 |
Петровская Лариса Андреевна
13 ноября 1937 - 19 марта 2006
|
Петровская Лариса Андреевна родилась 13 ноября
1937 в г. Воронеж. Социальный психолог. Окончила
философский факультет МГУ (1960). Специальность по
образованию: философ, преподаватель философии.
Кандидат философских наук (1969). Доктор
психологических наук (1986). Профессор кафедры
социальной психологии факультета психологии (1990
- 2006), «Заслуженный профессор Московского
университета» (2000), лауреат Ломоносовской премии
МГУ за педагогическую работу (2006), член ученого
совета факультета психологии (1979 - 2006).
В Московском университете читала: на
философском факультете - курс «Методика
конкретных социологических исследований»; на
факультете психологии - общий курс «Социальная
психология», спецкурсы «История социальной
психологии», «Зарубежная социальная психология
XX столетия», «Теоретические и методические
основы социально-психологического тренинга»,
«Психология педагогического общения»,
«Социальная психология здоровья» и «Социальная
психология повседневной жизни»; вела занятия
спецпрактикума по социально-психологическому
тренингу.
Член-корреспондент Российской академии
образования (1995), член ученого совета факультета
психологии Государственного университета
«Высшая школа экономики» и ученого совета Центра
семьи и детства Российской академии образования.
Являлась экспертом фонда РГНФ, а также членом
экспертного совета отделения возрастной
физиологии и психологии РАО.
Область научных интересов:
- Психология межличностного общения
(повседневного, педагогического, семейного),
рассматриваемая с гуманистических позиций, - как
общение-диалог, механизм личностного
саморазвития, преодоления одиночества, развития
компетентности в общении. Особое место в поле
исследований занимала проблема обратной связи в
межличностном общении, родоначальник традиции
изучения межличностной обратной связи в
отечественной социальной психологии.
- Социально-психологический тренинг как метод
развития компетентного общения и коррекции
психологических трудностей. Инициатор
разработки данной области в отечественной
психологии как направления современной
практической психологии. Стояла у истоков
создания теории и складывания практики
социально-психологического тренинга в нашей
стране с середины 70-х годов прошлого века. Один из
ведущих специалистов в области интерактивных
методов обучения, групповой дискуссии и ролевой
игры. Создатель программ
перцептивно-ориентированного
социально-психологического тренинга.
Тема кандидатской диссертации: «Критика
некоторых милитаристских концепций
международного конфликта в американской
буржуазной идеологии». Тема докторской
диссертации: «Теоретические и методические
основы социально-психологического тренинга».
Подготовила 36 кандидатов наук. Опубликовала
около 80 научных работ.
Скончалась в Москве 19 марта 2006 года.
См. также: