Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

120 лет со дня рождения Александра Лурии

16 июля 2022 года исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося ученого с мировым именем – Александра Романовича Лурии. Александр Романович, будучи, в свою очередь, одним из ближайших учеников, пожалуй, самого значительного отечественного психолога, Л.С. Выготского, отличался разнообразными исследовательскими и практическими интересами, которые всегда обогащали его деятельность. Огромная ценность работ ученого заключается в гармоничном и взаимодополняющем сочетании фундаментальных теоретических положений с прикладными аспектами разработанной теории системной динамической локализации высших психических функций. Согласно ей, высшие психические функции имеют системное строение, и их звенья – нейропсихологические факторы, локализованы в разных корковых и подкорковых отделах головного мозга. Являясь новым продуктивным шагом на пути к решению психофизиологической проблемы, эта теория одновременно позволила успешно работать с людьми, имеющими мозговые поражения, и помогать им!


 

 

 

 

 

 

Александр Романович был мыслящим и ищущим человеком, интересовавшимся на разных этапах жизни психоанализом, регистрацией аффективных реакций человека (разработана методика сопряженной моторной реакции) и вопросом связи мозга и психики. Последнему ученый уделил наибольшее внимание, хотя и предыдущие этапы научной деятельности специалиста представляют самостоятельную ценность. Так, уже упомянутая методика сопряженной моторной реакции стала предвестником столь популярного и нужного сейчас полиграфа. Одновременно с чисто научной работой Александр Романович был неутомимым деятелем – организатором науки (заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова с 1966 по 1977 годы; был основателем и главным редактором издания “Доклады Академии педагогических наук РСФСР”) и психологом практиком (во время Великой Отечественной войны руководил работой крупного эвакогоспиталя в поселке Кисегач; с конца 1944 года работал в Институте нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко).

В Александре Романовиче сочетались энергичность, трудолюбие, неиссякаемее любопытство ученика, благодаря чему, будучи психологом, он получил образование невролога и внес бесценный вклад в становление и развитие нейропсихологии. И, конечно, мудрость учителя, которая позволила воспитать, как в нашей стране, так и за рубежом, таких достойных учеников как Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, Б.М., Т.В. Ахутина, Ж.М. Глозман, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Б.М. Величковский, О.К. Тихомиров и В.А. Иванников, М. Коул, Дж. Верч, А. Ардила, Э. Голдберг и многие другие! Эти люди продолжили развитие идей Александра Романовича и одновременно с этим продуктивно решали научные и практические вопросы, лежащие за пределами нейропсихологического дискурса.

Отдельного внимания заслуживает тот пример, который подал Александр Романович, работая с людьми – ранеными и больными с поражениями мозга. Открывая любую работу ученого, который при этом владел хорошим слогом, и читая описание клинического случая, отдельную главу или целую книгу, посвященную конкретному человеку, мы видим, каким должен быть психолог. Психолог в первую очередь должен видеть человека и работать с человеком и в то же время, продолжая традиции К. Левина, видеть в этом уникальном случае проявление универсальных принципов. Эта позиция блестяще раскрывается на страницах книг ученого, особенно в произведениях “Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения)” и “Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста)”. Оба произведения ярко иллюстрируют как партнерский подход к диагностической, исследовательской, реабилитационной и терапевтической работе, так и глубину теоретической мысли. А “Потерянный и возвращенный мир” – это книга, по сути, написанная двумя авторами – психологом и пациентом. Внимание Александра Романовича к пациентам, с которыми он работал, забота и эмпатия – все это позволило не только осуществлять эффективную практическую деятельность, но и открыло новые возможности для качественного анализа каждого случая, рассмотренного сквозь призму передовой теории, анализа, который является визитной карточкой отечественной нейропсихологической диагностики и реабилитации.

Вклад Александра Романовича Лурии в психологическую науку, в становление и развитие нейропсихологии, в работу кафедры нейро- и патопсихологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, неоценимая помощь людям – реабилитация раненых, больных с поражениями головного мозга – за каждым упоминанием в этом предложении стоит огромная, тяжелая и при этом блестяще выполненная работа очень творческого, сильного и трудолюбивого человека. Александр Романович Лурия является вдохновляющим примером для ученых всех поколений со всего мира. Он и его работа дороги практикующим нейропсихологам, сотрудникам Московского университета и других научных и образовательных институтов. И, что трогательно и очень ценно, Александру Романовичу благодарно множество семей за оказанную лично и по сей день оказываемую последователями ученого помощь людям.

Сегодня на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова продолжает развиваться специализация «Нейропсихология и нейрореабилитация». Ученики и последователи московской луриевской школы дополняют фундаментальные курсы по нейропсихологии новыми современными дисциплинами, отражающими самые актуальные и развивающиеся научные и практические направления современной зарубежной и отечественной нейропсихологии, не забывая при этом и мировое классическое наследие.

Стремительно меняющиеся условия жизни современного общества — активное распространение цифровых технологии?, использование искусственного интеллекта, возрастающая информатизация, виртуализация, неопределенность ставят перед специалистами в области нейропсихологии серьезные вызовы: от оценки и прогноза рисков цифровои? социализации человека до уникальных возможностеи? решения фундаментальных научных вопросов функционирования сознания.

Актуальными становятся высокотехнологичные когнитивные исследования и нейропсихологическая реабилитация. А международная ситуация (в том числе и пандемическая) только усилила актуальность нейропсихологическои? науки, ее востребованность для разработки инновационных практических решении? в области неи?ропсихологии и психологическои? помощи в целом.

Совместно с Минздравом России разрабатывается профессиональный стандарт «Медицинский психолог». Особое место занимают в нем трудовые функции по оказанию нейропсихологической помощи населению, что позволит в дальнейшем создать отдельный профессиональный стандарт «Нейропсихолог». В этой работе принимают участие психологи всей страны (Беребин М.А., Сафуанов Ф.С., Варако Н.А., Скворцов А.А., Баулина М.Е., Ковязина М.С., Малюкова Н.Г., Зуева Ю.В. Фуфаева Е.В., Хаин А.Е. и др.). В системе здравоохранения нейропсихологи работают вместе с врачами в неврологических клиниках, реабилитационных центрах. Клинический психолог (в том числе и нейропсихолог) занял достойное место в мультидисциплинарной реабилитационной команде. Вооруженные знаниями отечественнои? психологическои? школы Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьева — А. Р. Лурии, они занимаются изучением нарушений психических функций; разрабатывают клинические рекомендации, практические руководства для пациентов, их родственников, медицинских работников и самих психологов; осуществляют консультативную работу для всех целевых групп, которые оказались наиболее уязвимыми.

Свое продолжение идеи и организационные начинания А.Р.Лурия по объединению нейропсихологов разных стран получили в образовавшемся в 2015 году комитете по клинической нейропсихологии Европейской Федерации психологических ассоциаций (ЕФПА). Комитет включает в себя представителей-нейропсихологов различных европейских стран, которые поставили перед собой задачу стандартизировать уровень подготовки по нейропсихологии на всем европейском пространстве и сделать нейропсихологическую помощь доступной и квалифицированной всем нуждающимся в ней категориям. На сегодняшний день это уже не только пациенты с локальными поражениями мозга, но и дети, имеющие учебные и поведенческие трудности, и лица с психиатрическими заболеваниями, и пациенты с деменцией, с хроническими нарушениями сознания и др. Спектр применения нейропсихологии как в области диагностики, так и в реабилитации расширился за прошедшие годы, что, безусловно, подтверждает уникальный потенциал науки, основанной когда-то Александром Романовичем Лурия.

Мы рады вновь вспомнить о великом и дорогом для нас человеке, вдохновиться его трудом и наследием, что он оставил! Сердечно поздравляем всех с этим праздником!

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2022: Станислав Козловский