 |
Кокурина Ирина Георгиевна
|
Кокурина Ирина Георгиевна закончила
факультет психологии МГУ имени Ломоносова в 1971
году по кафедре общей психологии (первый выпуск).
Кандидат психологических наук (1985), доцент (1993г.).
Работает на кафедре социальной психологии с 1972
года сначала в должности старшего лаборанта, с 1976
по 1990г. в должности ассистента, с 1993 г. по
настоящее время в должности доцента той же
кафедры.
Педагогическая деятельность
С 1972 г. по 1976 г. ведет семинары, занятия в
спецпрактикуме. Ежегодно, начиная с 1977 года,
читает базовый курс лекций «Социальная
психология» по программе проф. Г.М.Андреевой,
сначала на факультете журналистики, а затем и на
других факультетах МГУ имени М.В.Ломоносова:
философском, экономическом, а также на вечернем и
специальном отделении факультета психологии. В
1982, по просьбе руководства кафедры, И.Г.Кокурина
создает программу и читает (до 1988 года) спецкурс
«Психолог на промышленном предприятии» на двух
специализациях факультета психологии. С 1996 г.
читает на психологическом факультете авторский
спецкурс «Мотивация поведения социального
индивида» (по выбору). В 1976 году И.Г.Кокурина
опубликовала первую методическую разработку для
спецпрактикума по теме «Социометрия», и с этого
года регулярно ведет занятия в спецпрактикуме по
этой теме. Под руководством И.Г.Кокуриной успешно
защищено 70 дипломных работ студентов.
Она является постоянным экспертом
факультетского и всероссийского конкурсов на
лучшую дипломную работу по психологии. Совместно
с ведущим научным сотрудником кафедры
психофизиологии А.В.Вартановым написано методическое
пособие о требованиях к курсовым и дипломным
работам студентов.
Научные интересы
Научные интересы И.Г. Кокуриной сосредоточены в
нескольких областях науки. Во-первых, в области
развития интерпсихологического подхода к
изучению человека как социального индивида: в
области теории и методологии социальной
психологии, в анализе категорий «деятельность» и
«общение», «совместная деятельность», категорий
«взаимодействие» и «отношение». Во–вторых,
большой интерес представляет методический
раздел социальной психологии, создание новых
методов и способов их валидизации. В- третьих,
специальные интересы И.Г.Кокуриной
сосредоточены в области мотивации совместной
деятельности, исследования обыденного сознания
человека, изучения метакоммуникативной (по
выражению П. Вацлавика, 2000) природы смысловых
образований; влияния смысловых представлений
социального индивида на его поведение,
эмоциональные состояния, социальные установки и
ценностные ориентации. Большой интерес
представляет также изучение социальной группы,
как субъекта коллективного действия и
коммуникации.
В 1984 г. на факультете психологии МГУ им.
М.В.Ломоносова И.Г.Кокуриной была защищена
кандидатская диссертация:
«Социально-психологические аспекты мотивации
трудовой деятельности» (научный руководитель
Г.М.Андреева). В диссертационном
теоретико-эмпирическом исследовании ею была
предложена новая стимульно-смысловая концепция
мотивации совместной деятельности и новый
тестовый опросник «Словарь», созданный на основе
предложенной концепции. (Кокурина,1985,1990). Данный
подход и метод позволяют И.Г.Кокуриной
осуществлять диагностические исследования в
самых разных областях социально-психологической
практики: от диагностики организационной
культуры и психологического климата предприятий
и организаций, оценки их инновационного
потенциала, психологической стабильности и
включенности сотрудников в организацию до
изучения индивидуальной структуры смысловых
представлений конкретного индивида и связи этих
представлений с его социальными установками и
стереотипами сознания, ценностными ориентациями
и эмоциональными состояниями. Методика
«Словарь» прошла дополнительную проверку на
валидность и надежность в диссертационных
исследованиях других авторов: А.В.Бедненко (2003),
Е.А. Стрижова(2012) и др.
Реализованные проекты
Свои проекты И.Г.Кокурина осуществляет в разных
формах: в рамках грантов и коммерческих проектов,
в рамках научного руководства дипломными
работами студентов, в рамках организации
студенческого научно-производственного отряда
совместно с доцентом кафедры Ольгой
Владимировной Соловьевой (1988г.), в рамках
международного сотрудничества с выпускницей
кафедры Розиной Нойманн, преподавателя
университета в г.Росток в Германии (с 2001-2009г.г.).
Прикладные исследования И.Г.Кокурина проводила и
проводит вместе со своими студентами на самом
разном материале, в самых разных организациях и
предприятиях СССР и современной России: на
телефонной станции на старом Арбате в Москве
(И.Никитина); на швейных фабриках в г. Москве и в г.
Тирасполе (О.Туртыгина, С.Большунова, И.Дубинина);
на московских предприятиях «Хроматрон»,
электромеханическом заводе в Лианозово ; в
научно-исследовательских институтах г.Москвы
(Л.Телегина, Е.Перламутрова) ; на сборочном заводе
Камаза в г.Набережные Челны, в лабораториях
Института Медико-биологич. проблем (А.Виноходова,
С.Яценко); в банке «Ипотека» (Ю.Крылова, В.Луцкина,
А.Бедненко); в частных и государственных школах
(Б. Новодержкин, Е.Булах, О.Березняк,); в финансовых
подразделениях Газпрома (Л.Мельниченко); в
суицидальном центре в г.Москве (С.Волкова(Коген));
в следственном изоляторе одной из московских
тюрем (В.Луцкина), в конторе по продаже
недвижимости (М.Н.Клочкова), в центрах игровых
автоматов (Д.Х.Каранышева), в трудовых
коллективах торговых центров г. Москвы
(В.Ильницкий); на представителях международной
молодежной организации (Ел.Солина) а также на
выборке жителей двух маленьких провинциальных
городов России (Гр.Аладин).
В 2003 г. под руководством И.Г.Кокуриной, с
использованием ее разработок в области
мотивации, была успешно защищена на факультете
кандидатская диссертация А.В.Бедненко
«Манипулятивная установка в профессиональной
деятельности менеджера». В работе была показана
особая роль менеджеров среднего звена в жизни
организации. Была доказана тесная связь
структуры смысловых представлений у менеджеров
среднего звена с установкой на манипуляцию.
Темы дипломных исследований
Область научных интересов И.Г.Кокуриной
достаточно разнообразна, о чем свидетельствует
тематика дипломных работ её студентов. За
последние 10 лет (с 2003 по 2013 г.) были защищены 24
дипломных исследований студентов по следующим
темам:
- Машкова Н.Б. (2003). Смысловые ориентации как
индикатор направленности на различные типы
культур. Д.о.
- Криничная К.М. (2003). Особенности русской и
немецкой деловых культур в представлении
студентов. Д.о
- Журавлев В.А. (2004). Когнитивная сложность в
аспекте эмоционального благополучия. Д.о
- Березняк О.В. (2005). Влияние социальной
дифференциации на динамику ценностей у
старшеклассников. Спец.о.
- Каранышева Д.Х. (2005). Личностные особенности
гемблеров (азартных игроков ). Д.о.
- Лещенко А.В. (2005). Типы межличностных
предпочтений в туристской группе. Д.о.
- Клочкова М.Н. (2006). Социально-психологические
особенности отношения к собственности. Спец.о.
- Голованова К.В. (2007). Изучение межличностных
отношений с использованием транзактного
анализа. В.о.
- Мельниченко Л.Я (2007).Влияние манипулятивных
установок на удовлетворенность трудом в сфере
финансовой деятельности. Спец.о.
- Пивоварова Е.В. (2008). Интонационный контекст как
фактор восприятия рекламного сообщения. Д.о.
- Копылова Ю.Н. (2008). Манипулятивные приемы
убеждающей коммуникации в политической
пропаганде. В.о.
- Бурдина Я.Ю. (2008). Ценностно-смысловое содержание
эмоциональных установок у студентов. Спец.о.
- Морозова И.С. (2008). Межкультурная коммуникация
как фактор формирования представлений о
типичном работнике. Д.о.
- Курбатова И. (2009). Невербальные компоненты
текстового сообщения в рамках делового общения в
сети Интернет (на примере коммуникации
сотрудников государственного органа
исполнительной власти). Спец.о.
- Попов М.А. (2009). Социально-психологические
аспекты межгрупповых отношений стран
Европейского Союза в период финансового кризиса.
Спец.о.
- Чепукалина И.В. (2010). Ценностно-мотивационные
корреляты статуса студента в учебной группе. Д.о.
- Солина Е. (2011). Удовлетворенность жизнью и
представление о счастье в разных культурах. Д.о.
(Специализация « психология конфликтов»).
- Сысоева К.А. (2012) Влияние психологических ролей
(по Э.Берну) и макиавеллизма на формирование
межличностных отношений в малой группе. Филиал
МГУ в г.Ташкенте. Д.о.
- Ильницкий Вл.П. (2012). Манипулятивная установка и
ее влияние на мотивацию совместной деятельности
в трудовом коллективе. Спец.о.
- Львова А.Д. (2012). Представления девушек об
«идеальном Я» и привлекательность их
фотопортретов в социальных сетях. Д.о.
- Ким Е.А. (2013). Восприятие справедливости как
регулятора мотивации совместной деятельности в
трудовом коллективе. (Филиал МГУ в г.Ташкенте).
Д.о.
- Аветисян Е.И. (2013). Особенности мотивационной
сферы у студентов с разным социометрическим
статусом в группе. Д.о.
- Аладин Гр.В. (2013). Особенности мотивации и
социальных представлений у жителей мегаполиса и
маленьких городов. Д.о.
- Козлова Т.А. (2013).Взаимосвязь ориентации на
разные типы культур с удовлетворенностью жизнью.
Д.о.
Основные публикации
- Кокурина И.Г. Исследование мотивационной
направленности личности в труде.// Личность в
системе коллективных отношений : Тезисы
Всесоюзной конференции в г.Курске.// М. Изд-во
Акад. Пед.наук,.1980. с116.
- Кокурина И.Г., Телегина Л.И.Исследование
мотивации научной деятельности.- В кн. Мотивация
личности ( феноменология, закономерности и
механизмы формирования). Отв. редактор А.А.
Бодалев. – М.: Изд-во Акад. Пед. Наук СССР,1982 с.49-58.
- Кокурина И.Г. Социально-психологические аспекты
мотивации трудовой деятельности: Автореферат
дисс. на звание канд.психол. наук.. МГУ, М. 1985г. 14 с.
- Кокурина И.Г. Общение и мотивация трудовой
деятельности. // Общение и оптимизация совместной
деятельности. Под ред. Г.М.Андреевой и Я.Яноушека.
Изд.-во МГУ, М. 1987г. С.189-198
- Кокурина И.Г. Социально-психологическая
диагностика организации: критерии, принципы,
методы и некоторые результаты.
//Социально-психологические проблемы
управленческой деятельности в условиях
хозяйственной самостоятельности предприятий.
Материалы семинара. Общество «знание» РСФСР.
М.1989г. С.98-106.
- Кокурина И.Г. Методика изучения мотивации
трудовой деятельности : учебно-методическое
пособие.. Изд-во МГУ, М.,1990г. 56 стр.
- Кокурина И.Г. Методика «Словарь» // Психология
общения: Энциклопедический словарь / Под ред.
А.А.Бодалева М.,2011. С.478.
- Кокурина И.Г., Крылова Ю.Г. О
ценностно-мотивационных характеристиках
статуса человека в организации. //
Организационная психология. Хрестоматия / Сост. и
общая ред. Винокурова Л.В., Скрипюка И.И. – СПб.:
Питер, 2000.
- Кокурина И.Г. Бедненко А.В. Манипулятивная
установка в профессии менеджера..//Вестник Моск.
ун-та. Серия14 Психология.2006г. №3 с. 46-57.
- Кокурина И.Г. Социометрический тест.//
Социальная психология. Практикум. / Аспект Пресс.
М. 2006г. С.105-130.
- Кокурина И.Г. Социально-психологический анализ
смыслообразующей функции мотивации
жизнедеятельности социального индивида. //
Вестник Моск.ун-та, сер.14 Психология.2007г.№ 1 С.73-86.
- Кокурина И.Г. Метакоммуникативная природа
мотивации жизнедеятельности социального
индивида . В сб. «ОБЩЕНИЕ- 2006:на пути к
энциклопедическому знанию.» Материалы
международной конференции 19-21 октября 2006г. М.
Российское психологическое общество. 2006г. Стр.
66-70.
- Кокурина И.Г. Комментарий к анализу Ситуации,
описанной в статье Краснослава Чупрова “Месть
финансиста” // Журнал Harvard Business Review. Россия.
Сентябрь 2008. С.46.
- Кокурина И.Г. Мотивация поведения социального
индивида. Программа спецкурса для магистров. //
Программы учебных дисциплин по социальной
психологии. Под ред. Ю.П.Зинченко, Т.Г.Стефаненко,
Т.В.Фоломеевой. М. 2011 С. 418-433
- Кокурина И.Г. Реплика к выступлению проф. А.А.
Аузана в материалах дискуссии “Культурные
факторы модернизационной политики или
культурные особенности России-«за» и «против»
модернизации”. // Ж. «Мир России (Universe of Russia)»
Социология. Этнология. 2012, №3,том ХХI С.61
- Кокурина И.Г. «Отношение» как фундаментальная
категория социальной психологии в анализе
мотивации совместной деятельности». // Вестник
Моск. ун-та. Сер.14.Психология.2012.№1, с.29- 40.
- Kokurina Ir. G., Solina E.I. Representations of Happiness and Life Satisfaction in the
Group of Educated and Socially Active Young People.\ Статья в ежегодник
факультета психологии Psychology in Russia (принято к
публикации в 2013 году)
См. также: