Психологи МГУ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 |
Поддьяков Александр
Николаевич
(Poddiakov, Alexander N.)
E-mail: alpod@gol.ru |
Доктор психологических наук, профессор кафедры
педагогической психологии и педагогики
факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Член редколлегий журналов: "Психология. Журнал
Высшей школы экономики",
"Исследователь/Researcher", "Culture and psychology",
"Mathematical thinking and learning", "International journal of idiographic
science".
Области научных интересов
Исследовательское поведение (exploratory behavior),
мышление и творчество детей и взрослых в
различных видах деятельности; психология
решения комплексных задач (complex problem solving);
педагогика сотрудничества и педагогика
противодействия в современном обществе. Автор
оригинального комплекса игрушек и компьютерных
игр.
Научное руководство
Научный руководитель диссертационного
исследования:
Основные работы:
- Поддьяков А.Н. Компликология:
создание развивающих, диагностирующих и
деструктивных трудностей для других субъектов
// Содержание, формы и методы обучения в высшей
школе: Аналитические обзоры по основным
направлениям развития высшего образования. 2012. №
10. С. 1-80.
- Поддьяков А.Н. Психология
счастья и процветания и проблема зла //
Нравственные проблемы современного российского
общества: психологический анализ / Под ред. А.Л.Журавлева,
А.В.Юревича. М.: ИП РАН, 2012. С. 109-135.
- Поддьяков А.Н. Матрицы
игр человеческого метакапитала: игры на
повышение и понижение столяров, грабителей и
профессоров // Экономическая социология. 2012. №
3. С. 71-95.
- Поддьяков А.Н. Особенности
совладания с преднамеренно созданными
трудностями: возможности эмпирического
исследования // Перспективные направления
психологической науки. Сборник научных статей.
Вып. 2 / Отв. ред. А.К.Болотова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. С.
104-120.
- Поддьяков А.Н. Компликология
– изучение субъектов и управление ими путём
создания трудностей: от биологических
механизмов к нравственной рефлексии //
Психологические исследования духовно-нравственных
проблем / Отв. редакторы А. Л. Журавлев, А. В. Юревич.
М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2011. С.
435-479.
- Поддьяков А.Н. Взаимные
психологические оценки и взаимодействия
исследователя и участника исследования: от
сотрудничества до противодействия //
Социальная психология малых групп: Материалы II
Всероссийской научно-практической конференции,
посвященной памяти профессора А.В. Петровского.
25-26 октября 2011 г. М.: МГППУ, 2011. С. 556-560.
- Поддьяков А. Н. Изучение
понимания непереходности превосходства с
использованием "нетранзитивных" объектов
// Экспериментальная психология в России:
традиции и перспективы / Под ред. В.А.
Барабанщикова. М.: Изд-во "Институт психологии
РАН", 2010. С. 413-418.
- Poddiakov, A. Intransitivity cycles and complex problem solving. Paper presented at the
2nd International research seminar "Rationality, behaviour and experiments"
(September 1-3, 2010; Moscow) ppt-presentation.
- Поддьяков А.Н. Типы противодействия в
помогающем поведении // Вопросы психологии. 2010. №
4. С. 3-13.
- Поддьяков А. Н. Ложь
злоумышленнику о местонахождении жертвы и
полемика о нравственном принципе правдивости
[Электронный ресурс] // Психологические
исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 1 (9).
- Поддьяков А. Н. Типы
соотношений интеграции и дифференциации в
развивающихся системах // Теория развития:
дифференционно-интеграционная парадигма / Сост.
Н. И. Чуприкова. М.: Языки славянских культур, 2009. С.
91-102.
- Poddiakov A. "Trojan horse" teaching // Psychology in Russia: state of the art
/ Ed. by Y.Zinchenko & V.Petrenko. Moscow: Russian Psychological society, 2009. P.
344-360.
- Поддьяков А.Н. Типы
противодействия в помогающем поведении //
Психология сегодня: теория, образование и
практика / Под ред. А.Л.Журавлева, Е.А.Сергиенко,
А.В.Карпова. М.: Изд-во "Институт психологии
РАН", 2009. С. 181-187.
- Поддьяков А.Н. Преднамеренное
создание трудностей и совладание с ними //
Психологические исследования. Электронный
журнал. 2008. № 1.
- Поддьяков А. Развитие
способностей к саморазвитию: образовательные
сообщества и конструктивизм // Компьютерра. 2008.
№ 44 (760). С. 24-29.
- Поддьяков А.Н. Конструирование
трудностей "для мозгов" // Компьютерра. 2008.
№ 27-28 (743-744).
- Поддьяков А.Н. Камень,
ножницы, бумага" в небумажных областях //
Компьютерра. 2008. № 23 (739). С. 48-51.
- Поддьяков А.Н. Троянское
обучение в информационных технологиях //
Компьютерра. 2008. № 13 (729). С. 48-51.
- Калуцкая И.Н., Поддьяков А.Н. Представления
о макиавеллизме: разнообразие подходов и оценок
// Культурно-историческая психология. 2007. № 4. С.
78-89..
- Поддьяков А.Н. Неопределенность
в решении комплексных проблем // Человек в
ситуации неопределенности / Гл. ред. А.К. Болотова.
Гос. ун-т – Высшая школа экономики. М.: ТЕИС, 2007. С.
177-193.
- Поддьяков А.Н. Сравнительная
психология развития Х. Вернера в современном
контексте // Культурно-историческая
психологии. 2007. № 1. С. 63-71.
- Поддьяков А.Н. Альтер-альтруизм
и дети // Ребенок в современном обществе / Науч.
ред.: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина. М.: МГППУ, 2007. С. 43-56.
- Поддьяков А.Н. Противодействие
обучению конкурентов и троянское обучение в
информационных технологиях. Доклад на 1-ой
Международной конференции по
бизнес-информатике. Звенигород, 9-11 октября 2007 г.
- Поддьяков А.Н. Зоны
развития, зоны противодействия и пространство
ответственности // Культурно-историческая
психология. 2006. № 2. С. 68-79.
- Поддьяков А.Н. Зрелость
и незрелость к контексте ортогенетического
закона развития // Феномен и категория зрелости
в психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А.
Сергиенко. М.: Изд-во "Институт психологии
РАН", 2007. С. 47-60.
- Poddiakov A. Development and
inhibition of learning abilities in agents and intelligent systems // Proceedings of
IADIS International conference "Intelligent systems and agents" / Ed. by A.P.dos
Reis, K.Blashki, Y.Xiao. July 3-8, 2007. Lisbon, Portugal. P. 235-238.
- Поддьяков А.Н. Методологические
основы изучения и развития исследовательской
деятельности // Исследовательская
деятельность учащихся в современном
образовательном пространстве / Под ред. А.С.
Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 51-58.
- Поддьяков А.Н. Непереходность
(нетранзитивность) отношений превосходства и
принятие решений // Психология. Журнал Высшей
школы экономики. 2006. № 3. С. 88-111.
- Поддьяков А.Н. Психология
конкуренции в обучении. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006.
231 с. 1-е место во 2-м Всероссийском конкурсе
психологических изданий в номинация "Лучшая
монография по психологии - 2007".
- Поддьяков А.Н. Исследовательское
поведение: стратегии познания, помощь,
противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006.
- Poddiakov A. Ambivalence and
cognitive heuristics for dealing with ambiguity in complex social worlds // Estudios
de Psicologia. 2006. Vol. 27. № 1. P. 101-116.
- Poddiakov A. Developmental
comparative psychology and development of comparisons // Culture & psychology.
2006. Vol. 12 (3). P 352-377.
- Поддьяков А. Н., Вальсинер Я. Выбраться
из нищеты, не теряя блеска // Психология. Журнал
Высшей школы экономики. 2005. Т.2. № 1. С. 102-111.
- Poddiakov, A. Coping with problems
created by others: directions of development //Culture & Psychology. 2005, 11(2),
pp. 227-240.
- Поддьяков А.Н. Исследовательская
активность ребенка // Детский сад от А до Я. 2004.
№ 2. С. 10-20.
- Поддьяков А.Н. Конфронтационность в образе мира
участников образовательного процесса // Вестник
Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 2004. № 1. С. 15-22.
- Поддьяков А.Н. Противодействие
обучению конкурента и "троянское" обучение
в экономическом поведении // Психология. Журнал
Высшей школы экономики. 2004. Том.1. № 3. С. 65-82.
- Поддьяков А.Н. Психодиагностика
интеллекта: выявление и подавление способностей,
выявление и подавление способных // Психология.
Журнал Высшей школы экономики. 2004. Том.1. № 4. С. 75-80.
- Poddiakov A. Teaching
economic thought: landscapes after battles. Commentary on the article: van Bavel R.,
Gaskell G. Narrative and systemic modes of economic thought // Culture & psychology.
2004. Vol. 10 (4). pp. 441-453.
- Poddiakov A. "Trojan
horse" teaching in economic behavior // Social Science Research Network, 2004.
- Поддьяков А.Н. Образ
мира и вопросы сознательности учения:
современный контекст // Вопросы психологии, 2003,
N 2. С.122-132.
- Поддьяков А.Н. Тест
творчества – "синяя птица" психологии //
Знание – сила. 2003. № 5. С. 101-104.
- Podd'iakov A.N. The philosophy of education: the problem of counteraction // Journal of
Russian and East European Psychology. 2003, Vol. 41, N 6, pp. 37-52. Также
электронная версия: на EBSCO.
- Поддьяков А.Н. Мышление и решение задач //
Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 2. Архитектура
души. Психология личности. Мир взаимоотношений.
Психотерапия. М.: Аванта+, 2002. С. 124-152.
- Поддьяков А.Н. Ориентировочная
и дезориентирующая основы деятельности:
иерархии целей обучения в конфликтующих
системах // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 79-89.
- Поддьяков А.Н. Решение комплексных задач //
Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под
ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С.
225-233.
- Поддьяков А.Н. Ты
гений или просто умный? (У интеллекта и
творческих способностей разная природа) //
Знание – сила. 2002. № 9. С. 78-81.
- Poddiakov, A. N. The space of
responsibility of cultural psychology // Culture and psychology. 2002. Vol. 8 (3). pp.
327-336.
- Poddiakov A. Counteraction
as a crucial factor of learning, education and development: opposition to help //
Forum: Qualitative Social Research / Forum: Qualitative Social Research. 2001. Vol. 2(3).
- Поддьяков А. Н. Противодействие
обучению и развитию как
психолого-педагогическая проблема // Вопросы
психологии. 1999. № 1. С. 13-20.
- Поддьяков А.Н. Философия
образования: проблема противодействия //
Вопросы философии. 1999. № 8. С. 119-128.
|
Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.
Дизайн и поддержка сайта 1997-2023: Станислав Козловский
|