Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Гусев Алексей Николаевич

Гусев Алексей Николаевич

Профессор кафедры психологии личности, заместитель заведующего кафедрой психологии личности.

Биография

  • Дата, место рождения: 6 июня 1956 г., г. Москва.
  • Семейное положение: женат, двое детей
  • Образование: высшее, окончил факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 1981 г. Диплом EuroPsy (2014 г.).
  • Специальность: психолог, преподаватель психологии.
  • Учёная степень: кандидат психологических наук (1989 г.), доктор психологических наук (2002 г.)
  • Учёное звание: профессор (2009 г.).
  • Место работы, должность: МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет психологии, кафедра психологии личности; профессор.
  • Учителя: М.Б. Михалевская, Л.Г. Дикая, А.Г. Асмолов.
  • Ученики: С. Шапкин, И. Уточкин, А. Чекалина, Е. Стрижова, А. Юсупова, Ж. Мамедова, С. Емельянова, М. Кузьмин, О. Арбекова, А. Сильницкая, О. Михайлова.

Опыт работы

  • С 1975 г. – по настоящее время. МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии. Различные должности: - лаборант, ст. лаборант, м.н.с., н.с., доцент, профессор, заместитель декана, руководитель ряда программ дополнительного образования, заместитель декана по IT. С 2002 по 2009 г. – профессор факультета психологии ГУ ВШЭ (0,5 ставки), руководитель Общего психологического практикума, председатель учебно-методической комиссии факультета.
  • Участие в выполнении грантов или руководство различными научно-исследовательскими проектами с 1984 г., в том числе международными: ИОО фонда Дж. Сороса (1994, 1997, 2001, 2002, 2001-2003), РГНФ (1993-1994), РФФИ (1999-2000), Федеральная целевая программа ««Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» (руководитель проектов), Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (руководитель проектов). Последние 8 лет - исполнитель и руководитель 12 проектов в рамках Федеральных целевых программ Минобрнауки РФ.
  • Работа в качестве эксперта: РГНФ (Российский гуманитарный научный фонд) с 2002 г., ИОО фонда Сороса, проект Auditorim.ruc 2002 г., Федеральная целевая программа ««Формирование установок толерантного сознания ирофилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», 2003 г., Министерство образования РФ (экспертиза и аккредитация Вузов) с 1997 г. Работа в качестве эксперта ИНО Центра (международные гранты) с 2003 г. Эксперт научных проектов Мионобрнауки с 2003 г., эксперт РФФИ с 2011 г, эксперт РНФ с 2014г.
  • Работа в президиуме Учебно-методического объединения университетов России (по психологии) c 1998 г.
  • Работа в редколлегиях Журналов из списка ВАК: 1) Психологический журнал Высшей школы экономики. 2) Известия Российской Академии Образования. 3) Спортивный психолог. 4) Национальный психологический журнал.
  • Работа в советах по защите докторских диссертаций по специальностям 19.00.01 и 19.00.03 (МГУ имени М.В. Ломоносова, Ярославский государственный педагогический университет, Тверской государственный университет.

Научные интересы

Сфера научных и педагогических интересов: психофизика, дифференциальная психология, компьютерная психодиагностика, математические методы в психологии; разработка и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, разработка компьютерных средств для обучения студентов-психологов и проведения экспериментальных исследований.

Читаемые курсы

  • Общая психология, раздел «Ощущение и восприятие» (для студентов 1 курса).
  • Эмпирические методы в психологии личности (спецкурс для студентов 5 курса).
  • Статистические методы в дифференциальной психологии (спецпрактикум, для студентов 4 курса).
  • Технические и программные средства в психологическом исследовании: супервизия (для магистрантов 2-го года обучения).
  • Программно-аппаратные средства психологических исследований (для аспирантов 1-го год обучения).

Членство в научных обществах

  • Российское психологическое общество.
  • International Society for Psychophysics.
  • Федерация психологов образования России.
  • Европейская ассоциация по исследованию зрительного восприятия.

Научные публикации

163 публикации, в том числе 5 учебных пособий, 2 учебника и 3 монографии. Индекс Хирша – 3. Количество цитирований статей в журналах по данным Scopus: 49, Web of Science: 44. Список публикаций и научных докладов представлен в системе Истина МГУ.

Внедрение результатов научной и учебно-методической работы в учебный процесс

  • Четыре издания учебного пособия «Измерение в психологии. Общий психологический практикум» (1997, 1998, 2003, 2005 гг.).
  • Два издания учебника «Общая психология: в 7 т.: учебник для студентов высш. учеб. заведений. / Т.2: Ощущение и восприятие» (2007, 2009 гг.).
  • Издание учебного пособия «Психологические измерения: Теория. Методы» (2011 г.).
  • Использование разработанного программного обеспечения «Обучающая система «Практика» по курсам «Общий психологический практикум», «Общая психология», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика» на факультетах психологии в более 160 вузов России и ближнем зарубежье.

Награды

  • Медаль в честь 850-летия Москвы.
  • Лауреат Ломоносовской премии за педагогическую деятельность (1997 г.).
  • Лауреат Премии Правительства РФ в сфере образования (2011 г.).

Руководство дипломными работами

Руководства диссертационными исследованиями

Кандидатские диссертации:

Докторские диссертации

Темы курсовых и дипломных работ

  • Личность и познание
  • Исследование роли индивидуально-личностных особенностей в решении сенсорных и перцептивных задач (реферативная и экспериментальная работа)
  • Влияние когнитивно-стилевых особенностей на процесс принятия решения в задачах на обнаружение, различие и внимание (реферативная работа)
  • Проблема измерения неосознаваемых процессов
  • Когнитивно-стилевые особенности решения различных типов сенсорных задач
  • Влияние неосознаваемой информации на восприятие и внимание
  • Природа и способы диагностики индивидуально-психологических различий
  • Проблемы психодиагностики личности
  • Количественные и качественные методы исследования личности
  • Экспериментальное исследование поведения человека в ситуации сенсорной неопределенности (обязательное знание английского)
  • Субъективная уверенность при принятии решения в ситуации сенсорной неопределенности (обязательно знание английского)
  • Разработка опросника для многофакторной оценки активации (обязательно знание английского)
  • Технологии виртуальной реальности в психологии: исследования и решение прикладных задач
  • Использование современных методов регистрации движений глаз при изучении познавательных процессов
  • Метод наблюдения в психологии и варианты его реализация с помощью компьютерной системы ObserverXT
  • Феномен слепоты к изменениям: роль индивидуально-психологических различий
  • Подходы, технологии и методы разработки и адаптации психодиагностических методик
  • Адаптация опросника по оценке активации Р. Тайера
  • Апробация способа многомерной оценки уровня умственной нагрузки при выполнении психологических методик (шкала NASA-TLX)
  • Оптические искажения зрительного образов как средство для изучения влияния личностных переменных на процесс их порождения (новый взгляд на «Новый взгляд»

Контакты

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский