А.Н. Леонтьев. Деятельность.
Сознание. Личность.
Глава III. ПРОБЛЕМА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1. ДВА ПОДХОДА В ПСИХОЛОГИИ - ДВЕ СХЕМЫ
АНАЛИЗА
- Последние годы в советской психологии
происходило ускоренное развитие отдельных ее
ветвей и прикладных исследований. В то же время
теоретическим проблемам общей психологии
уделялось гораздо меньше внимания. Вместе с тем
советская психология, формируясь на марксистско-ленинской
философской основе, выдвинула принципиально
новый подход к психике и впервые внесла в
психологию ряд важнейших категорий, которые
нуждаются в дальнейшей разработке.
- Среди этих категорий важнейшее значение
имеет категория деятельности. Вспомним
знаменитые тезисы К.Маркса о Фейербахе, в которых
говорится, что главный недостаток прежнего
метафизического материализма состоял в том, что
он рассматривал чувственность только в форме
созерцания, а не как человеческую деятельность,
практику; что деятельная сторона, в
противоположность материализму, развивалась
идеализмом, который, однако, понимал ее
абстрактно, а не как действительную чувственную
деятельность человека48.
- Именно так обстояло дело и во всей
домарксистской психологии. Впрочем, и в
современной психологии, которая развивается вне
марксизма, ситуация остается прежней.
- Деятельность и в ней интерпретируется
либо в рамках идеалистических концепций, либо в
естественнонаучных, материалистических по своей
общей тенденции направлениях - как ответ на
внешние воздействия пассивного субъекта,
обусловленный его врожденной организацией и
научением. Но именно это и раскалывает
психологию на естественнонаучную и психологию
как науку о духе, на психологию бихевиоральную и
"менталистскую". Возникающие в связи с этим
в психологии кризисные явления сохраняются и
сейчас; они только "ушли в глубину", стали
выражаться в менее явных формах.
- Характерное для наших дней интенсивное
развитие междисциплинарных исследований,
связывающих психологию с нейрофизиологией, с
кибернетикой и логико-математическими
дисциплинами, с социологией и историей культуры,
- само по себе еще не может привести к решению
фундаментальных методологических проблем
психологической науки. Оставляя их нерешенными,
оно лишь усиливает тенденцию к опасному
физиологическому, кибернетическому, логическому
или социологическому редукционизму, угрожающему
психологии утратой своего предмета, своей
специфики. Не является свидетельством
теоретического прогресса и то обстоятельство,
что столкновение различных психологических
направлений потеряло сейчас свою прежнюю
остроту: воинствующий бихевиоризм уступил место
компромиссному необихевиоризму (или, как говорят
некоторые авторы, "субъективному бихевиоризму"),
гештальтизм - неогештальтизму, фрейдизм -
неофрейдизму и культурной антропологии. Хотя
термин "эклектический" приобрел у
американский авторов значение чуть ли не высшей
похвалы, эклектические позиции никогда еще не
приводили к успеху. Научный синтез разнородных
комплексов, добытых психологических фактов и
обобщений, разумеется, не может быть достигнуть
путем их простого соединения с помощью общего
переплета. Он требует дальнейшей разработки
концептуального строя психологии, поиска новых
научных теорий, способных стянуть разошедшиеся
швы здания психологической науки.
- При всем многообразии направлений, о
которых идет речь, общее между ними, с
методологической точки зрения, состоит в том, что
они исходят из двучленной схемы анализа:
воздействие на рецепирующие системы субъекта ->
возникающее ответные - объективные и
субъективные - явления, вызываемые данным
воздействием.
- Схема эта с классической ясностью
выступила уже в психофизике и физиологической
психологии прошлого столетия. Главная задача,
которая ставилась в то время, заключалась в том,
чтобы изучить зависимость элементов сознания от
параметров вызывающих их раздражителей. Позже, в
бихевиоризме, т.е. применительно к изучению
поведения, эта двучленная схема нашла свое
прямое выражение в знаменитой формуле S->R.
- Неудовлетворительность этой схемы
заключается в том, что она исключает из поля
зрения исследования тот содержательный процесс,
в котором осуществляются реальные связи
субъекта с предметным миром, его предметную
деятельность (нем. Tatigkeit - в отличие от Aktivaitat).
Такая абстракция от деятельности субъекта
оправдана лишь в узких границах лабораторного
эксперимента, имеющего своей целью выявить
элементарные психофизиологические механизмы.
Достаточно, однако, выйти за эти узкие границы,
как тотчас обнаруживается ее несостоятельность.
