Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Иванников Вячеслав Андреевич

Иванников Вячеслав Андреевич

Иванников В. А. – заслуженный профессор Московского университета, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, академик РАО.

Иванников В. А. родился 1 марта 1940 года. В 1966 г. закончил отделение психологии философского факультета МГУ и в 1969 г. аспирантуру факультета психологии МГУ с защитой диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук (тема: «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям»). В диссертации рассматриваются особенности поведения в ситуации неопределенности и разной значимости событий.

В 1989 г. защитил докторскую диссертацию по психологии на тему «Психологические механизмы волевой регуляции». Последние годы круг научных интересов связан с исследованием потребностей, мотивации и волевой регуляции деятельности. В  1992 г. получил учёное звание профессора. В 2005 г. присвоено почетное звание «Заслуженный профессор Московского университета».

С 1975 года читает курс общей психологии и спецкурс «Психология воли» на факультете психологии МГУ. Под его руководством выполняются курсовые, дипломные и диссертационные работы (подготовлено 13 кандидатов наук).

С 1973 по 1983 годы Иванников В.А. работал заместителем декана факультета психологии по учебно-методической работе, а с 2000 по 2005 гг. - был заместителем декана по работе Совета по психологии Учебно-методического объединения (УМО).

В.А. Иванников постоянно ведёт большую методическую работу в рамках факультета и страны. Он был ответственным секретарем Научно-методического совета по психологии при Минвузе СССР. С 1993 г. по 1997г. - зам. председателя научно-методического Совета по психологии Госкомитета по высшей школе РФ, а с 1997 по 2001 год - ответственный секретарь Координационного совета по психологии при Минобразования России. С его участием разрабатывались учебные планы и стандарты подготовки психологов.

Много лет Иванников В.А. входит в состав административного учёного Совета факультета и специализированных советов по защите диссертаций. В настоящее время является зам. председателя диссертационного совета по общей психологии, истории психологии и психологии личности.

Круг научных интересов Иванникова В.А. - проблемы общей психологии и психологии личности. Он автор оригинальных подходов к пониманию потребностей, мотивации и волевой регуляции деятельности человека; автор концепций социальной помощи детям и взрослого населения. Им опубликовано более 100 работ, в том числе 3 монографии и 5 учебных пособий. Основные работы: «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям» (1978), «Психологические механизмы волевой регуляции» (1991, 1998, 2006), «Основы психологии» (2010), «Общая психология» (2014).

В.А. Иванников - участник многих Всесоюзных и Всероссийских конференций и съездов психологов, неоднократно выступал с пленарными докладами, был председателем и зам. председателя оргкомитетов Конференций и Съездов психологов.

С 1992 по 2003 г.г. Иванников В.А. был руководителем целевой федеральной программы «Дети Чернобыля», а с 1995 по 2003г. - руководителем президентской программы «Дети России» при Министерстве образования. С 1993 г. по 2003г. вел Российско-Нидерландскую программу «Дети группы риска». Под его руководством была создана комплексная служба помощи детям в Люберецком районе Московской области.

В 1992 г. избран членом-корреспондентом Российской академии образования. Избирался членом бюро отделения психологии и возрастной физиологии РАО. В 2015 г. избран академиком Российской академии образования.

Награжден медалями: Ушинского, «Ветеран труда», «850-лет г. Москва», Золотой медалью РАО «За достижения в науке». Отмечен различными знаками МГУ им. М.В. Ломоносова и губернатора Московской области, имеет звание «Отличник народного просвещения.

Основные  публикации

  1. Общая психология. Учебник. М. Юрайт. 2014. 480 с.
  2. Основы психологии. Курс лекций. М. - С-Пб. Питер. 2010 г. 327с.
  3. Психологические механизмы волевой регуляции.  М.- С-Пб.  Питер. 2006.  204 с.
  4. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М. МГУ. 1978. 112 с.
  5. Психология сегодня. М. Знание. 1981. 93 с.
  6. Волевая саморегуляция процесса мотивации.  Психологические исследования. 2014. Т.7.  №35. URL. http://psystady.ru
  7. Место понятия «воля» в современной психологии. Вопросы психологии. №2. 2014. с.15-23.
  8. Идеи А.Н.Леонтьева и их  значение для современной    психологи. Культурно-историческая      психология. . №4. 2013с.  29 – 35
  9. Понятие личности в психологии // Вопросы психологии.  №5. 2012 с.125-132.
  10. Нужно ли психологии понятие   деятельности? // Вопросы психологии.  №5. 2011, с.91-101.
  11. Проблемы подготовки психологов // Вопросы психологии. №1. 2006г. с. 48-52.
  12. Анализ потребности-мотивационной сферы с позиций теории деятельности // Мир психологии. № 2. 2003. с.139-145.
  13. Задачи практической психологии в комплексной службе помощи детям // Вопросы психологии. №1. 2005. с.51-55.
  14. Потребности как жизненные задачи // Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 1997, №1. с.14-20.
  15. Воля: миф или реальность? // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. №2. 1993.с. 70-73.
  16. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. №3. 1990, с. 39-40.
  17. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе // Вопросы психологии. № 5. 1986. с. 132-147.
  18. Произвольные процессы и проблема воли // Вестник МГУ. Сер.14. Психология.№2. 1986 с. 18-29.
  19. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. 1985. Т. 6, № 3.
  20. Проблема потребности в теории деятельности // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. № 2.  1983. с. 20-26.

Темы курсовых и дипломных работ

  • Понятие деятельности в психологии (1 курс)
  • Понятие личности в психологии (1 курс)
  • Понятия психика и отражение (1 курс)
  • Понятие воли в истории психологии  (2 курс)
  • Понятие потребности в психологии  (2 курс)
  • Процесс мотивации как  выбор предмета потребности и построение побуждения к действию (2 курс)
  • Проблема  потребности в психологии (3-5 курс)
  • Мотивация деятельности  (3-5 курс)
  • Психологические  механизмы волевой регуляции  (3-5 курс)
  • Развитие волевой регуляции и волевых качеств  личности  (3-5 курс)

Руководство диссертациями

Руководство дипломными работами


См. также:

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский