Ляудис Валентина Яковлевна
(4.02.1932 - 10.08.2002)
Родилась 4 февраля 1932 г. в г. Симферополе,
закончила с отличием отделение психологии
философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
(1955), доктор психологических наук (1979), профессор
кафедры педагогической психологии и педагогики
МГУ (1984), заслуженный профессор МГУ (1996). Более 10
лет (с 1987 по 2000 г.) Л. являлась заместителем
Председателя Совета по психологии Учебно-Методического
Объединения (УМО) университетов Российской
Федерации. Ее научно-методическая и
организационно-проектировочная работа в УМО
внесла существенный вклад в реформирование
психологического образования в университетах и
вузах России.
Область научных исследований: психология
развития, психология обучения и воспитания,
общая и социальная психология.
Главное направление научных исследований Л. в
60-70-е гг. - проблемы психологии памяти:
кандидатская диссертация Л., была выполнена под
руководством профессора П.И.Зинченко по теме:
“Структура мнемического действия”(1967). Тема
докторской диссертации: “Развитие памяти в
процессе обучения” (1978). В работах Л. выявлены и
впервые описаны функциональная структура и
условия развития 4-х генетически различных форм
памяти: бессознательной памяти на ранних этапах
онтогенеза психики; переходной, внешне
опосредованной памяти; осознаваемых
произвольных процессов памяти; метапамяти.
Установлена специфика процесса функционального
развития памяти, связанная с ростом готовности к
предстоящему посредством реорганизации схем
преемственности актуального поведения по
отношению к прошлому и будущему. На основе
концепции функциональной взаимосвязи
генетических форм памяти построены программы
обучения письменной речи, в начальной школе,
учебной деятельности в начальной, средней и
высшей школе (1976; 1983).
С середины 70-х гг. Л. разрабатывает концепцию
учения как продуктивной и творческой
деятельности преподавателя совместно с
учениками. Проектирование сотрудничества и
сотворчества учителей и учащихся в процессе
обучения, осуществляющееся в естественных
условиях, позволило выявить систему форм
взаимодействий, межличностных отношений и
общения, как предпосылок взаимосвязи
интеллектуального и нравственного развития
личности всех участников образовательного
процесса (1992; 1997). Л. разрабатывает общие вопросы
теории и истории педагогической и возрастной
психологии, исследует проблемы формирования
личности в юношеском возрасте. Занимается
изучением и совершенствованием методики
преподавания психологии, психологических основ
инновационного обучения (1980; 1983; 1984).
Л. ведет в МГУ большую учебно-педагогическую
работу: читает курсы: “Педагогическая
психология”, “Методика преподавания
психологии”, “История возрастной и
педагогической психологии”, “Психология
развития памяти”, “Психология формирования и
развития личности в юношеском возрасте”,
“Психология инновационного образования”,
“Психология развития и обучения письменной
речи”. Под руководством Л. защищены более 50
дипломных работ, 20 кандидатских и 2 докторских
диссертации.
Общее число опубликованных работ - 180. Основные
научные и учебно-методические работы: Память в
процессе развития. М., 1976;
Психолого-педагогические проблемы
взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980 ( ред.
соавт. с А.А.Бодалевым ); Хрестоматия по
возрастной и педагогической психологии. Т.1. 1980;
Т.2. 1981 (в соавт. ред.); Психологические основы
формирования письменной речи у младших
школьников. (Совм. с И.П.Негурэ). Кишинев, 1983; М., 1994;
Формирование контрольно-корректировочных
действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ.
(Совм. с Н.А. Омельченко). М., 1983; Методика
преподавания психологии. М., 1984; Формирование
учебной деятельности студентов (ред. и автор 3 Ч.).
М., 1989; Инновационное обучение и наука. М., 1992;
Изучение и проектирование работы школы в
социологическом аспекте (Место и функции
социолога в школе). М., 1993.