Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Геллерштейн Соломон Григорьевич

(2.11.1896 - 14.10.1967)

Психолог, доктор биологических наук (1945), профессор (1947), один из основателей отечественной психологии и психофизиологии труда, авиационной психологии, психологии спорта. Окончил Коммерческое училище (1915) и Высшие Научно-педагогические курсы при 2-м МГУ (1924), обучался в Харьковском технологическом институте. Работал в Лаборатории промышленной психотехники НК Труда СССР (1923-1925), в Московском Институте Охраны Труда НКТ СССР (с 1925), руководил здесь лабораторией психологии труда (1929 - 1935). Одновременно работал в составе психотехнической секции Государственного института экспериментальной психологии в Москве под руководством И.Н.Шпильрейна. Заведовал лабораторией психологии труда Всесоюзного Института экспериментальной медицины (1935-1937), руководил психофизиологическим отделом Института авиационной медицины Красной Армии им. акад. И.П. Павлова (1934-1937). Г. являлся одним из лидеров психотехнического движения, был членом редколлегии ж. "Советская психотехника", заместителем председателя ВОП и ПП - Всесоюзного Общества Психотехники и прикладной психофизиологии; участник Международных психотехнических конференций (1927, 1931, 1934); преподавал психотехнику во 2-м МГУ (на педологическом ф-те), заведовал кафедрой психотехники в ЛГПИ им. А.И.Герцена (1931-34), создал "профиль" психотехника. В 1937-1941 г. возглавлял психофизиологическую лабораторию Московской областной психиатрической клиники. В годы Великой Отечественной войны Г. был приглашен А.Р. Лурия в нейрохирургический военный госпиталь в г. Кисегаче, где Г. выполнял обязанности научного руководителя и консультанта по трудовой терапии всех госпиталей системы ВЦСПС (1942-1943). Материал восстановительной трудотерапии был защищен в 1945 г. в качестве докторской диссертации. В послевоенные годы Г. преподает психологию труда в МГУ (1948), зав. кабинетом психологии движений в лаборатории Н.А.Бернштейна в Московском Институте физической культуры, консультант в Центральном институте экспертизы трудоспособности инвалидов, ведет научно-преподавательскую работу на кафедре авиационной медицины военного факультета Центрального института Усовершенствования врачей (1943-1949), здесь в 1947 г. ему присвоено звание профессора по курсу психологии. В связи с компанией борьбы с космополитизмом Г. в 1949 г. был вынужден уйти с кафедры авиационной медицины ЦИУВ, из Института физической культуры и почти 7 лет (до выхода на пенсию) он работал дома, занимался переводами трудов Ч.Дарвина, Я.Пуркинье, Ж.Ламарка и др.; составил замечательный Комментарий" к избранным произведениям И.М. Сеченова (1952), написанный с позиции не только общетеоретических вопросов психологии, но и приложений к психологии труда. Г. участвовал в возрождении психологии труда, выступив с докладом на Совещании 1957 г. Последнее место работы Г. - консультант отдела эргономики ВНИИ технической эстетики (1966-67).

Области научных исследований: психология труда, авиационная психология, психология спорта, клиническая психология и психофизиология, педагогическая психология, история психологии труда, история науки. Г. выполнил психологический анализ многих профессий; сформулировал теоретические и методологические проблемы психологии профессий, обосновал необходимость предварительного изучения объективного содержания труда, его условий как основы для психологической интерпретации своеобразия психических функций профессионала, тем самым, на материале профессиональной деятельности взрослых людей были созданы предпосылки развития представлений о деятельностном опосредовании психики (Психологический анализ профессии наборщика//Гигиена труда, 1923 (соавт); Психотехнка.1926; Руководство по психотехническому профессиональному подбору.1929 (соавт.); Проблемы психологии профессий в системе советской психотехники. 1931). Изучая процессы упражнения и развития профессионально-важных качеств, первым из психологов дал характеристику "плато" на кривых упражнения как периодов стабилизации выбранных субъектом способов выполнения заданных действий, своеобразной творческой паузы. Пауза могла завершаться очередным подъемом показателей продуктивности в случаях нахождения субъектом более рациональных приемов работы (Доклад на 9-м Межд. Психологическом конгрессе в Нью-Хейвене, США,1929). Под руководством Г. в 30-е гг. разрабатывались проблемы тренировки профессионально-важных качеств у сталеваров, аппаратчиков химического производства, водителей автомашин, парашютистов, военных летчиков и пр. (Вопросы психологии труда // Психологическая наука в СССР.1960). Экспериментальной проверке были подвержены идеи К.Марбе о роли личного фактора в травматизме (К вопросу о психологическом изучении несчастных случаев // Промышленный травматизм и борьба с ним. 1930. В соавт.). Г. систематизировал отечественный и зарубежный опыт в области прогнозирования профпригодности, исследования изменчивости профессионально-важных качеств, проблемы переноса результатов обследования, полученных при тестировании или в процессе тренировки - в реальную трудовую деятельность (Метод тестов и его теоретические предпосылки.// Сб. Института методов школьной работы, 1928, вып.1; Проблема переноса упражнений // Бюлл. ВИЭМ, 1936, № 6). Г. подчеркивал важность учета индивидуальных различий в труде летчиков и до войны и в послевоенные годы (Психология в применении к авиации.1946; Очерки психологии в применении к авиации.//Труды военфака ЦИУ врачей, 1946). Проведенный им методологический анализ теории и практики промышленной психотехники не утратил своего значения до сих пор (Психотехника// Основные течения современной психологии. 1930; Проблемы психотехники на пороге 2-й пятилетки.// Советская психотехника, 1932, N 1-2). Система восстановительной трудотерапии Г. - пример управления процессом восстановления высших психических функций через проектирование и организацию содержания трудовых действий, орудий труда, рабочего пространства. Центральное значение имело также представление Г. о целевом характере трудовых и трудоподобных действий, отраженном в сознании раненых бойцов (Восстановительная трудотерапия в системе работы эвакогоспиталей.1942;1943; Принципы и методы трудовой терапии психически больных. 1964). Идеи развития психических качеств экспериментально прорабатывались в отношении таких "психофизиологических констант", как подвижность нервных процессов, скорость простой двигательной реакции и др. Г. удалось разработать систему тренировочных упражнений для формирования умений оценки коротких интервалов времени с точностью до сотых долей секунды. На базе этого умения формировалось "чувство времени", управление темпом и ритмом своих движений у спортсменов (Чувство времени и скорость двигательной реакции. 1958). С данным циклом исследований связаны и последующие работы Г. в области изучения явлений антиципации и ее роли в ренгуляции движений, проблемы соотношения осознанных и бессознательных элементов в труде профессионала. (Предвосхищающие реакции в деятельности летчика. К проблеме антиципации в связи с задачами отбора и тренировки // Авиационная и космическая медицина.1963; Пути экспериментального изучения реакции предвосхищения // Проблемы космической медицины.1966; Антиципация в свете проблемы бессознательного // Проблемы сознания. 1966).

О.Г.Носкова, дек. 1997


См. также:

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский