Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Давыдов Василий Васильевич

Давыдов Василий Васильевич
(1930-1998)

Давыдов Василий Васильевич (31.08.1930, Москва – 19.03.1998, Кагалым Тюменской обл.) — выдающийся российский психолог, философ, создатель психологической школы, продолжившей традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным. Академик (1978) и вице-президент (с 1989) АПН СССР, академик (1992) и вице-президент (с 1992) Российской академии образования (РАО). Почетный член Национальной академии образования США. Член редколлегии журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Директор Психологического института РАО (1974—1983; 1991—1992). Профессор ф-та психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1978—1982). Заслуженный деятель науки РФ (1996). Лауреат премии им. К.Д. Ушинского (1973). Лауреат Премии президента РФ в области образования (1996) за создание учебно-методического комплекса «Система развивающего обучения (по Д.Б. Эльконину — В.В. Давыдову)». Президент Международной ассоциации «Развивающее обучение» (1992). Член Президиума Российского психологического общества. Член Общественного совета по образованию при комитете Государственной Думы по образованию и науке. Главный редактор Российской педагогической энциклопедии (1993).

Окончил отделение психологии философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1953) и аспирантуру там же (1956). Канд. психол. наук (1958). Тема канд. диссертации: «Образование начального понятия о количестве у детей» (науч. рук. — П.Я. Гальперин). Докт. психол. наук (1970). Тема докт. диссертации: «Виды обобщения в обучении».

Область научных интересов: разработал фундаментальную полидисциплинарную теорию учебной деятельности. Согласно этой теории содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, раскрывающие учащимся условия происхождения различных понятий и способов их использования. Усвоение таких знаний происходит при решении учебных задач, осуществляемом посредством системы учебных действий. Созданная теория и практика развивающего обучения — это уникальный образец системной психологической работы, выстроенной от уровня философско-методологического обоснования общей теории развития сознания и частных теорий становления определенных возрастных новообразований вплоть до уровня конкретных педагогических технологий культивирования этих новообразований, оснащенных психологическими методами для диагностики развивающих эффектов обучения.

В МГУ читал курс лекций по педагогической психологии.

Основные труды:

  • Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972;
  • Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986;
  • Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992;
  • Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996;
  • Последние выступления. М.: ПЦ «Эксперимент», 1998.

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский