 |
Габай Татьяна Васильевна
(1939-18.01.2015)
|
Доктор психологических наук. Профессор
кафедры педагогики и
педагогической психологии. Родилась в 1939 году.
В 1964 году закончила филологический факультет МГУ
им. М.В. Ломоносова отделение психологии по
специальности «Психолог. Преподаватель
психологии».
В 1972 году защитила кандидатскую диссертацию по
педагогической и возрастной психологии. Тема
кандидатской диссертации: «Особенности усвоения
при реализации бихевиористических принципов
программированного обучения». С 1976 член
Общества психологов СССР.
В 2001 году защитила докторскую диссертацию по
педагогической психологии, психологическим
наукам на тему «Общая структура учебной
деятельности». С 2003 - член Российского
психологического общества.
Также являлась:
- членом Комиссии по научно-технической
экспертизе технических средств контроля и
обучения, применяемых в высших учебных
заведениях (Минвуз СССР),
- членом Научно-методического совета по
техническим средствам обучения (Минвуз СССР),
Читала курс лекций "Педагогическая
психология" на факультете психологии, а так же
лекции по психологии обучения на других
факультетах; проводила спецкурсы «Структура
учебной деятельности», с одноимённым
спецпрактикумом «Деятельностный подход в
педагогической психологии» в Московском
университете.
Направления научной деятельности
Развивала идеи деятельностного подхода при
анализе усвоения социального опыта у человека.
Исследовала фундаментальные проблемы
педагогической психологии, связанные с
выявлением нормативного состава и структуры
учебной деятельности. Т.В. Габай разработана
общая модель структуры учебной деятельности,
которая означает внесение существенных
уточнений в концептуальный аппарат
деятельностной теории усвоения социального
опыта.
Это позволило найти решение ряда проблем:
конкретизации содержания педагогического
принципа доступности, совершенствования
лекционной формы обучения, предотвращения
коммуникативных барьеров при изучении
иностранных языков, выявления
психолого-педагогических условий актуализации
умений и др.; открываются широкие возможности для
дальнейших исследований в педагогической
психологии и педагогике.
Дополнительным продуктом явилась детализация
модели структуры человеческой деятельности
вообще. Выступив в качестве методологического
средства для построения общей модели учебной
деятельности, она имеет и самостоятельное
значение в плане совершенствования
психологической теории деятельности. Уточнение
и обогащение понятийного аппарата этой теории
способствует выявлению, более строгому
формулированию и решению проблем при
конкретно-психологических исследованиях.
Область научных интересов
Структура человеческой деятельности;
структура учебной деятельности. Начало
научно-исследовательской работы связано с
теоретико-экспериментальным изучением
особенностей усвоения опыта при использовании
принципов обучения, вытекающих из
бихевиористской теории учения; было получено
косвенное подтверждение продуктивности
альтернативного, деятельностного подхода (канд.
диссертация). Исследовала возможности
деятельностной теории усвоения опыта при
решении проблем оснащения учебного процесса
техническими средствами. Сформулировала
теоретико-методологические принципы создания и
применения обучающей техники и разработала
психолого-педагогические требования к
характеристикам обучающей техники и режимам ее
использования. В последние годы исследует
проблемы, связанные с выявлением нормативного
состава и структуры человеческой деятельности
вообще и учебной деятельности в частности.
Разработанная общая модель структуры учебной
деятельности позволила внести уточнения в
концептуальный аппарат деятельностной теории
усвоения социального опыта и открыла новые
возможности при решении ряда теоретических и
прикладных проблем психологии и педагогики.
Награды
- Медаль «ветеран труда»,
- Медаль память 850-летия Москвы».
- Почетная грамота (24 сент. 1982 г., зам. Министра
высшего и среднего специального образования
СССР Н.С. Егоров) - за активное участие в работе
выше указанной Комиссии.
- Премия Минвуза СССР - за участие в разработке
автоматизированной обучающей системы (совместно
с факультетом ВМК МГУ).
- Поощрительный диплом Всесоюзного конкурса
Общества "Знание" на лучшие произведения
научно-популярной литературы (за брошюру "Пути
и возможности автоматизации учебного
процесса", М., "Знание", 1977 г. совм. с Н.Ф.
Талызиной) - 1978 г.
- Грант от Фонда Дж. Сороса (1994-1995 гг.).
- Почетная грамота факультета психологии МГУ за
достижение высоких показателей в труде и
успешное выполнение социалистических
обязательств и в связи с 225-летием Московского
университета.
- Благодарственные грамоты:
- от Правления организации общества "Знание"
МГУ за активную лекционную пропаганду среди
трудящихся г. Москвы - 1976 г.
- от Правления Московской городской организации
общества "Знание" за активное участие в
лекционной пропаганде знаний среди трудящихся г.
Москвы - 1977 г.
- от Правления Ленинской районной организации
Московской городской организации общества
"Знание" РСФСР за активное участие в
лекционной пропаганде среди трудящихся г. Москвы
- 1982 г.
Основные публикации
- "Пути и возможности автоматизации учебного
процесса" (совм. с Н.Ф. Талызиной). М.:
"Знание", 1977 (брошюра);
- "Учебная деятельность и ее средства" М.:
МГУ, 1988;
- "Педагогическая психология" М.: МГУ, 1995
(учебное пособие);
- "Педагогическая психология" М.:
"Академия", 2003 (учебное пособие);
- "Педагогическая психология" М.:
"Академия", 2005 (учебное пособие, 2-е изд.,
испр.);
- "Педагогическая психология" М.:
"Академия", 2006 (учебное пособие, 3-е изд.).
См. также: