Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Панкратова Алина Александровна

Панкратова Алина Александровна

Панкратова Алина Александровна – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психогенетики. Профорг кафедры психогенетики.

Образование и опыт работы

  • В 2003 г. с отличием окончила факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, специализировалась на кафедре психологии образования и педагогики.
  • В 2006 г. досрочно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Условия формирования логико-психологических компонентов дискуссии и критерии их диагностики» (научный руководитель – канд. психол. наук, доцент И.Н. Погожина).
  • С 2001 по 2004 г. работала в Психологическом институте РАО, в лаборатории экопсихологии развития (лаборант-исследователь, младший научный сотрудник).
  • С 2004 г. по настоящее время работает на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, на кафедре психогенетики (младший научный сотрудник, старший научный сотрудник).

Награды

  • Дипломная работа заняла I место на Всероссийском конкурсе дипломных работ, удостоена медали «За лучшую научную студенческую работу» Министерства образования РФ (2003 г.).
  • Лауреат стипендии МГУ имени М.В. Ломоносова для молодых преподавателей и научных сотрудников, добившихся значительных результатов в педагогической и научно-исследовательской деятельности (2012 и 2015 гг.).

Членство в профессиональных сообществах

  • РПО (Российское психологическое общество).
  • ISSBD (International Society for the Study of Behavioural Development).

Практическая деятельность

  • С 2003 г. по настоящее время работает тренером-консультантом в Академии риторики, занимается разработкой и проведением тренингов по разной тематике (конструктивные совещания, техника ведения дискуссии, эмоциональный интеллект и т.д.), имеет опыт работы с крупными бизнес-компаниями.
  • С 2005 по 2008 г. сотрудничала с журналом «Навигатор ювелирной торговли», вела рубрики по темам «Психология продаж», «Психология управления персоналом», «Психология рекламы». Статьи по психологии продаж были изданы в виде отдельного пособия «Психология продаж украшений», которое несколько раз переиздавалось.

Педагогическая деятельность

Спецкурсы:

  • Технологии эффективной аргументации.
  • Эмоциональный интеллект.
  • Психология переговоров.
  • Методы популяризации психологических знаний (разделы «Структура научных знаний», «Ведение рубрики популярных статей»).
  • Диагностика интеллекта (раздел «Практический, социальный, эмоциональный виды интеллекта»).

Курсы лекций (специально для Бакинского филиала МГУ):

  • Логика: теория и практика аргументации.
  • Риторика.

Семинары по психогенетике, по основной теме курса опубликовано учебное пособие «Методы психогенетики» (2006 г.).

Научная деятельность

Научные интересы связаны с тремя основными сферами:

1. Эмоциональный интеллект: когнитивная теория эмоций, культурная специфичность эмоций, правила проявления эмоций (displayrules), распознавание эмоций, стратегии эмоциональной регуляции, рационально-эмотивная психотерапия.

Темы курсовых работ:

  • Гендерные различия в проявлении эмоций у представителей российской культуры.
  • Изучение связи между выраженностью лицевой экспрессии и эффективностью распознавания эмоций.
  • Генетические и средовые предпосылки развития эмоционального интеллекта.
  • Последствия подавления экспрессии для представителей разных культур (лабораторный эксперимент).
  • Изучение индивидуальных различий в использовании подавления экспрессии и когнитивной переоценки.
  • Связь стратегий эмоциональной регуляции с другими психологическими особенностями человека.
  • Разработка и апробация видео-теста, направленного на диагностику эмоционального интеллекта.
  • Адаптациятестов STEU и STEM (Situational Test of Emotion Understand/ Management) К. МакКэнннароссийскойвыборке.
  • Сопоставление результатов диагностики эмоционального интеллекта с помощью опросников и тестов.

2. Психология ведения спора: спор как деятельность, мотивация участников спора, техника ведения дискуссии, модели принятия решения о победителе в дебатах, индивидуальные различия в стиле спора, уловки в споре и способы их нейтрализации, убедительность аргументации.

Темы курсовых работ:

  • Изучение связи между личностными чертами человека и его поведением в ситуации спора.
  • Манера ведения дебатов известных политических деятелей (на материале телевизионных дебатов).
  • Влияние личностных особенностей оратора на убедительность аргументации.
  • Классификация уловок в споре и оценка эффективности способов их нейтрализации.
  • Анализ логического и психологического компонентов умения вести дебаты.
  • Изучение этапов развития спора в онтогенезе (по Ж. Пиаже).

3. Театр и психология: психологический анализ методов работы режиссера и актера, особенности восприятия театральной постановки, использование театральных методов в психологической практике.

Темы курсовых работ:

  • Метод действенного анализа пьесы и роли К.С. Станиславского и теория деятельности.
  • Психологический анализ методов работы актера над ролью.
  • Изучение механизмов эмоционального воздействия спектакля на зрителей.
  • Интерпретация спектаклей театра пантомимы как проективный метод психотерапии.
  • Использование театральных методов в разных направлениях психотерапии.
  • Разработка и апробация актерского тренинга для развития эмоционального интеллекта.

Контакты

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2023: Станислав Козловский