Психологи МГУ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
Бурменская Галина Васильевна (р. 1952,
Москва) — доцент кафедры
возрастной психологии. Окончила факультет
психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1974),
аспирантуру по кафедре детской и возрастной
психологии (1977), защитила кандидатскую
диссертацию под руководством проф. П.Я. Гальперина и
доц. Л.Ф. Обуховой
по теме: «Возможности планомерного развития
познавательных процессов дошкольника» (1978).
Деятельность
С 1977 г. работала на кафедре возрастной
психологии в должности научного сотрудника, с 1989
г. по настоящее время – доцент. Заслуженный
преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова. Член
Ученого Совета факультета психологии МГУ с 2012
г.
Должность, степень, звание
Доцент кафедры возрастной психологии, кандидат
психологических наук, доцент.
Педагогическая деятельность
Читаемые курсы: «Возрастно-психологическое
консультирование детей и подростков»,
«Психологическое обследование детей и
подростков», «Онтогенез индивидуально-психологических
различий», «Факторы риска в психическом развитии
ребенка»; спецпрактикумы по методам
психологической диагностики развития детей и
возрастно-психологическому консультированию.
Область научных интересов
Психология развития, дифференциальная
психология возрастного развития; типологический
подход к онтогенезу индивидуально-психологических
различий; возрастно-психологическое
консультирование; диагностика познавательного
развития в дошкольном и младшем школьном
возрасте; онтогенетическая роль привязанности
ребенка к матери; мировосприятие детей и
подростков; взаимоотношения сиблингов в детстве
и взрослом возрасте.
Основные публикации
Опубликовано более 70 работ. Среди них:
Учебные пособия:
- «Возрастно-психологический подход в
консультировании детей и подростков» (совместно
с Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой, А.Г.
Лидерсом) (2002, 2007).
- «Психологическое обследование детей
дошкольного – младшего школьного возраста» (2003).
- «Хрестоматия по детской психологии: от младенца
до подростка» (2005, 2009).
- «Как проектировать универсальные действия в
начальной школе. От действия к мысли». М.:
Просвещение, 2009, 2014 (в соавт. с А.Г. Асмоловым, О.А.
Карабановой и др.).
Под её научной редакцией изданы сборники и
переводы книг:
- «Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии» (2001,
совместно с Л.Ф. Обуховой);
- Боулби Дж. «Привязанность» (2003);
- Хорни К. «Наши внутренние конфликты. О
психологии женщины» (В кн.: Психоанализ и
культура. 1995);
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени.
Самоанализ (1993);
- «Одаренные дети» (1991, совместно с В.М. Слуцким);
- Тер Лаак Я., Бругман Г. «Big 5: как измерить
человеческую индивидуальность. Оценки и
описания» (2003);
- Равен Дж. «Педагогическое тестирование.
Проблемы, заблуждения, перспективы» (1999).
Статьи:
- Понятие инвариантности и проблема психического
развития ребенка // Вопросы психологии, 1976, № 4.
- Понятие инвариантности Ж.Пиаже как показатель
умственного развития ребенка // Вопросы
психологии, 1978, № 6.
- Речь для себя в дошкольном возрасте // Вестник
МГУ. Серия «Психология», 1989, № 1. С.113-118 (1,0 п.л.)
(совместно с Ж.П.Раку).
- Типологический подход в возрастной психологии
развития // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология,
2000. № 4.
- Типологический анализ онтогенеза
индивидуальных различий // Вопросы психологии,
2002, № 2.
- Исследование индивидуально-психологических
особенностей методом поэтапного формирования
умственных действий и понятий // Вопросы
психологии, 2002, № 5.
- Проблемы онто- и филогенеза привязанности к
матери в теории Джона Боулби // Вступительная
статья к кн.: Дж. Боулби. Привязанность. М.,
Гардарики. 2003.
- Методики диагностики привязанности к матери
ребенка дошкольного и младшего школьного
возраста // Психологическая диагностика, 2005, № 4.
- Формирование комбинаторного мышления у младших
школьников и подростков // Вопросы психологии, 2007,
№ 2 (совместно с Л.В. Евдокимовой).
- Культурно-историческая
системно-деятельностная парадигма
проектирования стандартов школьного
образования // Вопросы психологии, 2007, №4
(совместно с А.Г. Асмоловым, И.А. Володарской,
Н.Г. Салминой, О.А. Карабановой).
- Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе. От действия к мысли.
М., Просвещение. 2008 (совместно с А.Г. Асмоловым, И.А.
Володарской, Н.Г. Салминой, О.А. Карабановой).
- Привязанность ребенка к матери как основание
типологии развития // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14,
Психология, 2009. № 4.
- Burmenskaya G.V. Child’s Attachment to Mother as the Basis of Mental Development
Typology / Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook / Ed. by Y.
Zinchenko, V. Petrenko. – Moscow: Russian Psychological Society, 2009.
- Мировосприятие детей с разными типами
привязанности к матери // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14,
Психология, 2011. № 2.
- Понятие «ориентировочная деятельность» как
средство анализа феноменов психического
развития в онтогенезе // Культурно-историческая
психология. 2012, № 4.
- Взаимоотношения братьев и сестер и их связь с
привязанностью к матери // Вопросы психологии. 2015.
№ 4. С. 15—25 (в соавт. с О.В. Алмазовой).
Темы диссертационных и дипломных работ,
защищенных под научным руководством Г.В.
Бурменской
Кандидатские диссертации
- Борисова И.А. Особенности самооценки младших
школьников с разными типами эмоциональной
привязанности к матери (2007).
- Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к
матери как фактор становления автономии
личности в младшем школьном возрасте. М., МГУ (2007).
- Евдокимова Л.В. Формирование комбинаторного
мышления у младших школьников и подростков (2006).
- Авдеева Л.И. Особенности самосознания младших
школьников, воспитывающихся в учреждениях
закрытого типа (2005).
- Молчанова Г.В. Динамика возрастных и
индивидуальных особенностей умственного
развития тревожных и импульсивных детей 6-8 лет
(2000).
- Чернышева Н.С. Психологическое содержание
трудностей в учении младших школьников с
выраженными характерологическими особенностями
(1998).
Дипломные работы (с 2005 г.)
- Плешкова Н.С. Временная перспектива подростков
с разными типами привязанности к матери (2013).
- Смирнова М.К. Базисные убеждения и
психологическое благополучие родителей как
факторы взаимоотношений с детьми подросткового
возраста (2013).
- Сомова Е..В. Диагностика типов материнского
реагирования на негативные эмоции у детей
раннего и дошкольного возраста (2013).
- Степанова И.М. Опыт родительского
принятия/отвержения в детстве и особенности
взаимоотношений с собственными детьми (2013).
- Коковкина Е.А. Развитие совместных действий со
сверстниками в начальной школе (2012).
- Кузьмина А.С. Особенности мировосприятия
подростков с разным уровнем психологического
благополучия (2012).
- Путрик Е.С. Психологическое благополучие
младших подростков из семей с разным
социо-экономическим статусом (2012).
- Скулачева Е.В. Особенности сюжетно-ролевой игры
у детей с разным типом привязанности к матери
(2012).
- Алмазова О.В. Особенности привязанности
взрослых сиблингов (2011).
- Анферова А.М. Психологическая защищённость
подростка в семье как фактор отношения к себе и к
миру (2011).
- Кузнецова (Валенсуэла) А.С. Личностная автономия
и инициативность в подростковом возрасте (2011).
- Двухименная М.В. Особенности сферы
взаимоотношений у младших школьников из
неполных семей (2011).
- Меликсетян К.Ю. Эмоциональные индикаторы
отношения к учению у школьников начальных
классов (2011).
- Сапожникова К.О. Мотивация к учению как фактор
психологического благополучия младших
школьников (2011).
- Тарасова Е.В. Психологическое благополучие
родителей как фактор отношения к детям (2011).
- Царева Н.В. Материнское воспитание как фактор,
влияющий на взаимоотношения сиблингов (2011).
- Гусарова А.А. Диагностика привязанности
дошкольников и младших школьников к матери на
основе проективных методик и особенностей
детско-родительского взаимодействия (2010).
- Сокольская М.В. Мотивационно-смысловой
аспект готовности к школе первоклассников в
России и Индонезии (2010).
- Попкова Ж.О. Связь показателей психологического
благополучия у младших школьников и их матерей
(2010).
- Сорокина М.С. Личностная автономия младших
подростков и особенности преодоления трудных
жизненных ситуаций (2009).
- Старикова А.В. Успешность овладения чтением и
отношение младших школьников к школе и учению
(2009).
- Мосина Е.А. Личностная автономия и
эмоциональное благополучие подростков (2009).
- Фролова О.Н. Связь стиля совладающего поведения
младших школьников и подростков с родительской
поддержкой (2009).
- Ежкова Д.Н. Взаимоотношения сиблингов и
особенности родительского воспитания (на
материале дошкольного и младшего школьного
возраста) (2009).
- Паршина М.Н. Отношение к себе и своему будущему у
подростков с разным типом привязанности к матери
(2008).
- Николаева А.Ю. Особенности мировосприятия
младших подростков с различным типом
привязанности к матери (2008).
- Алексеева А.И. Личностные особенности младших
школьников из семей с разным социо–
экономическим статусом (2007).
- Абаиадзе М.З. Фрустрация самостоятельности
младших подростков и их агрессивность (2007).
- Хадзигеоргиу А. Отношение к школе младших
школьников и подростков с разным уровнем
тревожности (2007).
- Бардина И.Ю. Cтратегии совладающего поведения
младших подростков с характерологическими
особенностями (2007).
- Бердышева А.О. Особенности проявления эмпатии у
детей дошкольного возраста (2007).
- Долгушева Т.Б. Автономия и привязанность к
матери при переходе от младшего школьного к
младшему подростковому возрасту (2007).
- Ивашкова Н.Е. Связь особенностей привязанности
ребенка к матери с характерологическим
своеобразием в младшем школьном возрасте (2007).
- Шарина Д.А. Стратегии преодоления трудных
ситуаций младшими школьниками и подростками с
характерологическими особенностями (2007).
- Яночкина М.А. Установки эмоционального
реагирования у девушек и юношей с разными типами
привязанности к матери (2007).
- Иванова О.Е. Самооценка и мировосприятие
конфликтных детей младшего школьного возраста
(2006).
- Каменева Е.Э. Диагностика и коррекция
саморегуляции у младших школьников (2006).
- Папсуева Е.Б. Отношение к школе и учению детей
младшего школьного возраста (2006).
- Акимова Е.В. Особенности эмпатических
проявлений к матери у детей с разным типом
эмоциональной привязанности (2005).
- Ершова Л.А. Своеобразие характерологических
проявлений у младших подростков (2005).
- Олейникова М.В. Особенности психического
развития дошкольников с резидуальной
микроорганикой (2005).
- Хворова И.В. Своеобразие эмоциональной сферы
детей младшего школьного возраста с разным
уровнем самооценки (2005).
|
Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.
Дизайн и поддержка сайта 1997-2023: Станислав Козловский
|