Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Патяева Екатерина Юрьевна

Патяева Екатерина Юрьевна

Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Основные вехи профессионального пути (автобиография)

Начало (1976-1981). Обучение на факультете психологии МГУ.

Самую первую лекцию нам читал Алексей Николаевич Леонтьев и обаяние его мысли побудило меня впоследствии всерьёз вникнуть в его теорию.

Одно из наиболее ярких впечатлений студенческих лет – открытое заседание Учёного Совета факультета, на котором Мераб Константинович Мамардашвили и Владимир Петрович Зинченко представляли свою знаменитую статью «Об объективном методе в психологии». С В.П.Зинченко связано ещё одно важное воспоминание: мы, т.е. группа студентов и преподавателей, участвовавших в летней психологической школе, возвращаемся пешком в Можайск под жарким летним солнцем (с автобусом что-то случилось и он не приехал…) и Владимир Петрович высказывает идею о том, что искусство на столетия опережает психологию в познании человека. И рассказывает, как он предлагал А.Н.Леонтьеву создать кафедру изучения психологии через художественную литературу и тем самым прорваться в будущее психологии. Надеюсь, и для этого проекта придёт своё время.

С теплотой вспоминаю семинары по общей психологии, которые вёл Валерий Яковлевич Романов – и даже не столько сами семинары, сколько наши с В.Я. последующие длительные обсуждения.

Ещё одно яркое и светлое воспоминание – это вдохновляющее общение с моим научным руководителем Витисом Казисовичем Вилюнасом.

Первой самостоятельной работой стала курсовая четвёртого курса, посвящённая анализу повседневных ситуаций, вызывающих стыд и чувство вины. А темой диплома стали чувства как относительно устойчивые мотивационно-эмоциональные образования человека.

Профессиональное взросление (1981-1990).

Период работы на факультете, когда невыносимо скучные «бумажные» обязанности в иностранном отделе перемежались с семинарами по истории психологии, а в дальнейшем – по общей психологии и психологии личности. Первые статьи по психологии мотивации, переводы психологической литературы, в частности «Мотивации и действия» Хейнца Хекхаузена. Первые опыты в области психологической практики, участие в московской тренинго-психологической тусовке и в организационно-деятельностных играх (ОДИ) Георгия Петровича Щедровицкого.

Важным достижением этого периода стал спецпрактикум «Экзистенциально-деятельностный тренинг» для студентов второго высшего, созданный под явным влиянием ОДИ.

К концу этих лет факультет стал мне казаться своего рода Касталией из «Игры в бисер» Германа Гессе, т.е. некоей высокоинтеллектуальной «образовательной провинцией», в значительной мере оторванной от реальной жизни с её сугубо практическими заботами и сложностями. И созрело решение уйти.

Работа психологом в школах (1990-1996).

Я пришла в одну из первых московских гимназий с убеждением, что школа и может и должна заниматься развитием самостоятельной личности и главная задача психолога состоит в том, чтобы организовать этот процесс личностного становления. И на первых порах директор гимназии со мной согласился. В действительности всё оказалось сложнее… Школа, как определённая система деятельности и взаимодействия взрослых и юных людей, направлена, в целом, скорее на производство грамотных «социальных индивидов», но не самостоятельных личностей. Хотя исключения, безусловно, возможны.

Потом была частная школа, которую мы создали вместе с моими единомышленниками – и какое-то время нам казалось, что задача разрешима. Однако через пару лет кончились спонсорские деньги и, вполне предсказуемо, поменялся контингент родителей. И мы оказались перед фактом, что «платёжеспособных» родителей интересует не развитие личностной самостоятельности, а наличие в школе «джентльменского набора» из бассейна, восточных единоборств и английского языка и, в будущем, социальная успешность их чад. Мнения разделились: кто-то решил остаться, кто-то, и я в том числе, предпочёл уйти.

Для меня одним из важных итогов стало осознание того, что если мы, психологи, хотим всерьёз содействовать изменениям школы как культурно-исторической системы воспроизводства людей, то принципиально важно работать не только со школьниками и учителями, но и с родителями.

Переводы, психологическое консультирование и «Первая книга думающего родителя» (1996-2008).

К этому моменту у меня было двое своих маленьких детей, так что переход к родительскому консультированию произошёл вполне органично.

Ещё это период переводов: Курт Левин, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй, Богларка Хэдингер и другие. Главная переводческая радость – книга Джеймса Бьюджентала «Психотерапия – это не то, что вы думаете». Надеюсь, что несмотря на все сложности, издательство «Смысл» её всё же в ближайшие годы выпустит в свет.

В эти же годы я вернулась к любимой со студенческих лет проблематике человеческой мотивации – возникает статья «Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение», подводящая некоторые итоги работы в школе.

И ещё это период многолетней работы над книгой «От рождения до школы. Первая книга думающего родителя» (М., «Смысл», 2007, 2012, 2014). Она в значительной мере отразила как мой опыт консультативной работы с родителями маленьких детей, так и мой собственный родительский опыт.

Снова факультет. История личности, Психология жизненного творчества и другие проекты (2008-настоящее время).

В 2008 г. Александр Григорьевич Асмолов пригласил меня вернуться на факультет, на созданную им кафедру психологии личности – за что я ему несказанно благодарна.

Возвращение на факультет помогло завершить давно начатую работу по выделению и обоснованию исторических уровней развития человеческой мотивации и человеческой личности в целом. Воплощением этой работы стали спецкурс «Историческая психология личности», кандидатская диссертация на тему «Культурно-исторический анализ развития мотивации личности» (2010), ряд статей и, наконец, монография «Мотивация человеческих действий: культурно-деятельностный подход», с подзаголовком «От импульсивных действий к свободному самоопределению» (в печати).

Другой принципиально важной линией моей работы на кафедры стало осмысление практик развития личности, практик работы психолога с самим собой и методологии психологической практики. Одним из результатов этой работы стал спецпрактикум «Основы жизненного творчества», позволяющий студентам активно работать со своим собственным жизненным опытом, уважая при этом свои и чужие личные границы.

В последние годы я всё больше понимаю психологию как науку не о чём-то ставшем – будь то психика, сознание или что бы то ни было ещё, – а о возможностях. Прежде всего, о возможностях человеческой жизни и человеческого развития. И всё больше использую в практической работе диалог человека с художественными произведениями. Помимо психологического консультирования, веду психологические творческие мастерские, создающие возможности для участников стать большими экспертами по своей собственной жизни, чем они уже являются. Методологически такие мастерские строятся на соединении, с одной стороны, классических способов работы, восходящих к гуманистической и экзистенциальной психологии, нарративной практике и другим направлениям, и, с другой стороны, авторских, во многом основанные на идеях культурно-исторической психологии.

Основные области интересов

  • психология жизненного творчества
  • практики развития личности
  • история становления и развития личности как автора свободного действия и участника диалога в «Большом времени»
  • психология искусства
  • методология психологической практики
  • нарративная практика
  • семейная психология
  • психология предупреждения и разрешения конфликтов
  • психологические стратегии переговоров

Курсы на факультете психологии

  • Основы жизненного творчества (спецпрактикум)
  • Историческая психология личности
  • Психология личности
  • Методологические основы психологии (семинары)

Примерные темы курсовых и дипломных работ

  • Переговоры в слабой позиции: психологические стратегии.
  • Разрешение межличностных конфликтов: нарративный подход.
  • Предупреждение конфликта в ситуации противоречия интересов.
  • Структура внутреннего диалога в конфликтной ситуации.
  • Диалог как состояние.
  • Психологические стратегии межкультурного диалога.
  • Динамика психологической дистанции в психологической практике.
  • Значимые жизненные события и их роль в личностном становлении.
  • Влияние компьютерных игр на развитие личности.
  • Психологические умения зрелой личности.
  • Переживание фрустрации и постановка жизненных задач.
  • Личность и личностное консультирование в экзистенциально-гуманистическом подходе Дж. Бьюджентала.
  • Критические ситуации в личностном развитии современного россиянина.
  • Практики работы с личностью в нарративном подходе.
  • Развитие личности после её «второго рождения».
  • Стихи как работа личности со своим опытом.
  • Развитие личности в современных обществах: возможности и варианты.
  • «Вдохновенное действие»: концепция М. Чиксентмихаи и её практические приложения.
  • Indigenouspsychology: разные идеалы личностного развития.
  • Особенности и варианты личностного самоопределения современных россиян.

Основные публикации

  • Патяева Е.Ю. Мотивация учения: заданное, стихийное и самоопределяемое учение. В изд.: Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. с. 289-313.
  • Патяева Е.Ю. От рождения до школы. Первая книга думающего родителя. М.: Смысл, 2007, 2012, 2014
  • Патяева Е.Ю. Состояние диалога: опыт феноменологического анализа. В изд.: Телефон доверия – служба понимания в обществе: Сборник статей и тезисов выступлений III Международной конференции Телефонов доверия. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008, с. 67- 70.
  • Патяева Е.Ю. К истокам культурно-исторического понимания человеческой мотивации: французская социологическая школа. // Культурно-историческая психология, 2009, № 4. с. 10-22
  • Патяева Е.Ю. На пути к культурно-исторической психологии мотивации: уровневая концепция человеческих действий П. Жане. // Культурно-историческая психология, 2011, № 1. С. 49-62.
  • Патяева Е.Ю. Стихо-творение человека: Мацуо Басё и Пауль Целан. // В сб.: Свободный стих и свободный танец: Движение воплощённого смысла. Материалы международной конференции 1–3 октября 2010 г. // Под ред. А.М. Айламазьян, Т.Д. Венедиктовой, Ю.Б. Идлис, И.Е. Сироткиной. М.: Смысл, 2011. С. 423-445. (электронное издание).
  • Патяева Е.Ю. Системы социокультурного мотивирования: "этос", "социальное поле", "диспозитив» // Вестник МГУ Серия 14 Психология, 2012, № 3. С. 81-94.
  • Патяева Е.Ю. Системы социокультурного мотивирования: концептуальная модель. // Вестник МГУ Серия 14 Психология, 2013, №1. С. 24-41.
  • Патяева Е.Ю. Мотивационный диалог как основа тренинга самоопределения для старшеклассников Образовательная политика, 2012, № 3 (59), с. 109-119.
  • Патяева Е.Ю. Актуальный А.Н. Леонтьев: предмет психологии и методологический кризис современной психологии. // Вопросы психологии, 2013, № 3, с. 54-66.
  • Патяева Е.Ю. Мотивация человеческих действий: культурно-деятельностный подход (От импульсивных действий к свободному самоопределению). М.: Смысл, в печати.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский