 |
Филонов Лев Борисович
(1 августа 1925 — 11 апреля 2016)
|
Родился Лев Борисович Филонов 1 августа 1925 г. в
Оренбурге, в семье служащих; отец — Борис
Митрофанович Филонов, занимал ряд руководящих
постов, был директором нескольких трестов, мать
– Вера Николаевна Шумкова, работала
библиотекарем. Ф. обучался в средней школе № 98 г.
Казани, в которой много внимания уделялось
изобразительному творчеству. В школе работали
педологи. Интерес к психологии возник при
рассмотрении многочисленных рисунков детей и их
интерпретации школьными педологами, с которыми
юноша поддерживал контакты. Участвовал в войне с
фашистами, награжден 6-ю медалями и орденами.
После окончания войны, Лев Борисович окончил
Казанский юридический институт (1949), получив
квалификацию – “юрист”, работал адвокатом и
одновременно заочно обучался на отделении
психологии философского факультета
Ленинградского государственного университета,
которое окончил в 1954 г. с присвоением
квалификации: “психолог, преподаватель
психологии». В студенческие годы интересовался
философией, проблемой индивидуальных различий
людей, истоками развития у человека девиантного
характера. С 1955 г. он начал профессиональную
деятельность как психолог в качестве младшего
научного сотрудника лаборатории Д.А. Ошанина в
Институте психологии АПН СССР.
В 70-80-е годы Ф. работал психологом в системе МВД
СССР, здесь был собран материал докторской
диссертации. После защиты докторской
диссертации Ф. преподавал психологию в разных
университетах.Помимо чтения лекций на
факультете психологии МГУ имени М.В.
Ломоносова,Ф. заведовал кафедрой психологии в
Московском государственном заочном
педагогическом институте (МГЗПИ) в 1986-1990 гг.; в
1992-1996 гг. заведовал кафедрой психологии в
Университете РАО, в 1990-2000 гг. — заведовал
лабораторией психологической антропологии в НИИ
культурологии РАН.
В последние годы Лев Борисович являлся главным
научным сотрудником Российского института
культурологии (РИК РАН), заслуженным профессором
кафедры социальной психологии Российского
государственного социального университета
(РГСУ); преподавал психологию в качестве
профессора на факультете юридической психологии
Московского городского
психолого-педагогического университета (МГППУ);
был членом Ассоциации содействия Международной
академии наук (с 1993 г.).
Области научных исследований: юридическая
психология, психология труда, психология
личности и дифференциальная психология,
социальная психология, общая психология.
Профессиональная деятельность Ф. в психологии
началась с исследований процессов восприятия.
Тема его кандидатской диссертации: “О
зависимости скорости реакции выбора от числа
различительных признаков” (1963). В этой работе Ф.
описал явление «броского признака» и
закономерности организации признаков, в
совокупности эти явления были названы в
Голландии «феноменом Филонова» (1968). Позже Ф.
концентрирует внимание на анализе особенностей
коммуникативного взаимодействия людей в
условиях затрудненности общения, характерной
для сферы юридической практики. Тема докторской
диссертации Ф.: “Психология развития контактов в
условиях затрудненности общения” (1986). В этой
области Ф. разработана методика установления
контактов в диалоге, определены основные этапы и
принципы взаимодействия в затрудненных
ситуациях, связанных с проблемами юридической
практики — при взаимодействии воспитателя и
воспитанника, в ситуации допроса свидетелей, а
также в отношении лиц, подозреваемых в
совершении преступлений (Филонов, 1979, 1982, 1986). В
настоящее время филоновская «методика контакта»
применяется в деятельности специальных служб,
является основой для выдвижения стратегии и
тактики ведения переговоров с террористами, а
также используется при нарушении режимов в
местах исполнения приговора. Ф. исследовал
психологию личностей с отклоняющимся поведением
(Филонов, 1981; 1983). В 90-е годы Ф. разрабатывал
проблемы психологической антропологии, в
частности, модель диагностируемой личности,
проблемы психологии в юридической сфере. Ученики
Льва Борисовича продолжают развивать идеи
учителя, по праву относя себя к «школе
Филонова».Вклад Льва Борисовича Филонова в
развитие психологической науки составляют —
«концепция признаковой постановки
психологического диагноза»; «концепция
девиационной природы изменчивости»; «концепция
периодов возникновения отклонений в развитии
личности»; «концепция модели проявления
утаиваемых обстоятельств»; «концепция
коммуникативных технологий развития контакта и
эскалации конфликта»; «концепция
личностно-опосредованного формирования
специалиста-психолога». Последние разработки Ф.
связаны с обоснованием
«психолого-антропологического конструктивного
подхода в психологии». Многолетняя
научно-исследовательская и преподавательская
деятельность Льва Борисовича была плодотворной,
под его руководством успешно защищены свыше 38
кандидатских диссертаций. Лев Борисович Филонов
отмечен наградами, среди них: знак «Отличник
просвещения» (1995), медаль «За социальное
служение» (2006).
Ф. читал на факультете психологии МГУ имени М.В.
Ломоносова и в других вузах курсы: “Юридическая
психология”, “Психология личности с
отклоняющимся поведением”, “Психология
общения”, “Психодиагностика (графология)”.
Опубликовал свыше 100 научных работ, среди них
основные труды: Психологические способы
выявления скрываемого обстоятельства. М., 1979;
Детерминация возникновения и развития
отрицательных черт характера у лиц с
отклоняющимся поведением // Психология
формирования и развития личности. М., 1981;
Психологические аспекты установления контактов
между людьми (Методика контактного
взаимодействия). Пущино, НЦБИ АН СССР, 1982;
Психологические способы изучения личности
обвиняемого: Учебное пособие. М., 1983; Тренинги
делового общения сотрудников органов внутренних
дел с различными категориями граждан. М., 1992;
Психолого-педагогическая антропология (в соавт),
2007; Словарь компендиум
психолого-антропологической диагностики (в
соавт.), М., 2008.
См. также: