Психологи МГУ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Погожина Ирина Николаевна — профессор
кафедры психологии образования и педагогики,
доктор психологических наук. Учёное звание:
доцент.
Окончила с отличием факультет психологии
Московского государственного университета
имени М.В.Ломоносова в 1985 году по специальности
«Психология». Квалификация: Психолог,
преподаватель психологии. С 1985 по 1988 училась в
аспирантуре факультета психологии МГУ по
направлению «Педагогическая и возрастная
психология». В 1988 году защитила кандидатскую
диссертацию по теме «Манипуляции с объектом в
составе внешней деятельности как условие
познавательного развития дошкольников» под
руководством доктора психологических наук,
профессора И.И.Ильясова (специальность: 19.00.07 –
Педагогическая и возрастная психология). В 1998
получила ученое звание – доцент по кафедре
педагогики и педагогической психологии. В 2016
году защитила докторскую диссертацию по теме
«Детерминация формирования и развития
познавательных структур в системе
постнеклассической рациональности», научный
консультант доктор психологических наук,
профессор И.И.Ильясова (специальность: 19.00.07 –
Педагогическая психология (психологические
науки)).
Занимаемые должности:
- 1996 - настоящее время Доцент кафедры психологии
образования и педагогики (до 2004 г. название
кафедры - кафедра педагогики и педагогической
психологии), факультет психологии, Московский
государственный университет имени
М.В.Ломоносова.
- 1993 – 1996 Старший преподаватель кафедры
педагогики и педагогической психологии,
факультет психологии, Московский
государственный университет имени
М.В.Ломоносова.
- 1988 – 1993 Ассистент кафедры педагогики и
педагогической психологии, факультет
психологии, Московский государственный
университет имени М.В.Ломоносова.
- 1986 – 1987 Младший научный сотрудник по
хоз.договору как аспирантка, факультет
психологии, Московский государственный
университет имени М.В.Ломоносова.
Область научных интересов
- Детерминация формирования и развития
познавательных структур в разных возрастах,
построение детерминационных моделей; разработка
методов диагностики и развития познавательных
структур.
- Коммуникативная компетентность субъекта в
цифровой и аналоговой средах; диагностика и
формирование обобщенных умений делового
общения; психологическое давление и технологии
противодействия ему.
- Развития морального сознания личности;
антикоррупционная компетентность;
социально-психологические особенности принятия
решений в ситуациях коррупционного риска;
разработка обучающих технологий, направленных
на формирование умения распознавать такие
ситуации, развитие психологических
характеристик, значимо связанных с принятием
некоррупционных решений.
Преподавание
Лекционные курсы:
- Проблемы диагностики, коррекции и формирования
логического мышления на современном этапе
развития технологий по созданию психологических
тестов и методик – аспирантура, факультет
психологии, Московский государственный
университет имени М.В.Ломоносова; 36 ак.ч
- Педагогическое мастерство - аспирантура,
факультет психологии, Московский
государственный университет имени
М.В.Ломоносова; 24 ак.ч
- Методика преподавания профильных дисциплин –
аспирантура, экономический факультет Московский
государственный университет имени
М.В.Ломоносова, 16 ак.ч
- Диагностика познавательного развития –
специалитет, факультет психологии, Московский
государственный университет имени
М.В.Ломоносова; 72 ак.ч
- Формирование и развитие познавательных
процессов в разных возрастах - специалитет,
факультет психологии, Московский
государственный университет имени
М.В.Ломоносова; 64 ак.ч
- Искусство ведения диалога и дискуссий в
профессиональной деятельности - специалитет,
факультет психологии, Московский
государственный университет имени
М.В.Ломоносова; 64 ак.ч
- Педагогическая психология (раздел Психология
учения) - специалитет, факультет психологии,
Московский государственный университет имени
М.В.Ломоносова; 4 ак.ч
- Методика преподавания психологии (семинары) -
специалитет, факультет психологии, Московский
государственный университет имени
М.В.Ломоносова; 18 ак.ч
- Преподавание психологии в системе высшего,
общего и дополнительного образования –
магистратура, отделение психологии, филиал
Московского государственного университета
имени М.В.Ломоносова в г. Баку (Азербайджан); 32 ак.ч
- Педагогика – бакалавриат, отделение
психологии, филиал Московского государственного
университета имени М.В.Ломоносова в г. Баку
(Азербайджан); 36 ак.ч
- Технологии эффективной аргументации в деловом
общении (тренинг) – программа дополнительного
образования, факультет психологии, Московский
государственный университет имени
М.В.Ломоносова.
Автор более 40 программ учебных курсов
Научные проекты
Является руководителем исследований:
- декабрь 2019 – июль 2020 Формирование
коммуникативной компетенции старшеклассников
как ключевого фактора повышения толерантности и
профилактики негативных проявлений в среде
обучающихся.
Является исполнителем исследований:
- 8 февраля 2018 - 24 декабря 2018 Взаимосвязь развития
речи детей дошкольного возраста со становлением
регуляторных функций и общением со взрослым:
лонгитюдное исследование.
- 4 сентября 2017 - 15 декабря 2020 Факторы успешности в
обучении: лонгитюдное кросскультурное
генетически информативное исследование
- 1 января 2015 - 31 декабря 2020 Познавательное,
эмоциональное и ценностно-моральное развитие в
условиях современной образовательной среды:
актуальное состояние и возможности
целенаправленной коррекции на основе
деятельностной теории учения.
Публикации
Всего опубликовано более 90 работ. В том числе:
Статьи в журналах (Scopus, WoS, ВАК):
- Погожина И.Н., Пшеничнюк Д.В. Психологические
условия формирования у студентов когнитивного
компонента антикоррупционной компетенции //
Вопросы психологии. 2019. № 6. С. 24-36.
- Погожина И.Н., Сергеева М.В., Егорова В.А. Цифровая
компетентность и детство – уникальный вызов 21
века (анализ современных исследований) // Вестник
Московского университета. Серия 14: Психология.
2019. № 4. С. 8–20.
- Pogozhina I.N. Specific features of the relationships between operational structures
within preschoolers’ systems of thought // Psychology in Russia: State of the Art. 2018.
Vol. 11, no. 3. P. 183–194.
- Pogozhina I.N. Cognitive component of legal awareness in learners / I.N.Pogozhina,
M.V.Sergeeva, D.V.Pshenichnyuk // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences.
2018. Vol. 33. P. 79–85.
- Pogozhina I. The support of individual educational trajectories / I.Pogozhina,
M.Simonyan, M.Agasaryan // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018.
Vol. 33. P. 86–93.
- Pogozhina I.N. Peculiarities of the apprehension of economic offences by learners /
D.V.Pshenichnyuk, I.N.Pogozhina, M.V.Sergeeva // European Proceedings of Social and
Behavioural Sciences. 2018. Vol. 33. P. 102–108.
- Погожина И.Н. Деятельностный подход к
формированию психолого-педагогической
компетенции преподавателя / И.Н.Погожина,
Т.А.Подольская // Вестник Московского
университета. Серия 20: Педагогическое
образование. 2018. № 4. С. 16–31.
- Погожина И.Н. Проблема сопровождения
индивидуальных траекторий обучения в эпоху
цифрового детства / И.Н.Погожина, М.С.Симонян,
М.Б.Агасарян // Вестник Московского университета.
Серия 14: Психология. 2018. № 2. С. 40–55.
- Погожина И. Н. Особенности связи
операциональных структур в системе логического
мышления дошкольника // Воспитание и обучение
детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 192–193.
- Pogozhina I. Comparative study of the degree of relationship between logical thinking
operational structures development levels in Russian and Chinese preschoolers // Procedia
- social and behavioral sciences. 2016. No. 233C. P. 492–497.
- Погожина И.Н. Модели взаимосвязи обучения и
развития психики в культурно-историческом и
деятельностном подходах // Психологическая наука
и образование: Электронное специализированное
научно-практическое периодическое издание
(Psyedu.ru). 2016. Т. 8. № 3. С. 16–31.
- Погожина И.Н. Взаимосвязь уровней развития
логико-математических и пространственных
операций у старших дошкольников [Электронный
ресурс] / И.Н. Погожина, В.А.Кислова //
Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 49. С. 11. URL:
http://psystudy.ru.
- Погожина И.Н. Детерминация развития структур
логического мышления сквозь призму
постнеклассической парадигмы // Национальный
психологический журнал. 2015. № 4(20). С. 13-22.
- Погожина И.Н. Детерминация развития
познавательных структур: постнеклассическая
теоретическая модель // Национальный
психологический журнал. 2015. № 3(19). С. 35-44.
- Погожина И.Н. Исследование характера
взаимосвязей между уровнями развития
операциональных структур системы логического
мышления при переходе от дооперационального к
конкретно-операциональному этапу развития
[Электронный ресурс] // Психологические
исследования. 2015. Т. 8. № 44. С. 8. URL: http://psystudy.ru.
- Погожина И.Н. Внутренние закономерности
функционирования системы логических операций у
российских и китайских дошкольников:
кросскультурный анализ // Национальный
психологический журнал. 2015. № 1(17). С. 70-78.
- Pogozhina I. Development of the logical operations in preschool children // Procedia,
social and behavioral sciences. 2014. Vol. 146. P. 290–295.
- Погожина И.Н. Анализ феномена психологического
давления во внутрисемейных отношениях как
основа типологии семейных конфликтов /
А.И.Подольский, И.Н.Погожина // Образование
личности. 2014. № 1. С. 90–98.
- Погожина И.Н. Направления модернизации
образовательных программ для подготовки
специалистов в области ядерной безопасности /
Н.И.Гераскин, А.А.Краснобородько, Э.Ф.Крючков,
Т.А.Пискурева, И.Н.Погожина // Ядерная физика и
инжиниринг. 2014. Т. 5. № 1. С. 1–4.
Монография:
- Погожина И. Н. Формирование и развитие
познавательных структур: детерминанты и
механизмы. Постнеклассическая модель.
Монография. М.: НИЯУ МИФИ, 2016. 552 с.
Методическое пособие:
- Погожина И. Н., Подольский А. И. Как предотвращать
ситуации психологического и эмоционального
давления в семье и справляться с ними:
Методическое пособие для клиентов службы
психологической поддержки населения г. Москвы.
Москва, 2011. 39 с.
Награды
- 2018 Победитель Конкурса работ, способствующих
решению задач Программы развития Московского
университета в номинации "Выдающиеся
лекционные курсы". Награда за новизну,
фундаментальность, значение для развития
высшего образования уникального лекционного
курса Московского университета, отражающего
фундаментальность научного подхода и
оказывающего влияние не только на развитие
образования в МГУ, но и на формирование высшего
образования в мире.
Доклады на конференциях
- 2019 Как понять друг друга: искусство
договариваться в поликультурном обществе
(Пленарный) / Погожина И.Н. / Международная
научно-практическая конференция по вопросам
преподавания русского языка и литературы в
Греции в рамках проведения «перекрёстного» Года
русского языка и литературы России и Греции (27-29
мая 2019 г., Афины, Греция), Афины, Греция, 27-29 мая 2019
- 2019 Девиантное поведение: почему хорошие люди
совершают плохие поступки (Пленарный) / Погожина
И.Н. / Всероссийская научно-практическая
конференция "Научно-методические проблемы
девиантного поведения военнослужащих:
диагностика, коррекция, профилактика" (ФГАУ
КВЦ «Патриот», 26-27 февраля 2019 г.), ФГАУ КВЦ
«Патриот», Россия, 26-27 февраля 2019
- 2018 Постнеклассическая детерминационная модель
как основа построения инновационных программ
формирования и развития познавательных структур
/ Погожина И.Н. / Международная научная
конференция «Деятельностный подход к
образованию в цифровом обществе». 13-14 декабря 2018
г., Москва, Россия, г. Москва, Факультет психологии
МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, 13-14 декабря 2018
- 2018 Сопровождение индивидуальных траекторий
обучения как деятельность: анализ состава и
структуры / Погожина И.Н., Симонян М.С., Агасарян
М.Б. / Международная научная конференция
«Деятельностный подход к образованию в цифровом
обществе». 13-14 декабря 2018 г., Москва, Россия., г.
Москва, Факультет психологии МГУ имени М.В.
Ломоносова, Россия, 13-14 декабря 2018
- 2018 Сопоставление содержания ключевых
детерминационных моделей в психологии / Погожина
И.Н. / «Психология человека как субъекта познания,
общения и деятельности», посвященная 85-летию со
дня рождения А.В.Брушлинского и О.К.Тихомирова,
Москва, Институт психологии РАН, Россия, 23-24
ноября 2018
- 2018 Деятельностный подход к формированию
психолого-педагогической компетенции
преподавателя / Погожина И.Н., Подольская Т.А. / 20-й
Международный научно-промышленный форум
"Великие реки (экологическая,
гидрометеорологическая, энергетическая
безопасность)»/ / ICEF", Нижний Новгород, Россия,
15-18 мая 2018
- 2016 Психологические условия формирования
антикоррупционной компетенции у будущих
профессионалов Пшеничнюк Д.В., Погожина И.Н. /
Международная научно-практическая конференция
"Психология развития человека как субъекта
труда. Развитие творческого наследия Е.А.
