Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Леонтьев Алексей Николаевич

Леонтьев Алексей Николаевич

(5.02.1903, Москва - 21.01.1979, там же)

Психолог, действ. член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (по психологии) (1940), профессор (1932). В 1924 окончил ф.-т обществ. наук Моск. ун.-та. В 1924-31 гг. вел научную и преподавательскую работу в Москве (Ин.-т психологии, Академия Коммунистического Воспитания им. Н.К. Крупской), в 1931-1935 гг. - в Харькове (Украинская Психоневрологическая академия, Педагогический ин.-т). В 1936-1956 гг. - в Ин.-те психологии АПН. В годы Великой Отечественной войны - начальник экпериментального госпиталя восстановления движений под Свердловском. С 1941 - профессор МГУ, с 1950 - зав. кафедрой психологии, с 1966 - декан ф.-та психологии МГУ. Академик-секретарь отделения психологии (1950-1957) и вице-президент (1959-1961) АПН РСФСР.

Разрабатывал в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р.Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики (ее генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию, развитию психики ребенка), проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.

Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности - новое направление в психологической науке. На основе предложенной Л. схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности Л. получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Сформулированное Л. положение о ведущей деятельности и ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутое Д.Б. Элькониным.

Соч.: Избр. психологические произведения, т.1-2.- М.,1983; Развитие памяти., М., 1931; Восстановление движения. -М., 1945 (соавт.); Очерк развития психики. - М.,1947; Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.-Л., 1948; Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). - М.,1950; Умственное развитие ребенка. - М., 1950; Психология человека и технический прогресс. - М., 1962 (соавт.); Потребности, мотивы и эмоции. - М.,1973; Деятельность. Сознание. Личность. - М.,1977; Проблемы развития психики. - М., 1981; Категория деятельности в современной психологии// Вопр. психологии, 1979, № 3; Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. Под ред. В.В.Давыдова и др. - М.,1990 (соавт.).

Лит.: А.Н.Леонтьев и современная психология. - М., 1983; К 90-летию со дня рождения А.Н.Леонтьева // Вестн. Моск. ун.-та. Сер.14. Психология, 1993, № 2.

А.Н.Ждан. дек. 1997.

См. также:

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), 629-59-13 (отдел связей с общественностью), другие телефоны.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2014: Станислав Козловский