Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Russian version

Лучков Вячеслав Викторович

Vyacheslav Viktorovich Luchkov
(1941-1997)

Vyacheslav Viktorovich Luchkov was born on September 21, 1941. After leaving school in 1957 he entered the Faculty of Law of the Moscow State University. He dreamt of being a lawyer, but self-actualization was hardly possible in this profession under the Soviet regime, and thus in 1959 he transferred to the Philological Faculty of the Moscow State University, Department of Romance and German Philology. Being the fifth year student in 1964 he entered the evening department of the MSU Biological Faculty (specialty — physiology of higher nervous activity) and for a certain period he was studying at the daytime and evening departments simultaneously. In 1964 he graduated from the Philological Faculty and was assigned to work as an interpreter in Iraq, Baghdad, where he staid for a year. Back in Moscow he worked as a teacher of the English language at the University and continued his studying at the Biological Faculty. He took an external degree in 1967.

In 1966 Luchkov started working in one of the exploratory laboratories of the Research and Development Institute of Educational Psychology under the Academy of Educational Sciences of the USSR.

This was when the persecution of the so-called dissidents — those who criticized the then order in the society — took place. In 1967 the writers Sinyavsky and Daniel were prosecuted. Very few were as valiant as to protest against this unjust procedure and Luchkov was one of the few. He had foreign friends — a thing strictly forbidden in that time. Vyacheslav Luchkov was a person of great internal freedom and independence — quite some courage under the existing conditions often requiring sacrifice. In 1968 Luchkov was excluded from the Young Communist League and from the Institute due to his political convictions. Afterwards he has been trying to enter the postgraduate course of the Institute for several years, but every time he was met with refusal.

In 1973 he finally became a postgraduate of the just founded Institute of Psychology under the Academy of Sciences of the USSR. A thesis titled “System Study of the Inner Composition and Interdisciplinary Relations of Human Engineering” was written under the supervision of the Institute Director Professor B.F. Lomov.

After completing the postgraduate course in 1977 he accepted the offer of the Dean of the Faculty Professor A.N. Leontiev and became the scientific editor of the magazine launched the same year at the Psychological Faculty “Moscow University Bulletin, Series 14, Psychology”. Vyacheslav Luchkov was the first editor of the faculty magazine and has remained the same for 10 years.

It was decided right from the outset that, firstly, the magazine was to be not merely a periodic collection of articles by faculty employees and postgraduates, but rather a real magazine with subject columns, scientific news, discussion department, jubilee and archive materials publications, etc. Secondly, to make the magazine well read and interesting it required good editing. Thirdly, the objective of the magazine was not mere description of the faculty life but also the means of connection of the faculty activity with the life of the whole scientific community and the country.

These tasks were performed owing to deep professionalism, erudition and enthusiasm of Vyacheslav Luchkov. The magazine published fundamental articles dealing with the acute problems of psychological science, new columns were introduced and continuously updated: “From Psychology History”, “Foreign Psychology”, “Psychology News”, “Psychology to Practice” and others. This is what made the magazine informative and interesting. This immediately affected the growth of magazine circulation. It built up especially fast after the subscription limit was removed — 21 a year on average (from 1983 to 1987 the circulation has totally grew by 83%). Among the Bulletins of the Moscow University the psychological bulletin was far ahead of those issued by other faculties.

Vyacheslav Viktorovich Luchkov was a talented and widely and diversely educated person. He possessed deep knowledge, wide erudition; he truly loved and perfectly mastered the Russian language. He was the editor of best quality, the artist widely acknowledged. Virtually all the leading psychologists wanted him to editor their books. He also knew two foreign languages, English and French, and translated interesting psychological works.

Along with the magazine business Vyacheslav Viktorovich Luchkov was occupied with scientific work as well. He was the author of distinguished articles devoted to complicated and disputable problems of psychology, the articles that often caused acute discussions. A number of articles were written together with the leading Russian psychologists (A.N. Leontiev, B.F. Lomov, M.S. Pevzner, etc.) In 1986 in cooperation with the then Dean of the Psychological Faculty of the MSU E.A. Klimov a program article was written dealing with the prospects of the faculty life with many statements being still topical for the faculty today.

For the period from 1990 till 1995 Vyacheslav Viktorovich has been working in the United States — at the Russian-American Center — in the position of the Vice President, Director Psychology Project. The Center was headed by Dulce W. Murphy.

The aim of Psychology Project, as Luchkov saw it, “was to assist in: development of Russian Psychology, growth of its professional level and applied potential, efficient integration into social life; improvement of communication system of Soviet and American psychologists; theoretical development of scientific psychology. The opportunities and forms of these ideas implementation depend on the involvement of both Soviet and American sides in the corresponding work… One of the major psychological demands revealed in the Soviet Union by the common opinion, was the necessity to restore the lost mental, environmental, social and economical health of the country. To solve the related tasks the Soviet Union was inevitably in demand of extensive use of the West experience to compensate for the dozens and dozens of years when this topic had been ignored and no professional relations and information exchange had been possible with the Western countries. The aim of Psychology Project was to make all the arrangements for the efficient interaction of American and Soviet experts, to organize and structure the process of transfer and assimilation of the practically valuable psychological information in the Soviet Union. Skillful use of such information would significantly smoothen painful Perestroika processes, make the shift to socially and mentally health society easier”.

The plans of the Psychology Project were the following (sub-projects): monographic research “Psychology and Perestroika”; development of English-Russian/Russian-English encyclopedic dictionary of psychological terms; several series of reviews of applied and theoretical psychology in the Soviet Union; psychological magazine “Life and Psychology” mainly aimed at giving the Soviet reader the idea of how the psychological (or even the human factor) knowledge and information is created and operated in the Western world, in the economic and social structures.

The magazine “Life and Psychology” was supposed to tell about the aims of psychologists in the Western countries, the psychology as profession, psychologists’ partners and the way of cooperation with them, the provision and assessment of their work at the level of society and culture in general. Thus the magazine was to be focused on all the professionals whose work requires assimilation of information on human factor, as well as the demands of any Soviet reader interested in searching the ways of improvement of social life quality.

Moreover it was planned to coordinate the program implemented by the Center and implying invitation of Soviet clinical psychologists and the representatives of other ‘assisting’ professions to the one-year probation at the Department of Mental Health under Berkley City Administration.

In summer 1993 the Directorate for the preparation of «The Russian-American Assistance Program for Psychology in Russia» was established by V.V. Luchkov. One the main tasks of the Directorate was “to organize systematic conference meetings of Russian and American psychologists”. These conferences were to be highlighted in the press: the Assistance Program shall use the internal potential of propaganda and popularization of psychology to the most. A wide range of support groups of initiatives in Russian psychology development shall be formed… Information support of psychology is necessary: books, magazines, reference, bibliographical and information and search systems; data bases; systems of professional notification and communication organize a campaign in the USA to collect psychological and “near about” literature for Russia (for the libraries of psychological faculties) turn to the American universities, professional psychological societies, directly to the American psychologists, to the publishers of American psychological magazines, to the management of publishing houses specialized in psychological literature, asking for the free copy of their editions for the needs of Russian psychology ... Moreover at the meetings of the Directorate the issue has been discussed of the possibility of creating a ‘Russian Psychology Support Club’ under the Russian-American Center (San-Francisco), of taking actions to support psychology in Russia…”

As we can clearly see from the above said all the energy, intellectual potential and interests of Vyacheslav Viktorovich Luchkov have been focused on the development of psychology in this country.

Vyacheslav Luchkov has started implementing the plan of information support of the Psychological Faculty; he has brought a great number of modern books and magazines recently issued in America. They were to become the first items of the library which after Vyacheslav Luchkov’s death on October 30, 1997, was renamed into the Fund in the name of V.V. Luchkov, as it had been suggested by Dulce Murphy, Chief Executive Officer of the Russian-American Center. Today Dulce Murphy is continuing the work of Vyacheslav Luchkov providing great help in supplying new books and magazines to the Fund.

Vyacheslav Viktorovich Luchkov was the real Russian intellectual, member of Russian intelligentsia. In one of his latest letters he said that psychological science in this country needs help and that he would be happy to serve the science and Russia. This was exactly the task he was trying his best to fulfill.


См. также:

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

English version

Лучков Вячеслав Викторович

Лучков Вячеслав Викторович
(1941-1997)

Вячеслав Викторович Лучков родился 21 сентября 1941 года. В 1957 году после окончания школы поступил на юридический факультет Московского государственного университета. Он мечтал быть адвокатом, однако поняв, что в условиях советского режима эта профессия мало реализуема, он в 1959 году перевелся на филологический факультет Московского университета на отделение романо-германской филологии. В 1964 году, будучи студентом 5-го курса, поступил учиться на вечернее отделение биологического факультета МГУ (специализация — физиология высшей нервной деятельности) и некоторое время одновременно учился на дневном и вечернем факультетах. В 1964 году он закончил филологический факультет, и по распределению уехал в Ирак, в Багдад, где работал переводчиком в течение года. Вернувшись в Москву, он работал преподавателем английского языка в Университете, одновременно продолжая учебу на биологическом факультете, который закончил экстерном в 1967 году.

В 1966 году поступил работать в Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР в одну из исследовательских лабораторий.

В это время в СССР развернулась травля так называемых диссидентов — тех, кто не был согласен с тогдашними порядками в обществе. В 1967 году состоялся суд над двумя писателями — Синявским и Даниелем. Немногие отваживались протестовать против этого несправедливого суда, и Лучков был среди этих немногих. У него были друзья среди иностранцев, что было строжайше запрещено в то время. Вячеслав Лучков был человеком, обладавшим удивительной внутренней свободой и самостоятельностью, что в тех условиях требовало мужества и часто жертв. В 1968 году Лучков был исключен из рядов комсомола и из Института за свои политические убеждения. Несколько лет он пытался подавать документы в аспирантуру Института, но каждый раз получал отказ.

В 1973 году его приняли в целевую аспирантуру только что организованного Института психологии Академии наук СССР. Под руководством директора этого института, профессора Б. Ф. Ломова В. В. Лучковым была написана диссертация на тему — «Системное исследование внутренней структуры и междисциплинарных связей инженерной психологии».

По окончании аспирантуры в 1977 году он был приглашен деканом факультета психологии МГУ, профессором А. Н. Леонтьевым на должность научного редактора начавшегося издаваться на факультете в том же году психологического журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология». Вячеслав Лучков был первым редактором факультетского журнала и оставался им в течение 10 лет.

С самого начала было решено, что журнал будет, во-первых, не просто периодическим сборником статей факультетских сотрудников и аспирантов, но настоящим журналом — с тематическими рубриками, с научной хроникой, с дискуссионным отделом, публикацией юбилейных и архивных материалов и т. п. Во-вторых, чтобы журнал читался, пользовался спросом, он должен был редактироваться очень качественно. В-третьих, журнал нужен не только для воспроизводства факультетской жизни, но и как средство связи факультетского дела с жизнью всего научного общества и страны.

Благодаря высокому профессионализму, эрудиции и энтузиазму Вячеслав Лучков блестяще справился с поставленными задачами. В журнале публиковались принципиальные статьи, посвященные актуальным проблемам психологической науки, были введены и постоянно пополнялись новые рубрики: «Из истории психологии», «Зарубежная психология», «Научная хроника», «Психология — практике» и другие, что делало журнал очень информативным и интересным. Это незамедлительно сказалось на резком росте его тиража. Особенно быстро тираж стал расти после снятия ограничения на подписку — в среднем на 21 % в год (в целом с 1983 по 1987 год тираж увеличился на 83%). Среди «Вестников» Московского университета, выпускаемых другими факультетами, психологический «Вестник » лидировал с огромным отрывом.

Вячеслав Викторович Лучков был не только талантливым, но и широко и разносторонне образованным человеком. Он обладал глубокими знаниями, широкой эрудицией, любил и прекрасно знал русский язык. Он был редактором высшего уровня, признанным мастером своего дела. Практически все ведущие психологи обращались к нему за помощью в редактировании своих книг. Владея двумя языками: английским и французским, В. В. Лучков занимался переводом интересных психологических работ.

Помимо редакторской деятельности Вячеслав Викторович Лучков занимался и научной работой. Он являлся автором интересных статей по сложным и спорным проблемам психологической науки, появление которых нередко вызывало острые дискуссии. Ряд статей написаны им в соавторстве с ведущими отечественными психологами (А. Н. Леонтьевым, Б. Ф. Ломовым, М. С. Певзнер и др.). В 1986 году совместно с тогдашним деканом факультета психологии МГУ профессором Е. А. Климовым была написана программная статья о развитии перспектив факультетской жизни, многие положения которой продолжают оставаться актуальными для нашего факультета и до настоящего времени.

С 1990 по 1995 год Вячеслав Викторович работал в Америке — в Российско-Американском центре, (Russian-American Center), где занимал пост Директора Психологического Проекта (Vice President, Director Psychology Project). возглавляла этот центр — Далси Мёрфи (Dulcy W. Murphy).

Цель Психологического Проекта, как понимал ее В. В. Лучков, «должна состоять в том, чтобы содействовать: а) развитию советской психологии, ее профессионализации, повышению ее прикладного потенциала, эффективной интеграции в социальный быт; б) отлаживанию системы взаимодействия между советскими и американскими психологами; в) теоретическому развитию научной психологии. Возможности и формы реализации этих идей зависят от того, насколько обе стороны, советская и американская окажутся вовлеченными в соответствующую работу... Одной из главных психологических потребностей, вычленяемых общественным мнением в Советском Союзе, является необходимость восстановления утраченного страной психического, экологического, социального и экономического здоровья. Для решения соответствующих задач Советскому Союзу неминуемо потребуется экстенсивно осваивать опыт стран Запада, с тем чтобы компенсировать таким образом десятилетия и десятилетия пренебрежения этой тематикой и полного отсутствия профессиональных контактов и обмена информацией с Западом. Цель Психологического Проекта состоит в том, чтобы отладить эффективное взаимодействие американских и советских специалистов, организовать и структурировать процесс передачи и ассимиляции в Советском Союзе практически ценной психологической информации. Умелое использование такой информации позволит существенно смягчить болезненные процессы перестройки, облегчить переход к социально и психически здоровому обществу».

Психологический Проект планировал реализовать следующие начинания (подпроекты): монографическое исследование «Психология и Перестройка»; подготовка Англо-Русского/Русско-Английского энциклопедического словаря психологических терминов; подготовка нескольких циклов обзоров прикладной и теоретической психологии в Советском Союзе; издание психологического журнала «Жизнь и Психология», главным направлением которого должно было стать предоставление советскому читателю знаний о том, как порождается и функционирует в западном мире, в экономических и социальных структурах психологическое знание и информация (и, более широко, информация о человеческом факторе).

В журнале «Жизнь и Психология» предполагалось рассказывать о том, как и во имя каких целей работают психологи в странах Запада, как формируется психология как профессия, с кем и как кооперируются психологи в своей работе, чем обеспечивается, как оценивается эта работа на уровне общества и культуры в целом. Журнал, таким образом, должен был быть ориентирован на интересы любых профессионалов, чья работа требует ассимиляции информации о человеческом факторе, а также на потребности любого отечественного читателя, заинтересованного в поисках путей повышения качества общественной жизни.

Кроме того, предполагалось также координировать осуществляемую Центром программу, связанную с приглашением советских клинических психологов, а также представителей других «помогающих» профессий на одногодичную стажировку в Отделе психического здоровья при Городском управлении города Беркли.

Летом 1993 года В. В. Лучковым был создан Директорат «Русско-американской программы содействия российской психологии» (Directorate for the preparation of «The Russian-American Assistance Program for Psychology in Russia»). Одной из первых задач Директората должна была быть «организация систематических ознакомительных конференционных встреч российских и американских психологов». Эта конференционная работа должна была освещаться психологической прессой: «... программа Содействия должна максимально использовать внутренние возможности пропаганды и популяризации психологии. Необходимо формировать при Директорате широкий спектр групп поддержки инициатив по развитию российской психологии... Необходимо информационное обеспечение психологии: книги, журналы, справочные, библиографические, информационно-поисковые системы; базы данных; системы профессионального оповещения и профессиональной коммуникации... организовать в США кампанию по сбору психологической и "околопсихологической" литературы для России (для библиотек психологических факультетов)... обратиться с этой целью в американские университеты, профессиональные психологические сообщества, непосредственно к американским психологам, обратиться к издателям американских психологических журналов, к руководству издательств, специализирующихся на публикациях психологической литературы, с просьбой о бесплатном выделении экземпляров их изданий для информационных нужд российской психологии... Кроме того, на заседаниях Директората возникал вопрос о возможности создания при Российско-Американском Центре (Сан-Франциско) "Клуба" поддерживающих российскую психологию, формирования акций в поддержку психологической науки в России...»

И как видно из перечисленных выше задач, вся интеллектуальная мощь Вячеслава Викторовича Лучкова, вся его энергия, все его интересы были сосредоточены на развитии психологии в нашей стране.

Вячеславом Лучковым начался осуществляться план информационного обеспечения факультета психологии, им были привезены на факультет много современных книг и журналов, изданных в последние годы в Америке. Они-то и послужили началом создания библиотеки, которая по предложению директора Российско-Американского Центра Далси Мёрфи, после смерти Вячеслава Лучкова 30 октября 1997 года, была переименовала в Фонд им. Вячеслава Лучкова. В настоящее время Далси Мёрфи продолжает дело, начатое В. В. Лучковым, и оказывает большую помощь в пополнении Фонда новыми книгами и журналами.

Вячеслав Викторович Лучков был настоящим русским интеллигентом. В одном из своих последних писем он говорил о том, что психология в нашей стране нуждается в помощи, и что он очень хотел бы послужить ей и России. И по мере своих сил и возможностей он пытался выполнить эту задачу.


См. также:

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский