Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Факультет психологии МГУ в эпоху Е.А.Климова

(Фрагменты статьи Ждан А.Н. Современное состояние психологии в Московском университете // «Психология в Московском университете: «1755-2005». М.: Изд. МГУ, 2007. С. 81-84).

В 90-e гг. XX в., когда страна оказалась в новых социальных условиях, на факультете начался трудный процесс критического переосмысления прошлого опыта его развития. Он происходил вместе с возрастанием требований, которые общество стало предъявлять к психологии. В сложное время перестройки люди возлагали надежды на психологическую помощь, что повлекло за собой повышение социального статуса психологии. Невиданно широкий размах получило психологическое образование: стала расширяться сеть психологических образовательных учреждений. В университетах (в том числе на факультете психологии МГУ) и педагогических институтах появились такие новые формы психологической подготовки, как специальные факультеты, были созданы системы подготовки специалистов с высшим образованием и пр. В психологическом сообществе стал меняться взгляд на соотношение академической (университетской) и практической психологии. По всем этим вопросам среди психологов до сих пор не утихают бурные дискуссии. При этом продолжается обычная повседневная жизнь во всех ее формах — учебной, научной, организационной. <…>

В 1986 г. деканом факультета был назначен профессор Е.А. Климов — выпускник Казанского университета, ученик профессора B.C. Мерлина, создателя казанской научной школы психологии индивидуальности.

Е.А. Климов — крупный специалист в области психологии труда и ее истории. Как декан он способствовал сохранению ранее сложившихся научных направлений, поощрял творческую инициативу сотрудников, поддерживал их научные поиски, особенно в новых для факультета областях психологической науки. Анализируя состояние дел на факультете, Е.А. Климов оценил как важную его особенность большое разнообразие объектов исследований (что, впрочем, не следует воспринимать как что-то совсем новое для факультета, скорее, это продолжение традиций, сложившихся ранее). <…>

В фундаментальных исследованиях происходило развитие психологической теории, и прежде всего культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева, основные положения которых продолжали оставаться базой всех научных поисков. В то же время трактовка основных положений и понятийного аппарата не осталась неизменной, начался процесс взаимодействия с другими, в том числе зарубежными, теориями.

Е.А. Климов попытался выявить и другие новые тенденции в развитии фундаментального знания. Среди них он называл интерес к историческому, генетическому подходу в психологических исследованиях, который наблюдается не только в возрастной и педагогической психологии, где такой подход является традиционным в силу самого ее предмета, но и в других областях — в клинической, социальной, общей психологии, в психологии труда. Возрос интерес к проблеме субъекта при изучении всех уровней и форм психики, в том числе в исследованиях познавательных процессов, учебной, трудовой деятельности и в других областях. Так, в работах Е.А. Климова предметом исследования стало формирование и функционирование человека как субъекта труда. Его результаты отражены в монографиях. За цикл работ по проблемам психологии профессиональной деятельности Е.А. Климов удостоен Академической премии имени С.Л. Рубинштейна (за 2002 г.). <…>

В трудные для страны и отечественной науки 1990-е гг. Е.А.. Климов при поддержке ректора университета В.А. Садовничего старался сохранить факультет во всей его уникальности, создать спокойные условия для работы, для продолжения сложившихся традиций, развития научных школ, совершенствования учебного процесса.

В целях углубления содержания образования на факультете был организован филиал кафедры на базе НИИ психологии АН СССР. Сотрудники академического института участвуют в чтении основных и специальных курсов, руководят студенческими курсовыми и дипломными работами. Большое внимание уделяется формированию у студентов профессиональных умений. На достижение этих целей было направлено развитие системы спецпрактикумов, включение в учебный процесс учебных задач, дискуссий, игровых и других активных форм преподавания.

Возглавляя в 1988-2000 гг. научно-методический совет Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации по психологии, Е А. Климов организовал разработку государственного образовательного стандарта подготовки специалистов-психологов, издание программ дисциплин учебного плана, по которым введено обучение психологов более чем в двухстах вузах России.

Одним из условий развития факультета Е.А. Климов считал необходимость установления связей с другими факультетами. Именно с эффектом взаимодействия психологов с физиками, математиками он связывал получившие на факультете развитие идеи компьютеризации (в области психодиагностики, в практикуме и др.).

В 1989 г. на факультете открылась кафедра психологии и инженерии знании (заведующий — проф. Б.М. Величковский). Ее деятельность развернулась на стыке современной психологии и computer science, в интеграции с зарубежными исследовательскими центрами. Несмотря на то, что кафедра прекратила свое существование в 1993 г., начатая ею работа по компьютеризации психологических исследований и организации компьютерного обучения продолжается в существующих структурах факультета, в том числе, в исследованиях прикладного характера.

В 1991 г. в структуру факультета была включена кафедра педагогики, психологии и методики в высшей школе, ранее (1978 г.) организованная на факультете повышения квалификации МГУ; ее заведующим был назначен профессор С.Д. Смирнов.

В 1998 г. открыта кафедра психологии личности (заведующий — проф. А.Г. Асмолов).

Расширение областей исследований, проводившихся на факультете, создавало объективные основы для организации новых структурных подразделений. По инициативе Е.А. Климова были организованы новые, а частично созданы за счет преобразования действовавших ранее следующие подразделения:

Созданные структуры позволили организационно оформить сложившиеся ранее направления в области научных исследований и подготовки профессиональных психологов, и создать более благоприятные условия для развития актуальных областей психологической науки.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский