.Н. / Всероссийская научно-практическая конференция "Научно-методические проблемы девиантного поведения военнослужащих: диагностика, коррекция, профилактика" (ФГАУ КВЦ «Патриот», 26-27 февраля 2019 г.), ФГАУ КВЦ «Патриот», Россия, 26-27 февраля 2019
  • 2018 Постнеклассическая детерминационная модель как основа построения инновационных программ формирования и развития познавательных структур / Погожина И.Н. / Международная научная конференция «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе». 13-14 декабря 2018 г., Москва, Россия, г. Москва, Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 13-14 декабря 2018
  • 2018 Сопровождение индивидуальных траекторий обучения как деятельность: анализ состава и структуры / Погожина И.Н., Симонян М.С., Агасарян М.Б. / Международная научная конференция «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе». 13-14 декабря 2018 г., Москва, Россия., г. Москва, Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 13-14 декабря 2018
  • 2018 Сопоставление содержания ключевых детерминационных моделей в психологии / Погожина И.Н. / «Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности», посвященная 85-летию со дня рождения А.В.Брушлинского и О.К.Тихомирова, Москва, Институт психологии РАН, Россия, 23-24 ноября 2018
  • 2018 Деятельностный подход к формированию психолого-педагогической компетенции преподавателя / Погожина И.Н., Подольская Т.А. / 20-й Международный научно-промышленный форум "Великие реки (экологическая, гидрометеорологическая, энергетическая безопасность)»/ / ICEF", Нижний Новгород, Россия, 15-18 мая 2018
  • 2016 Психологические условия формирования антикоррупционной компетенции у будущих профессионалов Пшеничнюк Д.В., Погожина И.Н. / Международная научно-­практическая конференция "Психология развития человека как субъекта труда. Развитие творческого наследия Е.А. Климова", г. Москва, Россия, 12-15 октября 2016
  • 2015 Специалист 21-го века: анализ компетентностной модели с позиций деятельностной теории учения / Погожина И.Н. / «От истоков к современности» (130 лет организации психологического общества при Московском университете), Москва, Россия, 29 сентября - 1 октября 2015
  • 2013 Формирование логических операций у детей дошкольного возраста (Пленарный) / Погожина И.Н. / III международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста», Москва, 21-23 ноября 2013 года, Москва, Россия, 2013
  • 2013 Взаимосвязь уровня развития логического мышления и успешности усвоения естественнонаучных дисциплин / Погожина И.Н. / III Научно-методическая конференция "Новые образовательные программы МГУ и школьное образование" по естественнонаучным дисциплинам, 16 ноября 2013 года, МГУ имени М.В.Ломоносова, Россия, 16 ноября 2013
  • 2012 Психологические условия формирования у студентов обобщенных умений делового общения (Пленарный) / Погожина И.Н., Коротаева И.В., Фролова Е.А. / Международная научно-практическая конференция "Социализация и ресоциализация личности в условиях современного общества", г. Киев, Украина, 2012

Научное руководство

Под руководством И.Н.Погожиной защищено 4 кандидатские диссертации:

  • 2017 Пшеничнюк Д.В. Психологические условия формирования у студентов способов распознавания коррупционного поведения: канд. дис. … 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки).
  • 2010 Люй Г. (КНР) Влияние децентрации на формирование логического мышления у старших дошкольников: канд. дис. … 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки).
  • 2007 Савич И.В. Соотношение уровней сформированности конкретно-операциональных структур (классификации, сериации, сохранения) у дошкольников: канд. дис. … 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки).
  • 2006 Панкратова А.А. Условия формирования логико-психологических компонентов дискуссии и критерии их диагностики: канд. дис. … 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки).

Темы курсовых и дипломных работ

  • Компетенции цифровой экономики: психологический анализ.
  • Детерминация формирования и развития психических процессов в разных возрастах.
  • Психологические условия формирования морального сознания
  • Социально-психологические факторы принятия решений в ситуациях коррупционного риска
  • Обобщенные умения делового общения: оценка и развитие.
  • Ситуации психологического давления: диагностика и формирование эффективных стратегий противодействия.

Член диссертационных советов:

  • 3 июня 2016 - 31 августа 2017 Д 501.001.11, МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет психологии. 19.00.07 - Педагогическая психология (психол. науки) Ученый секретарь
  • 23 апреля 2018 - 31 декабря 2018 МГУ.19.03, МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет психологии. 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования (пед. науки)

Общественные позиции:

  • 2016 – по н. время Член Учебно-методического совета, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.
  • 2014 – по н. время Руководитель специализации «Психологическое консультирование в образовательной среде», факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.
  • 2006 – 2017 Заместитель заведующего кафедрой психологии образования и педагогики по научной работе, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.
  • 2005 – по н. время Заместитель заведующего кафедрой психологии образования и педагогики по учебной работе, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2023: Станислав Козловский