Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Гордеева Тамара Олеговна

Гордеева Тамара Олеговна

tamgordeeva@gmail.com

Гордеева Тамара Олеговна (Gordeeva Tamara Olegovna) – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Учёное звание: доцент.

Родилась в Москве. Окончила факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности Психолог. Преподаватель психологии (1987). В 1987 году поступила в аспирантуру факультета психологии МГУ по направлению Возрастная и педагогическая психология. Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Особенности переживаний подростков при восприятии музыки» (1993) под руководством проф. Л.Ф. Обуховой. Проходила стажировку в лаборатории Р. Стернберга, Йельский ун-т, США (1993-1994). Защитила докторскую диссертацию по теме «Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития» в 2013 году.

Перечисление должностей и званий по хронологии до сегодняшнего дня:

  • 1992 — младший научный сотрудник лаборатории педагогической психологии факультета психологии МГУ
  • 1993 — научный сотрудник лаборатории педагогической психологии факультета психологии МГУ
  • 2000 — доцент Центра по переподготовке учебных кадров при кафедре психологии образования факультета психологии МГУ, зам. зав. кафедрой по научной работе
  • 2004-2005 — зам. декана по международной работе
  • 2019 — профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии

Область научных интересов:

Психология мотивации. Специалист в области психологии мотивации, учебной мотивации, психологии обучения, оптимизма, психологического благополучия и позитивной психологии. Основные работы посвящены изучению структуры и механизмов мотивации достижения, внутренней и внешней учебной мотивации, анализу условий развития и поддержки мотивации школьников, студентов, персонала.

Педагогическая работа:

Лекционные курсы

  • Позитивная психология (4 к., служебная деятельность, на англ. яз., 32 ч.).
  • Педагогическая психология (3 к., служебная деятельность, 36/4 ч.).
  • Педагогическое мастерство (1 к. аспирантуры, 36/12 ч.).

Спецкурсы

  • «Диагностика и развитие мотивации учебной деятельности» (3 к. д/о, 32 ч.),
  • «Основы когнитивно-бихевиорального консультирования в образовательной среде» (6 к. д/о, 72 /36 ч., на англ. языке),
  • «Практическая позитивная психология» (5 к. д/о, 6-й к. в/о, 36 ч., экз.) для специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» и специализации «Психологическое консультирование в образовательной среде».
  • «Современная психология мотивации достижения: теории и практика» для студентов специализаций «Теоретическая и экспериментальная психология» и «Психология личности» специальности «Психология служебной деятельности», а также магистров специализации «Теоретическая и экспериментальная психология» (5 к. д/о, 6 к. в/о, магистры 2 г., 36 ч., экз.).

Спецпрактикумы

Супервизия к спецкурсам:

  • «Диагностика и развитие мотивации учебной деятельности» (32 ч.)
  • «Практическая позитивная психология» (36 ч.)

Научные проекты

Руководитель проектов исследований «Внутренняя и внешняя мотивация школьников, обучающихся по разным образовательным программам» (РФФИ, 2018-2020), «Улучшение качества учебной мотивации и благополучия школьников в рамках учебного процесса» (Грант Департамента Образования г. Москвы, 2019-2020), «Оптимизм как предиктор успешности деятельности и психологического благополучия: структура и диагностика» (РГНФ, 2016-2018), «Мотивационные и личностные предпосылки академической успешности и психологического благополучия учащихся» (РГНФ, 2012 – 2014).

Исполнитель проектов исследований РГНФ: «Личностные, мотивационные и организационные ресурсы психологического благополучия в профессиональной деятельности», «Личностные ресурсы в системе трудовой мотивации», «Личностные ресурсы совладания в условиях хронического стресса», «Структура и диагностика личностного потенциала».

В настоящее время можно подключиться к следующим исследовательским проектам под руководством сотрудника:

  • «Внутренняя и внешняя мотивация школьников, обучающихся по разным образовательным программам» (РФФИ),
  • «Улучшение качества учебной мотивации и благополучия школьников в рамках учебного процесса» (Грант Департамента Образования г. Москвы).

Публикации

Всего опубликовано более 140 работ, в том числе:

Нектороые статьи:

  • Gordeeva T.O., Sheldon K.M., Sychev O.A. (2019). Linking academic performance to optimistic attributional style: attributions following positive events matter most // European Journal of Psychology of Education. Instituto Superior de Psicologia Aplicada (Portugal), с. 1-28.
  • Gordeeva T.O., Sychev O.A., Sidneva A.N., Pshenichniuk D.V. Academic Motivation of Elementary School Children in Two Educational Approaches — Innovative and Traditional // Psychology in Russia: State of the Art, 2018. V. 11, № 4, p. 22-39
  • Sheldon K.M., Gordeeva T.O., Leontiev D., Osin E.N., Rasskazova E., Dementiy L., Lynch M.F. Freedom and Responsibility Go Together: Personality, Experimental, and Cultural Demonstrations // Journal of Research in Personality. 2018. V. 73. N. 1. P. 63-74. doi: 10.1016/j.jrp.2017.11.007
  • Sheldon K. M., Osin E. N., Gordeeva T. O., Suchkov D., Sychev O. Evaluating the dimensionality of Self-Determination Theory’s relative autonomy continuum // Personality and Social Psychology Bulletin. 2017. Vol. 43. No. 9. P. 1215-1238. https://doi.org/10.1177/0146167217711915
  • Sheldon K. M., Titova L., Gordeeva T. O., Osin E. N., Lyubomirsky S., Bogomaz S. A. Russians Inhibit the Expression of Happiness to Strangers: Testing a Display Rule Model // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2017. Vol. 48. No. 5. P. 718-733. https://doi.org/10.1177/0022022117699883
  • Sheldon K. M., Gordeeva T. O. Self-determination continuum // Encyclopedia of Personality and Individual Differences. Edited by Virgil Zeigler-Hill and Todd K. Shackelford. Springer (Van GODEWIJCKSTRAAT 30, Dordrecht, Netherlands, 3311GZ), 2018. ISBN 978-3-319-24610-9, 920 с.
  • Gordeeva T. O., Osin E. N., Suchkov D., Ivanova T., Sychev O.A., Bobrov V.V. Self-Control as a personal resource: Determining its relationships to success, perseverance, and well-being // Russian Education and Society. 2017. Vol. 59. No. 5-6. P. 231-255. doi.org/10.1080/10609393.2017.1408367
  • Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование, 2019. № 3, с. 32-42.
  • Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н., Титова Грэншам В.А. Краткий опросник оптимистического атрибутивного стиля // Психологический журнал, издательство Наука (М.), 2019. Т. 40, № 6, с. 101-111.
  • Гордеева Т.О., Сычев О.А., Сиднева А.Н., Пшеничнюк Д.В. От чего зависит желание младших школьников учиться? Структура предметной мотивации школьников, обучающихся в рамках разных образовательных систем // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований, издательство РФФИ (М.), 2019. Т. 4, № 4 (104), с. 25-34.
  • Лункина М.В., Гордеева Т.О. Диагностика аутентичных и компенсаторных оснований самоуважения у подростков // Сибирский психологический журнал, 2019. Т. 72, № 2, с. 145-160.
  • Сычев О.А., Гордеева Т.О., Лункина М.В., Осин Е.Н., Сиднева А.Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование, Изд-во ГБОУ ВПО МГППУ (М.), 2018. № 6, с. 5-15.
  • Гордеева Т.О., Лункина М.В., Сычев О.А. Источники оптимистического мышления и благополучия подростков // Вопросы психологии, 2018. № 5, с. 13-32.
  • Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Диагностика оптимизма: детский опросник оптимистического стиля объяснения успехов и неудач // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 50-60. doi:10.17759/chp.2017130206
  • Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Оптимистический атрибутивный стиль и диспозиционный оптимизм: эмпирическая проверка сходства и различия двух конструктов // Психология. Журнал Высшей Школы экономии, изд. НИУ ВШЭ (М.), 2017, т. 14, № 4, с. 756-765. 10.17323/1813-8918-2017-4-756-765
  • Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академический мотивации школьников // Психологическая наука и образование, Изд-во ГБОУ ВПО МГППУ (М.), 2017, № 2, с. 65-74. doi:10.17759/pse.2017220206
  • Гордеева Т.О., Сычев О.А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), 2017. № 1, с. 67-87. DOI: 10.11621/vsp.2017.01.69.
  • Осин Е.Н., Горбунова А.А., Гордеева Т.О., Иванова Т.Ю., Кошелева Н.В., Овчинникова (Мандрикова) Е.Ю. Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности // Организационная психология, 2017. Т. 7, № 4. С. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru
  • Гордеева Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика, практические рекомендации // Сибирский психологический журнал, 2016. Т. 62, № 4. С. 38-63. Doi: 10.17223/17267080/62/4
  • Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Cамоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология, изд. МГППУ (М.), 2016. Т. 12, № 2, с. 46-58. doi:10.17759/chp.2016120205
  • Гордеева Т.О., Гижицкий В.В., Сычев О.А., Гавриченкова Т.К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал, 2016. Т. 37, № 2, с. 57-68.
  • Гордеева Т.О., Сычев О.А., Шепелева Е.А. Интеллект, мотивация и копинг-стратегии как условия академических достижений школьников // Вопросы психологии, 2015. № 1. C. 15-26.
    Осин Е. Н., Сучков Д. Д., Гордеева Т. О., Иванова Т. Ю. Удовлетворение базовых психологических потребностей как источник трудовой мотивации и субъективного благополучия у российских сотрудников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. 4. С. 103-121.
  • Гордеева Т.О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского университета. Сер. 14. «Психология». № 3, с. 63-78.
  • Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал, 2014, 4. Т. 35. С. 96-107.
  • Сычев О.А., Гордеева Т.О. Программы психологической профилактики депрессии у подростков // Консультативная психология и психотерапия, 2014. № 3, с. 141-157.

Список монографий

Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Академия, Смысл, 2006.
Современная психология мотивации

gordeeva_book3.jpg (31719 bytes)

  • Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, Академия. 2006. 336 с.
  • Гордеева Т.О., Е.Н. Осин, Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН. М.: Смысл, 2009. 152 с.
  • Главы (4) в книге Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011.
  • Статья в Encyclopedia of Personality and Individual Differences. Edited by Virgil Zeigler-Hill and Todd K. Shackelford, 2017 (Sheldon K.M., Gordeeva T.O.). Издательство SPRINGER (VAN GODEWIJCKSTRAAT 30, DORDRECHT, NETHERLANDS, 3311GZ) , ISBN 978-3-319-24610-9, 920 с.
  • Статья в кн. Современная российская наука о профессиональных качествах педагогов (на кит. языке) (Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Кузьменко Н.Е., Леонтьев Д.А., Рыжова О.Н., и др.), Аграрное издательство Китая Пекин, 2015, 287 с.
  • Глава Мотивация творческой деятельности в кн. Аллахвердов В.М., Белова С.С., Валуева Е.А., Васильев И.А., Гордеева Т.О., Дорфман Л.Я., Князева Т.С., Мартиндейл К., Медведев С.В., Медынцев А.А., Люсин Д.В., Тихомирова Т.Н., Растяников А.В., Ушаков Д.В. Изд-во «Институт психологии РАН», Москва, ISBN 978-5-9270-0229-0.

Список учебников

  • Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл. 2015.
  • Глава в кн. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. Учебное пособие / Под ред. Т.В. Корниловой. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы
  • Корнилова Т.В., Климов Е.А., Григоренко Е.Л., Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Гордеева Т.О., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., Зателепина Н.В. Питер М.: СПб, 2004. ISBN 5-94723-960-4, 254 с.
  • Глава в кн. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Учебное пособие для вузов. Корнилова Т.В., Климов Е.А., Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Гордеева Т.О., Григоренко Е.А. ФОРУМ, ИНФРА-М Москва, ISBN 5-86225-689-Х, 1998, 296 с.
  • Глава в кн. Теории учения. Хрестоматия. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» . Выготский Л.С., Давыдов В.В., Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф., Володарская И.А., Гордеева Т.О. Рос. психол. общество Москва, 1998, 152 с.

Список популярных изданий

  • Гордеева Т.О. (2019). Почему школьники не хотят учиться? // Образовательная политика, № 3-4 (79-80).
  • Гордеева Т.О. (2011). Желание учиться // Псиколоджи. № 65, с. 98-99.
  • Гордеева Т.О. (2009). Как сформировать желание учиться? Материалы к проведению семинара для учителей // Школьный психолог, изд-во Первое сент. (М.), том 7.

Доклады на конференциях

За последние три года участвовала с пленарными докладами на следующих международных конференциях - Больше чем обучение: как добиться изменения поведения (Московская область, Россия, 2019), Качество жизни в условиях глобальной трансформации человечества (Актру, ТГУ, 2018), Счастье и субъективное благополучие: современные подходы (Петропавловск-Камчатский, Россия, 2017), Психология мотивации в современных социальных контекстах (Россия, ТГУ, 2016), с устными докладами - 7th International Self-Determination Theory Conference (Egmond aan Zee, Нидерланды, 2019), 6th World Congress on Positive Psychology (Мельбурн, Австралия, 2019), XVI European Congress of Psychology (Москва, Россия, 2019), XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, Россия, 2019), Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе (2018, Москва, Россия), Больше чем обучение: непрерывное обучение для нового мира работы (Москва, 2017), Self Ninth Self Biennial International Conference (Мельбурн, Австралия, 2017), Fifth World Congress on Positive Psychology (Монреаль, Канада, 2017), 8th European Conference on Positive Psychology (Анжер, Франция, 2016), 6th International Conference on self-determination theory (Виктория, Канада, 2016). Со стендовыми - на конференциях Happiness beyond well-being (Москва, 2018) и SPSP Annual Convention (Атланта, США, 2018).

Член программных комитетов трех международных конференций (Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе, МГУ, 2018), Happiness beyond well-being (2018, Москва), 8th European Conference on Positive Psychology (Анжер, Франция, 2016).

Награды

  • Благодарность ректора за плодотворную деятельность на благо Московского университета в связи с 250-летием МГУ имени М.В. Ломоносова (2005).

Темы курсовых и дипломных работ

  1. Мотивация достижения, саморегуляция и учебная успешность.
  2. Предикторы одаренности. Мотивационные и личностные особенности одаренных детей и подростков. Одаренность, талант, выдающиеся достижения – врождено или рукотворно?
  3. Настойчивость и ее источники у обычных и одаренных (успешных) подростков.
  4. Оптимизм и конструктивное мышление как источник благополучия и успешности в деятельности.
  5. Детско-родительские отношения как источник мотивации достижения и благополучия подростков.
  6. Психология интереса. Интерес, поток, внутренняя мотивация учебной деятельности при разных типах (системах) обучения.
  7. Учебный обман как форма девиантного поведения школьников: причины и пути преодоления.
  8. Кросс-культурные исследования оптимизма и психологического благополучия.
  9. Образовательные среды: их оценка и роль в развитии мотивации школьников.
  10. Интерес, внутренняя мотивация, поток, сравнительный анализ понятий.
  11. Феномен демотивации, факторы демотивации и скуки в современных школах. Почему дети не хотят учиться? Мотиваторы и демотиваторы современных школьников.
  12. Отношения учитель-ученик как источник благополучия и успешности школьников.
  13. Стиль взаимодействия учителя с ребенком как предиктор (источник) учебной мотивации.
  14. Самомотивация и мотивация саморазвития, источники и следствия.
  15. Образовательные среды в разных культурах и их роль в академических достижениях.
  16. Гендерные различия в способностях и мотивации, их происхождение и средовые источники.

О факультете | Поступление и обучение | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2020: Станислав Козловский