Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Психологи МГУ: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Бурменская Галина Васильевна  

Бурменская Галина Васильевна

burmenska@list.ru

Бурменская Галина Васильевна (р. 1952, Москва) — доцент кафедры возрастной психологии. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1974), аспирантуру по кафедре детской и возрастной психологии (1977), защитила кандидатскую диссертацию под руководством проф. П.Я. Гальперина и доц. Л.Ф. Обуховой по теме: «Возможности планомерного развития познавательных процессов дошкольника» (1978).

Деятельность

С 1977 г. работала на кафедре возрастной психологии в должности научного сотрудника, с 1989 г. по настоящее время – доцент. Заслуженный преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова. Член Ученого Совета факультета психологии МГУ с 2012 г. 

Должность, степень, звание

Доцент кафедры возрастной психологии, кандидат психологических наук, доцент.

Педагогическая деятельность

Читаемые курсы: «Возрастно-психологическое консультирование детей и подростков», «Психологическое обследование детей и подростков», «Онтогенез индивидуально-психологических различий», «Факторы риска в психическом развитии ребенка»; спецпрактикумы по методам психологической диагностики развития детей и возрастно-психологическому консультированию.

Область научных интересов

Психология развития, дифференциальная психология возрастного развития; типологический подход к онтогенезу индивидуально-психологических различий; возрастно-психологическое консультирование; диагностика познавательного развития в дошкольном и младшем школьном возрасте; онтогенетическая роль привязанности ребенка к матери; мировосприятие детей и подростков; взаимоотношения сиблингов в детстве и взрослом возрасте.

Основные публикации

Опубликовано более 70 работ. Среди них:

Учебные пособия:

  • «Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков» (совместно с Е.И. Захаровой,  О.А. Карабановой, А.Г. Лидерсом) (2002, 2007).
  • «Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста» (2003).
  • «Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка» (2005, 2009).
  • «Как проектировать универсальные действия в начальной школе. От действия к мысли». М.: Просвещение, 2009, 2014 (в соавт. с А.Г. Асмоловым, О.А. Карабановой и др.).

Под её научной редакцией изданы сборники и переводы книг:

  • «Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии» (2001, совместно с Л.Ф. Обуховой);
  • Боулби Дж. «Привязанность» (2003);
  • Хорни К. «Наши внутренние конфликты. О психологии женщины» (В  кн.: Психоанализ и культура. 1995);
  • Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ (1993);
  • «Одаренные дети» (1991, совместно с В.М. Слуцким);
  • Тер Лаак Я., Бругман Г. «Big 5: как измерить человеческую индивидуальность. Оценки и описания» (2003);
  • Равен Дж. «Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы» (1999).

Статьи:

  1. Понятие инвариантности и проблема психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1976, № 4.
  2. Понятие инвариантности Ж.Пиаже как показатель умственного развития ребенка // Вопросы психологии, 1978, № 6.
  3. Речь для себя в дошкольном возрасте // Вестник МГУ. Серия «Психология», 1989, № 1. С.113-118  (1,0 п.л.) (совместно с Ж.П.Раку).
  4. Типологический подход в возрастной психологии развития // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология, 2000. № 4.
  5. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий // Вопросы психологии, 2002, №  2.
  6. Исследование индивидуально-психологических особенностей методом поэтапного формирования умственных действий и понятий // Вопросы психологии, 2002, № 5.
  7. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби // Вступительная статья к кн.: Дж. Боулби. Привязанность. М., Гардарики. 2003.
  8. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая диагностика, 2005, № 4.
  9. Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков // Вопросы психологии, 2007, №  2 (совместно с Л.В. Евдокимовой).
  10. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии, 2007, №4 (совместно с  А.Г. Асмоловым, И.А. Володарской, Н.Г. Салминой, О.А. Карабановой).
  11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М., Просвещение. 2008 (совместно с А.Г. Асмоловым, И.А. Володарской, Н.Г. Салминой, О.А. Карабановой).
  12. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология, 2009. № 4.
  13. Burmenskaya G.V. Child’s Attachment to Mother as the Basis of Mental Development Typology / Psychology in Russia: State of the Art. Scientific Yearbook / Ed. by Y. Zinchenko, V. Petrenko. – Moscow: Russian Psychological Society,  2009.
  14. Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология, 2011. № 2.
  15. Понятие «ориентировочная деятельность» как средство анализа феноменов психического развития в онтогенезе // Культурно-историческая психология. 2012, № 4.
  16. Взаимоотношения братьев и сестер и их связь с привязанностью к матери // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 15—25 (в соавт. с О.В. Алмазовой).

Темы диссертационных и дипломных работ, защищенных под научным руководством Г.В. Бурменской

Кандидатские диссертации

  1. Борисова И.А. Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери (2007).
  2. Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте. М., МГУ (2007).
  3. Евдокимова Л.В. Формирование комбинаторного мышления у младших школьников и подростков (2006).
  4. Авдеева Л.И. Особенности самосознания младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа (2005).
  5. Молчанова Г.В. Динамика возрастных и индивидуальных особенностей умственного развития тревожных и импульсивных детей 6-8 лет (2000).
  6. Чернышева Н.С. Психологическое содержание трудностей в учении младших школьников с выраженными характерологическими особенностями (1998).

Дипломные работы (с 2005 г.)

  1. Плешкова Н.С. Временная перспектива подростков с разными типами привязанности к матери (2013).
  2. Смирнова М.К. Базисные убеждения и психологическое благополучие родителей как факторы взаимоотношений с детьми подросткового возраста (2013).
  3. Сомова Е..В. Диагностика типов материнского реагирования на негативные эмоции у детей раннего и дошкольного возраста (2013).
  4. Степанова И.М. Опыт родительского принятия/отвержения в детстве и особенности взаимоотношений с собственными детьми (2013).
  5. Коковкина Е.А. Развитие совместных действий со сверстниками в начальной школе (2012).
  6. Кузьмина А.С. Особенности мировосприятия подростков с разным уровнем психологического благополучия (2012).
  7. Путрик Е.С. Психологическое благополучие младших подростков из семей с разным социо-экономическим статусом (2012).
  8. Скулачева Е.В. Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с разным типом привязанности к матери (2012).
  9. Алмазова О.В. Особенности привязанности взрослых сиблингов (2011).
  10. Анферова А.М. Психологическая защищённость подростка в семье как фактор отношения к себе и к миру (2011).
  11. Кузнецова (Валенсуэла) А.С. Личностная автономия и инициативность в подростковом возрасте (2011).
  12. Двухименная М.В. Особенности сферы взаимоотношений у младших школьников из неполных семей (2011).
  13. Меликсетян К.Ю. Эмоциональные индикаторы отношения к учению у школьников начальных классов (2011).
  14. Сапожникова К.О. Мотивация к учению как фактор психологического благополучия младших школьников (2011).
  15. Тарасова Е.В. Психологическое благополучие родителей как фактор отношения к детям (2011).
  16. Царева Н.В. Материнское воспитание как фактор, влияющий на взаимоотношения сиблингов (2011).
  17. Гусарова А.А. Диагностика привязанности дошкольников и младших школьников к матери на основе проективных методик и особенностей детско-родительского взаимодействия (2010).
  18. Сокольская М.В. Мотивационно-смысловой аспект  готовности к школе первоклассников в России и Индонезии (2010).
  19. Попкова Ж.О. Связь показателей психологического благополучия у младших школьников и их матерей (2010).
  20. Сорокина М.С. Личностная автономия младших подростков и особенности преодоления трудных жизненных ситуаций (2009).
  21. Старикова А.В. Успешность овладения чтением и отношение младших школьников к школе и учению (2009).
  22. Мосина Е.А. Личностная автономия и эмоциональное благополучие подростков (2009).
  23. Фролова О.Н. Связь стиля совладающего поведения младших школьников и подростков с родительской поддержкой (2009).
  24. Ежкова Д.Н. Взаимоотношения сиблингов и особенности родительского воспитания (на материале дошкольного и младшего школьного возраста) (2009).
  25. Паршина М.Н. Отношение к себе и своему будущему у подростков с разным типом привязанности к матери (2008).
  26. Николаева А.Ю. Особенности мировосприятия младших подростков с различным типом привязанности к матери (2008).
  27. Алексеева А.И. Личностные особенности младших школьников из семей с разным социо– экономическим статусом (2007).
  28. Абаиадзе М.З. Фрустрация самостоятельности младших подростков и их агрессивность (2007).
  29. Хадзигеоргиу А. Отношение к школе младших школьников и подростков с разным уровнем тревожности (2007).
  30. Бардина И.Ю. Cтратегии совладающего поведения младших подростков с характерологическими особенностями (2007).
  31. Бердышева А.О. Особенности проявления эмпатии у детей дошкольного возраста (2007).
  32. Долгушева Т.Б. Автономия и привязанность к матери при переходе от младшего школьного к младшему подростковому возрасту (2007).
  33. Ивашкова Н.Е. Связь особенностей привязанности ребенка к матери с характерологическим своеобразием в младшем школьном возрасте (2007).
  34. Шарина Д.А. Стратегии преодоления трудных ситуаций младшими школьниками и подростками с характерологическими особенностями (2007).
  35. Яночкина М.А. Установки эмоционального реагирования у девушек и юношей с разными типами привязанности к матери (2007).
  36. Иванова О.Е. Самооценка и мировосприятие конфликтных детей младшего школьного возраста (2006).
  37. Каменева Е.Э. Диагностика и коррекция саморегуляции  у младших школьников (2006).
  38. Папсуева Е.Б. Отношение к школе и учению детей младшего школьного возраста (2006).
  39. Акимова Е.В. Особенности эмпатических проявлений к матери у детей с разным типом эмоциональной привязанности (2005).
  40. Ершова Л.А. Своеобразие характерологических проявлений у младших подростков (2005).
  41. Олейникова М.В. Особенности психического развития дошкольников с резидуальной микроорганикой (2005).
  42. Хворова И.В. Своеобразие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с разным уровнем самооценки (2005).

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приёмная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2017: Станислав Козловский