Это и вынуждало прежних исследователей
допускать при объяснении психологических фактов
вмешательство особых сил, таких, как активация
апперцепция, внутренняя интенция и т.п., т.е. все
же апеллировать к деятельности субъекта, но
только в ее мистифицированной идеализмом форме.
- принципиальные трудности, создаваемые в
психологии двучленной схемой анализа и тем "постулатом
непосредственности"49, который скрывается за
ней, породили настойчивые попытки преодолеть ее.
Одна из линий, по которой шли эти попытки, нашла
свое выражение в подчеркивании того факта, что
эффекты внешних воздействий зависят от их
преломления субъектом, от тех психологических
"промежуточных переменных" (Толмен и другие),
которые характеризуют его внутреннее состояние.
В свое время С.Л.Рубинштейн выразил это в формуле,
гласящей, что "внешние причины действуют через
внутренние условия"50. Конечно, формула эта
является бесспорной. Если, однако, под
внутренними условиями подразумеваются текущие
состояния субъекта, подвергающегося воздействию,
то она не вносит в схему S->R ничего
принципиально нового. Ведь даже неживые объекты
при изменении своих состояний по-разному
обнаруживают себя во взаимодействии с другими
объектами. На влажном, размягченном грунте следы
будут отчетливо отпечатываться, а на сухой,
слежавшейся почве - нет. Тем яснее проявляется
это у животных и человека: голодное животное
будет реагировать на пищевой раздражитель иначе,
чем сытое, а у человека, интересующегося футболом,
сообщение о результатах матча вызовет совсем
другую реакцию, чем у человека, к футболу вполне
равнодушного.
- Введение понятия промежуточных
переменных несомненно обогащает анализ
поведения, но оно вовсе не снимает упомянутого
постулата непосредственности. Дело в том, что
хотя переменные, о которых идет речь, и являются
промежуточными, но только в смысле внутренних
состояний самого субъекта. Сказанное относится и
к "мотивирующим факторам" - потребностям и
влечениям. Разработка роли этих факторов шла, как
известно, в очень разных направлениях - и в
бихевиоризме, и в школе К.Левина, и особенно в
глубинной психологии. При всех, однако, различиях
между собой этих направлений и различиях в
понимании самой мотивации и ее роли неизменным
оставалось главное: противопоставленность
мотивации объективным условиям деятельности,
внешнему миру.
- Особе следует выделить попытки решить
проблему, идущие со стороны так называемой
культурологии. Признанный основоположник этого
направления Л.Уайт51 развивал идею "культурной
детерминации" явлений в обществе и в поведении
индивидов. Возникновение человека и
человеческого общества приводит к тому, что
прежде прямые, натуральные связи организма со
средой становятся опосредствованными культурой,
развивающейся на базе материального
производства52. При этом культура выступает для
индивидов в форме значений, передаваемых
речевыми знаками-символами. Исходя из этого, Л.Уайт
предлагает трехчленную формулу поведения
человека: организм человека Х культурные стимулы
-> поведение. Формула эта совпадает иллюзию
преодоления постулата непосредственности и
вытекающей из него схемы S->R. Однако введение в
эту схему в качестве посредствующего звена
культуры, коммуницируемой знаковыми системами,
неизбежно замыкает психологическое
исследование в круг явлений сознания -
общественного и индивидуального. Происходит
простая подстановка: место мира предметов теперь
занимает мир выработанных обществом знаков,
значений. Таким образом, мы снова стоим перед
двучленной схемой S->R, но только стимул
интерпретируется в ней как "культурный стимул".
Это и выражает дальнейшая формула Уайта,
посредством которой он поясняет различие в
детерминации психический реакций (minding) животных
и человека. Он записывает эту формулу так:
- Vm = f(Vb) - у животных,
- Vm = f(Vc) - у человека, где V - переменные, m -
психика, b - телесное состояние (body), с - культура.
- В отличие от социологических концепций в
психологии, идущих от Дюркгейма, которые так или
иначе сохраняют идею первичности взаимодействия
человека с предметным миром, современная
американская культурология знает лишь
воздействие на человека "экстрасоматических
объектов", которые образуют континиум,
развивающийся по своим собственным "супра-психологическим"
и "супра-социологическим" законам (что и
делает необходимой особую науку - культурологию).
С этой, культурологической, точки зрения
человеческие индивиды являются лишь "каталическими
агентами" и "средой выражения"
культурного процесса53. Не более того.
- Совсем другая линия, по которой шло
усложнения анализа, вытекающего из постулата
непосредственности, была порождена открытием
регулирования поведения посредством обратных
связей отчетливо сформулированным уже Н.Н.Ланге54.
- Уже первые исследования построения
сложно-двигательных процессов у человека, среди
которых нужно особенно назвать работы Н. А.Бернштейна55,
показавшие роль рефлекторного кольца с
обратными связями, дали возможность по-новому
понять механизм широкого круга явлений.
- За это время, которое отделяет нас от
первых работ, выполненных еще в тридцатые годы,
теория управления и информации приобрела
общенаучное значение, охватывая процессы как в
живых системах, так и неживых.
- Любопытно, что разработанные за эти годы
понятия кибернетики позже были восприняты
большинством психологов как совершенно новые.
Произошло как бы их второе рождение в психологии
- обстоятельство, создавшее у некоторых
энтузиастов кибернетического подхода
впечатление, что найдены наконец новые
методологические основы всеобъемлющей
психологической теории. Очень скоро, однако,
обнаружилось, что кибернетический подход в
психологии также имеет свои границы, перейти
которые можно только ценой подмены научной
кибернетики некоей "кибернетической
мифологией"; подлинно же психологические
реальности, такие, как психический образ,
сознание, мотивация и целеобразование,
фактически оказались утраченными. В этом смысле
произошло даже известное отступление от ранних
работ, в которых развивался принцип активности и
представление об уровнях регулирования, среди
которых особо выделялся уровень предметных
действий и высшие познавательные уровни.
- Понятия современной теоретической
кибернетики образуют очень важную плоскость
абстракции, позволяющую описывать особенности
структуры и движения широчайшего класса
процессов, которые с помощью прежнего
понятийного аппарата не могли быть описаны.
Вместе с тем исследования, идущие в этой новой
плоскости абстракции, несмотря на их бесспорную
продуктивность, сами по себе не способны дать
решение фундаментальных методологических
проблем той или иной специальной области знаний.
Поэтому нет ничего парадоксального в том, что и в
психологии введение понятий об управлении,
информационных процессах и о саморегулирующихся
системах еще не отменяет упомянутого постулата
непосредственности.
- Вывод состоит в том, что, по-видимому,
никакое усложнение исходной схемы, вытекающей из
этого постулата, так сказать, "изнутри" не в
состоянии устранить те методологические
трудности, которые она создает в психологии.
Чтобы снять их, нужно заменить двучленную схему
анализа принципиально другой схемой, а этого
нельзя сделать, не отказавшись от постулата
непосредственности.
- Главный тезис, обоснованию которого
посвящается дальнейшее изложение, заключается в
том, что реальный путь преодоления этого, по
выражению Д.К.Узнадзе, "рокового" для
психологии постулата открывается введением в
психологию категории предметной деятельности.
- Выдвигая это положение, нужно сразу же
уточнить его: речь идет именно о деятельности, а
не о поведении и не о тех нервных физиологических
процессах, которые реализуют деятельность. Дело
в том, что вычленяемые анализом "единицы" и
язык, с помощью которых описываются
поведенческие, церебральные или логические
процессы, с одной стороны, и предметная
деятельность - с другой, не совпадают между собой.
- Итак, в психологии сложилась следующая
альтернатива: либо сохранить в качестве основной
двучленную схему: воздействие объекта ->
изменение текущих состояний субъекта (или, что
принципиально то же самое, схему S->R), либо
исходить из трехчленной схемы, включающей
среднее звено ("средний термин") -
деятельность субъекта и соответственно ее
условия, цели и средства, - звено, которое
опосредствует связи между ними.
- С точки зрения проблемы детерминации
психики эта альтернатива может быть
сформулирована так: либо мы встаем на позицию,
что сознание определяется окружающими вещами,
явлениями, либо - на позицию, утверждающую, что
сознание определяется общественным бытием людей,
которое, по определению Маркса и Энгельса, есть
не что иное, как реальный процесс их жизни56.
- Но что такое человеческая жизнь? Это есть
совокупность, точнее, система сменяющих друг
друга деятельностей. В деятельности и происходит
переход объекта в его субъективную форму, в образ;
вместе с тем в деятельности совершается также
переход деятельности в ее объективные
результаты, в ее продукты. Взятая с этой стороны,
деятельность выступает как процесс, в котором
осуществляются взаимопереходы между полюсами
"субъект-объект". "В производстве
объективируется личность; в потреблении
субъективируется вещь", - замечает Маркс57.
А.Н. Леонтьев. Деятельность.
Сознание. Личность.
|
Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.
Дизайн и поддержка сайта 1997-2023: Станислав Козловский
|