Климова", г. Москва, Россия, 12-15 октября 2016
- 2015 Специалист 21-го века: анализ
компетентностной модели с позиций
деятельностной теории учения / Погожина И.Н. / «От
истоков к современности» (130 лет организации
психологического общества при Московском
университете), Москва, Россия, 29 сентября - 1
октября 2015
- 2013 Формирование логических операций у детей
дошкольного возраста (Пленарный) / Погожина И.Н. /
III международная научно-практическая
конференция «Воспитание и обучение детей
младшего возраста», Москва, 21-23 ноября 2013 года,
Москва, Россия, 2013
- 2013 Взаимосвязь уровня развития логического
мышления и успешности усвоения
естественнонаучных дисциплин / Погожина И.Н. / III
Научно-методическая конференция "Новые
образовательные программы МГУ и школьное
образование" по естественнонаучным
дисциплинам, 16 ноября 2013 года, МГУ имени
М.В.Ломоносова, Россия, 16 ноября 2013
- 2012 Психологические условия формирования у
студентов обобщенных умений делового общения
(Пленарный) / Погожина И.Н., Коротаева И.В., Фролова
Е.А. / Международная научно-практическая
конференция "Социализация и ресоциализация
личности в условиях современного общества", г.
Киев, Украина, 2012
Научное руководство
Под руководством И.Н.Погожиной защищено 4
кандидатские диссертации:
- 2017 Пшеничнюк Д.В. Психологические условия
формирования у студентов способов распознавания
коррупционного поведения: канд. дис. … 19.00.07 –
Педагогическая психология (психологические
науки).
- 2010 Люй Г. (КНР) Влияние децентрации на
формирование логического мышления у старших
дошкольников: канд. дис. … 19.00.07 – Педагогическая
психология (психологические науки).
- 2007 Савич И.В. Соотношение уровней
сформированности конкретно-операциональных
структур (классификации, сериации, сохранения) у
дошкольников: канд. дис. … 19.00.07 – Педагогическая
психология (психологические науки).
- 2006 Панкратова А.А. Условия формирования
логико-психологических компонентов дискуссии и
критерии их диагностики: канд. дис. … 19.00.07 –
Педагогическая психология (психологические
науки).
Темы курсовых и дипломных работ
- Компетенции цифровой экономики:
психологический анализ.
- Детерминация формирования и развития
психических процессов в разных возрастах.
- Психологические условия формирования
морального сознания
- Социально-психологические факторы принятия
решений в ситуациях коррупционного риска
- Обобщенные умения делового общения: оценка и
развитие.
- Ситуации психологического давления:
диагностика и формирование эффективных
стратегий противодействия.
Член диссертационных советов:
- 3 июня 2016 - 31 августа 2017 Д 501.001.11, МГУ имени М.В.
Ломоносова, Факультет психологии. 19.00.07 -
Педагогическая психология (психол. науки) Ученый
секретарь
- 23 апреля 2018 - 31 декабря 2018 МГУ.19.03, МГУ имени М.В.
Ломоносова, Факультет психологии. 13.00.01 - Общая
педагогика, история педагогики и образования
(пед. науки)
Общественные позиции:
- 2016 – по н. время Член Учебно-методического
совета, факультет психологии, Московский
государственный университет имени
М.В.Ломоносова.
- 2014 – по н. время Руководитель специализации
«Психологическое консультирование в
образовательной среде», факультет психологии,
Московский государственный университет имени
М.В.Ломоносова.
- 2006 – 2017 Заместитель заведующего кафедрой
психологии образования и педагогики по научной
работе, факультет психологии, Московский
государственный университет имени
М.В.Ломоносова.
- 2005 – по н. время Заместитель заведующего
кафедрой психологии образования и педагогики по
учебной работе, факультет психологии, Московский
государственный университет имени
М.В.Ломоносова.
|
Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.
Дизайн и поддержка сайта 1997-2023: Станислав Козловский
|