 |
Гиппенрейтер Юлия Борисовна
|
Родилась 25 марта 1930 г. в г. Москве, закончила
отделение психологии философского факультета
МГУ (1953), доктор психологических наук (1975),
профессор (с 1978). Является профессором кафедры
общей психологии факультета психологии МГУ им.
М.В. Ломоносова.
Области научной деятельности:
экспериментальная психология (психология
восприятия, внимания, психофизиология движений),
семейная терапия, нейро-лингвистическое
программирование.
Тема кандидатской диссертации, выполненной под
руководством профессора А.Н.Леонтьева, - “О
звуковысотном слухе” (1961). В этом исследовании
был предложен и опробирован новый метод
измерения степени развития звуковысотного
слуха, составляющего основу музыкального слуха
человека. С начала ХХ в. был известен парадокс,
состоящий в том, что острота звуковысотного
слуха не коррелирует со степенью развития
музыкального слуха. Гипотеза, объясняющая этот
феномен, состояла в том, что звуки разной высоты
различаются и по тембру и что различение по
тембру может маскировать неразличение по высоте.
Идея предложенного Г. метода состояла в
“столкновении” высоты и тембра тестовых звуков:
более высокому (по основной частоте) звуку
придавался более “низкий” (“глухой”) тембр, а
более низкому - более “высокий” (“тонкий”)
тембр. Этот метод позволил выявить группу лиц, не
слышащих или плохо слышащих высоту звука.
Показано также, что в осложненных условиях
оценки высоты разнотембровых звуков
существенную помощь оказывает вокализация
(внешняя и внутренняя) и обучение ей. Обнаружено
недоразвитие тонального слуха у 1/3 части
носителей русского (тембрового) языка, и полное
его развитие у 100% носителей тональных языков
(вьетнамского, китайского). Тем самым обосновано
предположение о том, что освоение ребенком
тембрового языка может тормозить развитие
музыкального слуха, из чего следует практический
вывод о необходимости обращать специальное
внимание на развитие музыкального слуха ребенка
в период освоения им русской речи ( т. е. в
возрасте 1-2 лет).
Тема докторской диссертации “Движение глаз и
деятельность” (1975). В этом исследовании и в
работах, его продолжающих были впервые изучены
разнообразные виды движений глаз (микро- и макро-,
произвольные, непроизвольные, фиксации, скачки,
нистагмы, тремор и др.) не сами по себе, но в
контексте решения человеком различных задач
(зрительных, слуховых, двигательных, умственных).
Исследование выполнено в русле психологической
теории деятельности А.Н. Леонтьева и теории
уровней построения движений Н.А. Бернштейна. В
результате работы описана зависимость
количественных и психофизиологических
характеристик движений глаз от задачи, в решение
которой они включены, предложена
деятельностно-функциональная классификация
движений глаз (действия, операции,
психофизиологические функции). Впервые
характеристики глаза описаны как особого
двигательного органа, показаны преимущества
использования его в этом качестве (как
управляющего “выхода”); развито понятие
“оперативного поля зрения”, методы его
измерения; разработаны методы измерения степени
напряженности зрительного внимания; изучены и
описаны принципы моторных и зрительно-моторных
координаций руки и глаза; впервые подробно
исследован фиксационный опто-кинетический
нистагм, его свойства и механизмы; открыт феномен
совпадения микросаккад глаз с функциональными
единицами деятельности (на материале
использованного набора задач); на основе
указанного феномена разработан новый метод
анализа структуры и динамики деятельности, в том
числе ее внутренних форм.
В 90-е гг. в центре внимания Г. оказались новые
темы: “Методы коммуникативного тренинга и
изучение личностных изменений в ходе его”;
“Функционирование семей жертв сталинских
репрессий конца 30-х гг. в трех поколениях”
(Совместное российско-американское исследование
по гранту IREX).
Общее число научных публикаций Г. свыше 75, среди
них: монография “О движении человеческого
глаза”. М., 1978; “Введение в общую психологию”.
Учебник для студентов университетов М., 1988 (2-е
изд. 1997); Учебные пособия: “Практикум по общей
психологии”. М., 1972 (ред.); Серия хрестоматий по
общей психологии (6 книг) 1975-1984 (ред.); “Общаться с
ребенком. Как?” 1994.
См. также: