Психологи МГУ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Доктор психологических наук, профессор кафедры
общей психологии факультета психологии
Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова
Т.В. Корнилова родилась в 1954 году. В 1976 году
окончила с отличием факультет психологии МГУ и с
1976 по 1980 обучалась в аспирантуре по кафедре общей
психологии. Эти первые годы занятия научной
работой прошли под руководством проф. О.К. Тихомирова. В
1980 г. она успешно защитила кандидатскую
диссертацию по проблеме особенностей решения
мыслительных задач с использованием
компьютерных данных и в условиях общения с
другим человеком, в которой с позиций
культурно-исторической концепции Л.С. Выготского
были обоснованы направления преобразования
мышления в новой исторической ситуации
(использования компьютерных средств). После
целевого распределения на кафедру общей
психологии она работала на ней с 1980 по 1990 г.
Проведенные в эти годы исследования мышления и
психологических последствий компьютеризации
были опубликованы в совместной с О.К. Тихомировым
монографии, а систематическая разработка
проектов нового общепсихологического
практикума - в многочисленных
учебно-методических пособиях (Общий практикум.
Психологический эксперимент. Вып. I-IY).
Завершающим для этого цикла стало учебное
пособие «Экспериментальная психология.
Практикум.» (М.: Аспект Пресс, 2002; совместная
редакция с С.Д.
Смирновым). Тогда же Т.В. Корнилова разработала
новый общий теоретический курс
«Экспериментальный метод в психологических
исследованиях», который положен в основу первых
отечественных учебников по экспериментальной
психологии (Введение в психологический
эксперимент. М., 1997, 2001; Экспериментальная
психология. М., 2002) и сейчас читается ею студентам
факультета.
С 1990 г. по 2004 гг. Т.В. Корнилова работала на
кафедре педагогики, психологии и методики
преподавания в высшей школе; с 1994 г. - в должности
доцента, а с 2000г. — профессора. Основные ее
научные интересы в этот период нашли отражение в
спецкурсах «Психологические методы в практике
высшей школы» (М., 2003) и «Психология принятия
решений и психологические модели риска».
Т.В. Корнилова впервые соединила проблематику
смысловой регуляции мышления и исследований
принятия решений (ПР) и стала развивать в
отечественной психологии общепсихологический
подход к пониманию регуляции ПР (термина, долгие
годы функционировавшего в контексте
инженерно-психологических работ).
На основе проведенных
теоретико-экспериментальных исследований
интеллектуальных стратегий человека при
принятии решений и их личностно-мотивационной
регуляции Т.В. Корниловой было разработано новое
научное направление – множественной и уровневой
психологической регуляции выбора человека в
условиях неопределенности. В докторской
диссертации "Психологическая регуляция
интеллектуальных решений", успешно защищенной
в 1999 г., она обосновала целостную психологическую
концепцию функционально-уровневой регуляции
принятия интеллектуальных решений, обосновав
принципы неопределенности, многоуровневости и
открытости в понимании регулятивных систем ПР и
критерий обратимости в качестве новых
характеристик психологической реальности
выбора. Ею развернуты исследования
интеллектуально-личностного потенциала
человека, предложены и апробированы ряд методик
его диагностики. Установлены связи личностных
особенностей (саморегуляции, мотивации,
когнитивных стилей, имплицитных теорий
интеллекта и личности) с особенностями
интеллектуальных решений в профессиональной
деятельности и с академическими достижениями
студентов. Последнее направление осуществляется
в диалоге с зарубежными подходами и расширяет
рамки отечественной психологии образования.
Осознанная и несознаваемая,
личностно-мотивационная и мыслительная
регуляция представлены в
функционально-уровневой концепции
взаимодействующими процессами, лежащими в
основе принятия решений (ПР), которыми личность
«делает себя». На основе авторских разработок в
ней конкретизированы механизмы саморегуляции
как множественной психологической регуляции
выбора, посредством которого человек
преодолевает неопределенность.
С 2005 г. по настоящее время доктор психол. наук
Т.В. Корнилова — профессор кафедры общей
психологии (куда она вернулась после
преобразования прежней кафедры, вошедшей в
состав кафедры психологии образования и
педагогики факультета психологии МГУ).
Общепсихологическая проблематика работ Т.В.
Корниловой также многообразна, как и основания
принятия решений личностью.
В последние годы ее теоретические исследования
представлены также в области методологических
проблем психологии. Здесь она выступает и
участником дискуссий, и соавтором читаемого на
факультете психологии курса «Методологические
основы психологии», и автором постоянно
переиздаваемого учебного пособия (с аналогичным
названием, совм. с С.Д. Смирновым).
Практическая направленность ее
теоретико-эмпирических работ – психологи я
предпринимательства и психология высшей школы,
принятие решений юристами и восприятие риска
менеджерами, психологические предпосылки риска
асоциального поведения у подростков и
личностная регуляция "качества жизни"
больных сахарным диабетом. Это неполный ряд
из практических приложений ее исследований,
которые нашли отражение в публикациях.
Исследовательские и издательский проекты,
руководителем которых выступала Т.В. Корнилова,
были неоднократно поддержаны Российским
Гуманитарным Научным Фондом. Она член советов по
защите докторских диссертаций факультета
психологии МГУ и Института психологии РАН
Т.В. Корнилова автор более 130 научных
публикаций.
Основные из них следующие:
- Т.В. Корнилова. Диагностика мотивации и
готовности к риску (монография). М.: Институт
психологии РАН, 1997.
- Т.В. Корнилова. Принятие интеллектуальных
решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990
(монография совместно с О.К. Тихомировым).
- Т.В. Корнилова. Подростки групп риска. М.-СПб.:
Питер, 2004 (монография совместно с С.Д. Смирновым и
Е.Л. Григоренко).
- Т.В. Корнилова. Введение в психологический
эксперимент. Учебник. М.: МГУ-ЧеРо, 1997, 2001.
- Т.В. Корнилова. Экспериментальная
психология. Теория и методы. Учебник. М.: Аспект
Пресс, 2002, 2005.
- Т.В. Корнилова. Психология риска и принятия
решений (учебное пособие). М.: Аспект Пресс, 2003.
- Эксперимент и квазиэксперимент (учебное
пособие)/ Под ред. Т.В. Корниловой. М.-СПб: Питер, 2004.
- Т.В. Корнилова. Методологические основы
психологии (совместно с С.Д. Смирновым). – Учебное
пособие. - СПб: Питер, 2006, 2007, 2008, 2009.
Статьи:
- Т.В. Корнилова. О типах интеллектуальных
стратегий принятия решений // Вестник
Московского ун-та. Серия XIY. Психология,1985, №3.
- Т.В. Корнилова. Познавательная активность
при решении дискурсивной задачи в
компьютеризованном эксперименте // Вопросы
психологии. 1990, №5.
- Т.В. Корнилова. Личностные ценности и
личностные предпочтения субъекта //Вопросы
психологии. 1993, №5 (совместно с Г. Будинайте).
- Т.В. Корнилова. Риск и мышление
//Психологический журнал, 1994. №4.
- Т.В. Корнилова. Идеи активности познания в
отечественной психологии мышления
//Психологический журнал. 1995, №4.
- Т.В. Корнилова. Многоуровневая личностная
регуляция принятия решений //Вестник РГНФ. 1996. №2.
- Т.В. Корнилова. Теоретические конструкты и
психологическая реальность в индексах мотивации
опросника Эдвардса //Вопросы психологии, 1997. №1.
- Т.В. Корнилова. О функциональной регуляции
принятия решений //Психологический журнал, 1997. №5.
- Т.В. Корнилова. Понятие «риска»,
«неопределенности» и принятия решений в
психологических и непсихологических моделях
выбора //Управление риском, 1997. №3.
- Т.В. Корнилова. Многомерность фактора
субъективного риска (в вербальных ситуациях
принятия решений) //Психологический журнал, 1998.
№6.
- Т.В. Корнилова. Мотивационная регуляция
принятия решений: современные представления
//Современная психология мотивации/ Под ред. Д.А.
Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
- Т.В. Корнилова. Принятие интеллектуальных
решений в условиях неопределенности //Вестник
Московского Университета. Сер.14, Психология. 2002.
№2 (совместно с Каменевым И.И.).
- Т.В. Корнилова. Методологические проблемы
психологии принятия решений // Психологический
журнал, 2005. №1.
- Т.В. Корнилова. Мотивация и интуиция в
регуляции вербальных прогнозов при принятии
решений // Психологический журнал, 2006. №2
(Совместно с О.В. Степаносовой).
- Т.В. Корнилова. Интуиция и рациональность в
уровневой регуляции принятия решений // Вопросы
психологии, 2006. №2 (совместно с О.В. Степаносовой и
Е.Л. Григоренко).
- Т.В. Корнилова. К проблеме
полипарадигмальности психологических
объяснений (или о сомнительной роли
редукционизма и эмоций в методологии психологии)
// Психологический журнал, 2006, №4.
- Т.В. Корнилова. Саморегуляция и
личностно-мотивационная регуляция принятия
решений / Субъект и личность в психологии
саморегуляции/ Под ред. В.И. Моросановой. -
Ставрополь: СевКавГТУ, 2007.
- Т.В. Корнилова. Экспериментальная парадигма,
или ложные дихотомии в психологии / Теория и
методология психологии: Постнеклассическая
перспектива/ Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. –
М.: Изд-во «институт психологии РАН». 2007.
- Т.В. Корнилова. Методологические проблемы
психологии в трудах О.К. Тихомирова и его школы
//Вестник Московского Университета. Сер.14,
Психология. 2008. №2.
- Т.В. Корнилова. Модификация опросника
имплицитных теорий К.Двек (в контексте изучения
академических достижений студентов) //
Психологический журнал, 2008. №3 (совместно с С.Д.
Смирновым, М.А. Чумаковой, С.А. Корниловым, Е.В.
Новотоцкой-Власовой).
- Kornilova, T.V. (2008). Personality regulation of decision making and learning
efficacy / In Y. Zinchenko, V. Petrenko (Eds.), Psychology in Russia: State of Art.
Moscow: Department of Psychology MSU&IG-SOCIN, 2008.
- Kornilova, T.V. (2009). Academic Achievement in College: the Predictive Value of
Subjective Evaluations of Intelligence and Academic Self-Concept. In Y. P. Zinchenko, V.
F. Petrenko (Eds.), Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook (pp.
309-326). Moscow: Russian Psychological Society.
- Kornilova, T.V. (2009). Subjective evaluations of intelligence and academic
self-concept predict academic achievement: Evidence from a selective student population.
Learning and Individual Differences, in press. (Co-authors: S.A. Kornilov, M.A. Chumakova)
Главы и статьи зарубежных сборниках:
- Kornilova, T.V., & Grigorenko, E.L. (1997). The resolution of the
Intelligence, heredity, natur-nurtur controversy and environment by Russian psychology:
Culturally based or culturally specific? In R.J. Sternberg, E.L. Grigorenko (Eds.), Intelligence,
Heredity and Environment (pp. 162-181). New York: Cambridge University press.
- Kornilova, T.V., & Kornilov, S.A. (2009). The Use of Foreign Psychodiagnostic
Inventories in Differing Methodological Contexts. In E.L. Grigorenko (Ed)., Multicultural
Psychoeducational Assessment (pp. 351-374). New York: Springer Publishers.
Темы курсовых и дипломных работ проф.
Корниловой Т.В.:
- Интуиция и рациональность в психологической
регуляции мышления.
- Мышление и принятие решений в условиях
неопределенности.
- Личностно-мотивационные факторы регуляции
принятия решений (преодоление субъективной
неопределенности).
- Эмоциональный интеллект и ценностные основания
морального выбора.
- Самооцениваемый интеллект и имплицитные теории
интеллекта и личности.
- Толерантность к неопределенности и критическое
мышление.
- Психология риска.
- Рациональность и эвристики в современных
исследовательских парадигмах.
- Познавательный и личностный риск.
- Интеллектуальное развитие и саморегуляция.
- Принятие решений и копинг-стратегии: новые
направления в исследованиях личностной
саморегуляции.
- Разработка диагностических методик,
направленных на диагностику интеллектуального и
личностного потенциала человека.
- Мета-анализ психологических исследований.
- Методологические проблемы в современной
психологии.
- Принцип неопределенности в психологии.
|
Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.
Дизайн и поддержка сайта 1997-2023: Станислав Козловский
|