Психологи МГУ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 |
Давыдов Василий Васильевич
(1930-1998)
|
Давыдов Василий Васильевич (31.08.1930, Москва –
19.03.1998, Кагалым Тюменской обл.) — выдающийся
российский психолог, философ, создатель
психологической школы, продолжившей традиции
культурно-исторической теории Л.С. Выготского и
теории деятельности, разработанной А.Н.
Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Р. Лурия, Д.Б.
Элькониным, П.Я. Гальпериным. Академик (1978) и вице-президент
(с 1989) АПН СССР, академик (1992) и вице-президент (с
1992) Российской академии образования (РАО).
Почетный член Национальной академии образования
США. Член редколлегии журналов «Вопросы
психологии» и «Психологический журнал».
Директор Психологического института РАО (1974—1983;
1991—1992). Профессор ф-та психологии МГУ им. М.В.
Ломоносова (1978—1982). Заслуженный деятель науки РФ
(1996). Лауреат премии им. К.Д. Ушинского (1973). Лауреат
Премии президента РФ в области образования (1996)
за создание учебно-методического комплекса
«Система развивающего обучения (по Д.Б. Эльконину
— В.В. Давыдову)». Президент Международной
ассоциации «Развивающее обучение» (1992). Член
Президиума Российского психологического
общества. Член Общественного совета по
образованию при комитете Государственной Думы
по образованию и науке. Главный редактор
Российской педагогической энциклопедии (1993).
Окончил отделение психологии философского ф-та
МГУ им. М.В. Ломоносова (1953) и аспирантуру там же
(1956). Канд. психол. наук (1958). Тема канд. диссертации:
«Образование начального понятия о количестве у
детей» (науч. рук. — П.Я. Гальперин). Докт. психол.
наук (1970). Тема докт. диссертации: «Виды обобщения
в обучении».
Область научных интересов: разработал
фундаментальную полидисциплинарную теорию
учебной деятельности. Согласно этой теории
содержанием учебной деятельности являются
теоретические знания, раскрывающие учащимся
условия происхождения различных понятий и
способов их использования. Усвоение таких знаний
происходит при решении учебных задач,
осуществляемом посредством системы учебных
действий. Созданная теория и практика
развивающего обучения — это уникальный образец
системной психологической работы, выстроенной
от уровня философско-методологического
обоснования общей теории развития сознания и
частных теорий становления определенных
возрастных новообразований вплоть до уровня
конкретных педагогических технологий
культивирования этих новообразований,
оснащенных психологическими методами для
диагностики развивающих эффектов обучения.
В МГУ читал курс лекций по педагогической
психологии.
Основные труды:
- Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972;
- Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика,
1986;
- Психологическая теория учебной деятельности и
методов начального обучения, основанных на
содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992;
- Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996;
- Последние выступления. М.: ПЦ «Эксперимент», 1998.
|