Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Кисельников Андрей Александрович

Кисельников Андрей Александрович

Кисельников Андрей Александрович – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психофизиологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель заведующего кафедрой психофизиологии по научной работе, координатор обучения в аспирантуре и докторантуре кафедры психофизиологии, учёный секретарь диссертационного совета МГУ.19.01 по специальностям «психофизиология» и «медицинская психология», учёный-исследователь в области когнитивной нейронауки.

Родился в Москве. После окончания физико-математического класса Московской гимназии на Юго-Западе № 1543 поступил на дневное отделение факультета психологии МГУ. Во время обучения специализировался на кафедрах психофизиологии и нейро- и патопсихологии. В 2003 г. с отличием окончил факультет психологии и поступил в очную аспирантуру кафедры психофизиологии. В 2006 г. защитил кандидатскую диссертацию на стыке психофизиологии и нейропсихологии речи и был оставлен работать на кафедре психофизиологии в должности младшего научного сотрудника, в 2011 г. переведен на должность старшего научного сотрудника, с 2016 г. – заместитель заведующего кафедрой психофизиологии по научной работе, координатор обучения в аспирантуре и докторантуре кафедры психофизиологии и учёный секретарь диссертационного совета МГУ.19.01. С момента основания в 2009 г. и до 2012 г. руководил деятельностью факультета психологии филиала МГУ в г. Баку.

На формирование научного мировоззрения решающее влияние оказали создатель векторной психофизиологии, основатель и первый заведующий кафедрой психофизиологии МГУ академик Евгений Николаевич Соколов, заведующий кафедрой психофизиологии Александр Михайлович Черноризов и профессор кафедры психофизиологии Чингиз Абильфазович Измайлов.

В настоящее время продолжает работать в парадигме сетевой и векторной психофизиологии над изучением мозговых механизмов эмпатии, альтруизма, депрессии, сознания, интеллекта и цвето-эмоциональной интеграции. Регулярно выступает с устными докладами на научных конференциях по психологии и когнитивным нейронаукам, в том числе на Всероссийских съездах психологов РПО (с 2003 г.), Международных психологических конгрессах (с 2004 г.), Международных психофизиологических конгрессах (с 2006 г.), Европейских психологических конгрессах (с 2011 г.). Член Международной организации психофизиологии, полный список научных публикаций см. в системе ИСТИНА МГУ.

Руководитель (совместно с С.А. Козловским) функционирующих при кафедре психофизиологии открытой Школы психофизиолога МГУ (https://vk.com/shpfmsu, https://www.facebook.com/shpfmsu/) и открытого англоязычного журнального клуба по когнитивной нейронауке «Cognitive Neuroscience Journal Club» (https://vk.com/cnjc_msu, https://www.facebook.com/CognitiveNeuroscienceJournalClub/). Эксперт ежегодного конкурса дипломных работ факультета психологии МГУ, научный координатор подсекции «Психофизиология и когнитивные нейронауки» секции «Психология» Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов».

Научные награды и премии

  • Второе место на Всероссийском открытом конкурсе 2002 г. Министерства образования РФ на лучшую научную работу студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященном 100-летию А.Р. Лурия.
  • Первое место на конкурсе 2003 г. на лучшую дипломную работу факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
  • Лауреат Всероссийского открытого конкурса 2003 г. Министерства образования РФ на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах Российской Федерации (по разделу «психологические работы»).
  • Второе место на Всероссийском открытом конкурсе 2003 г. РАО «ЕЭС России» «За фундаментальное научное исследование».
  • Персональная стипендия Президента Российской Федерации для обучения и прохождения научной стажировки в зарубежных высших учебных заведениях и научных центрах (стажировка пройдена в 2005 г.)
  • Благодарность ректора МГУ имени М.В. Ломоносова академика РАН В.А. Садовничего за участие в общеуниверситетском конкурсе научных работ молодых ученых МГУ (по итогам 2005 года).
  • Лучший доклад в подсекции «Актуальные проблемы клинической психологии» секции «Психология» международной научной конференции «Ломоносов-2006» в МГУ имени М.В. Ломоносова.
  • Стипендия МГУ имени М.В. Ломоносова для молодых преподавателей и ученых, добившихся значительных результатов в преподавательской и научной деятельности (на 2007 г.).
  • Почетная грамота по итогам конкурса докладов молодых ученых на Третьей Международной научно-практической конференции, посвященной 105-летию со дня рождения А.Р. Лурия (2007 г.).
  • Диплом первой степени по итогам общеуниверситетского конкурса молодых ученых МГУ имени М.В. Ломоносова (2007 г.).
  • Стипендия МГУ имени М.В. Ломоносова для молодых преподавателей и ученых, добившихся значительных результатов в преподавательской и научной деятельности (на 2008 г.).
  • Победитель Всероссийского конкурса инновационных проектов аспирантов и молодых ученых в области социально-гуманитарных наук в рамках Всероссийского фестиваля науки (2011 г.)
  • Соавтор коллективной монографии «Семейная групповая логопсихотерапия: исследования заикания», получившей на V съезде Российского психологического общества диплом в номинации «Лучшая монография по психологии» (2012 г.)
  • Почетный знак «К 100-летию Психологического института РАО» (2012 г.)
  • Первая премия конкурса молодых научных сотрудников, способствующих решению задач Программы развития Московского университета (за 2015 г.).
  • Вторая премия конкурса работ, способствующих решению задач Программы развития Московского университета (в номинации «Достижения в научно-исследовательской деятельности») (за 2016 г.)
  • Победитель конкурса работ, способствующих решению задач Программы развития Московского университета (за 2017 г.)
  • Соавтор коллективной монографии «Векторная психофизиология: от поведения к нейрону», победившей в конкурсе работ, способствующих решению задач Программы развития Московского университета (номинация «Научные монографии, имеющие выдающееся значение для развития науки и образования») (за 2019 г.)

Преподавание

  1. Общий лекционный курс «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» для студентов 2 курса специалитета факультета психологии МГУ (36 часов, экзамен).
  2. Спецкурс «Психофизиология сознания» для студентов кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ (36 часов, экзамен).
  3. Спецкурс «Психофизиология речевых процессов» для студентов кафедры психофизиологии факультета психологии МГУ (36 часов, экзамен).

Научные гранты

С 2000 г. выступил руководителем и исполнителем более 30 научно-исследовательских грантов РНФ, РФФИ, РГНФ, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» и др.

Темы курсовых работ по кафедре психофизиологии, предлагаемые для студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»

Общее направление предлагаемых исследований: «Сетевая парадигма в когнитивной, клинической и социальной психофизиологии». Ключевые слова: сетевая психофизиология, эмпатия, сострадание, альтруизм, депрессия, сознание, интеллект (cognitive network neuroscience, empathy, compassion, altruism, depression, consciousness, intelligence).

I блок. Общая методология психофизиологии

  • Сетевой подход в психофизиологии (обзорная работа для студентов 1-2 курсов).

II блок. Социальная психофизиология

  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам эмпатии и альтруизма (обзорная работа для студентов 1-2 курсов).
  • Эволюционная психофизиология просоциального поведения (эмпатия, сострадание, альтруизм, помощь).
  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам принятия альтруистических решений (сетевая нейроэкономика альтруизма).
  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам крайнего альтруизма.
  • Нейротехнологии и когнитивные технологии увеличения эмпатичности и альтруистичности поведения человека.
  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам сострадания и эмпатической заботы.
  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам сострадания к себе.
  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам сострадательной любви («compassionatelove»).
  • Эмпатия и альтруизм при взаимодействии человека и искусственного интеллекта: психофизиологический анализ.
  • Психофизиологический анализ проблемы возможности искусственной эмпатии.
  • Психофизиологический анализ проблемы связи механизмов эмпатии и сознания.

III блок. Когнитивная психофизиология

  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам интеллекта и научения (обзорная работа для студентов 1-2 курсов).
  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам невербального интеллекта.
  • Сравнительный анализ научения биологических и искусственных нейронных сетей.
  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам обучения (сетевая педагогическая психофизиология).
  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам сознания (обзорная работа для студентов 1-2 курсов).
  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам майндфулнесс.
  • Психофизиологический анализ проблемы возможности искусственного сознания.
  • Векторно-сетевая психофизиология интеграции цвета, эмоций и семантики.

IV блок. Клиническая психофизиология

  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам депрессии (обзорная работа для студентов 1-2 курсов).
  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам нарушения эмоциональной регуляции при депрессивной симптоматике.
  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам нарушения принятия решений при депрессивной симптоматике (сетевая нейроэкономика депрессии).
  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам руминаций при депрессивной симптоматике.
  • Сетевой подход к психофизиологическим механизмам редукции депрессивной симптоматики в ходе психотерапии (сетевая нейропсихотерапия).

V блок. Машинное обучение и искусственный интеллект в психофизиологии

  • Анализ возможностей применения машинного обучения и нейросетевого искусственного интеллекта в фундаментальной и прикладной психофизиологии (обзорная работа для студентов 1-2 курсов).
  • Нейроморфизация искусственного интеллекта как путь синтеза психологии, нейронауки и искусственного интеллекта.

Магистерские диссертации, защищённые под научным руководством

  • «Изучение общих закономерностей восприятия экспрессии лица и цвета (на материале студенческой выборки)» (Сергеев Аркадий Аркадьевич, 2018).

Дипломные работы, защищённые под научным руководством

  1. «Векторно-психофизиологический подход к комплексной нейровизуализации структуры чувственной ткани сознания» (Гегучадзе Тина Рамазовна, 2020).
  2. «Комплексный психофизиологический анализ взаимодействия цветовой и эмоциональной семантики» (Виницкий Дмитрий Анатольевич, 2018).
  3. «Психофизиологическое изучение межкатегориальных связей цветовой и эмоциональной семантик русскоязычных испытуемых» (Долгорукова Анна Павловна, 2015)
  4. «Психофизиологический анализ многомерной структуры чувственной ткани сознания (в обычном и изменённом состоянии)» (Поздняков Иван Сергеевич, 2014).
  5. «Многомерный анализ структуры перцептивных и семантических пространств с использованием психофизиологических индикаторов» (Мясниченко Анастасия Олеговна, 2013).
  6. «Психофизиологический анализ цвето-эмоциональных семантических связей у русскоязычных испытуемых» (Сергеев Аркадий Аркадьевич, 2013).
  7. «Кросскультурные особенности цвето-эмоционального семантического пространства у носителей русского и китайского языков» (Чжан Цзышань, 2013).
  8. «Кросскультурное сравнение структуры эмоционального семантического пространства у русских и китайцев» (Цюн У, 2012).
  9. «Психофизиологический анализ восприятия размеров зрительных объектов: векторный подход» (Чурилина Екатерина Владимировна, 2012).

Полный список защищённых под научным руководством курсовых работ.

Идентификаторы в наукометрических системах

Контакты

  • E-mail: kiselnikov_email.jpg (1453 bytes)

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2021: Станислав Козловский