 |
Платонов Константин Константинович
(7.06.1906 - 5.10.1984) |
Закончил Харьковский медицинский институт (1924),
доктор психологических наук и доктор
медицинских наук, профессор. Заслуженный деятель
науки РСФСР. Научная деятельность П. началась в
20-е г.г.: он работает в Харьковском институте
распространения естествознания, затем в
Украинском психоневрологическом институте (с
1925); проводит в эти годы свои первые исследования,
издает первую книгу - учебное пособие по биологии
для педагогических вузов. С 1950 по 1957 годы П.
Преподавал курс "Психология труда" в
Московском государственном университете им.
М.В.Ломоносова.
В 30 -е г.г. П. включается в психотехническое
движение, создает на Горьковском автомобильном и
Челябинском тракторном заводах комплексные
психотехнические лаборатории, разрабатывая пути
и приемы повышения производительности труда
рабочих, проводя психологический анализ
профессий. С середины 30-х г.г. он начинает
заниматься психологическими исследованиями в
области авиации, посвятив этому более 20 лет
(1935-1959). Им впервые был создан самолет-лаборатория
для исследования летных навыков. П. - участник
Великой Отечественной войны, прошедший в составе
16 воздушной армии путь от Сталинграда до Берлина
и продолжая работать как специалист: он был
заместителем флагманского врача армии,
организовывал и проводил медико-психологические
экспертизы боеспособсности летчиков. Имеет
боевые награды: Орден Красной звезды, Красного
знамени, Отечественной войны 1-й степени, медали.
Им и под его редакцией подготовлен ряд трудов и
учебных пособий по авиационной психологии,
посвященных исследованию особенностей летного
труда (Психология летного труда. М., 1948 (в соавт.); К
истории отечественной авиационной психологии.
Документы и материалы. (сост. и ред.). М., 1980;
Авиационная психология. 1963). В послевоенные годы
сферой его исследования становится психология
труда (Вопросы психологии труда. 1962, 1970),
психология личности, социальная психология. П.
обосновал и читал курс "Психология труда" на
факультете психологии МГУ (1949-1958). С 1960 г. П -
сотрудник сектора психологии Института
философии АН СССР, затем - Института психологии
АН СССР, где он работал до последних дней своей
жизни (1972-1984).
Области исследований: психология труда,
социальная психология и психология личности,
военная психология, авиационная психология,
психология религии, медицинская психология,
психологические аспекты профтехобразования. В
работах П. значительное внимание уделяется
рассмотрению методолого-теоретических
оснований психологии, обоснованию и утверждению
отражательной природы психики, ее активного
формирования в деятельности, личностного
опосредования психических явлений. С этих
позиций им строится и исследуется вся система
психологической науки (Система психологии и
теория отражения. 1982; О системем психологии. 1972;
Краткий словарь психологических понятий. 1981).
Разрабатывая проблему личности, П. реализует
структурно-генетический подход, рассматривая
как ее структуру, так и взаимодействие разных ее
компонентов в процессе развития. С позиций
деятельностного подхода им и его учениками
исследуются все важнейшие стороны психики
человека: способности, характер,
потребностно-мотивационная сфера. Личность
определяется им как общепсихологическая
категория, ибо она представляет собой одну из
сторон человека, как носителя сознания. П.
предлагает концепцию динамической
функциональной структуры личности,
интегрирующей в себе 4 ее
процессуально-иерархические подструктуры с
субординацией низших подструктур по отношению к
высшим. В качестве основных подструктур им
выделяются: направленность личности, опыт,
особенности психических процессов,
биопсихические свойства. На все указанные
иерархические уровни им "накладываются" два
интегральные личностные образования - характер и
способности (Проблемы способностей. 1972).
Методическим обеспечением выделения всех
основных элементов и целостного описания
личности в соответствии с концепцией
динамической функциональной структуры личности
стала разработанная П. карта личности,
заполняемая по методу обобщения независимых
характеристик. Исследования личности в учении П.
органически связаны с разработкой проблем
коллектива, являющегося одним из основных
условий ее развития и воспитания (Коллектив и
личность; О чертах личности нового рабочего; Труд
и личность). Коллектив определяется им как группа
людей, объединенная общей деятельностью,
конечная цель которой совпадает с целью
общества, то есть акцентирован деятельностный и
содержательно-ценностной аспект группового
взаимодействия. Рассматривается структура
коллектива, динамика его поэтапного развития,
место коллектива в системе общностей разного
уровня, социальной ориентации и степени
организованности. Предметом эмпирического
исследования становятся различные
внутригрупповые (внутриколлективные) процессы:
соревновательные отношения и соревновательная
активность личности в коллективе, процессы
коммуникации и развитие коммуникативных
способностей человека в условиях совместной
деятельности и взаимодействия, социально
-психологический климат коллектива. П. был в
числе первых ученых, обратившихся в 60-е г.г. к
разработке социальной психологии в нашей стране,
что обусловливало значительное внимание
уделяемое им рассмотрению методологических
проблем социальной психологии, определению ее
предмета и проблемных областей, обоснованию
методов исследования. Важным аспектом научной
деятельности П. являлись его исследования в
области истории развития отечественной
психологии (истории авиационной психологии,
психологии труда, психологии личности). П. - автор
многочисленных научно-популярных изданий в
области психологии (Занимательная психология),
осуществлял большую работу по пропаганде
психологических знаний.
В.А.Кольцова, 1996